
Вопрос
Каковы штрафы за нарушение при оформлении уголка потребителя? Какие документы должны располагаться на стенде потребителя?
Ответ
Наличие уголка потребителя - это обязанность организации или индивидуального предпринимателя при оказании услуг населению. Не обязательно должна соблюдаться формулировка «Уголок потребителя», можно назвать «Информационный стенд» или просто «Информация для потребителя». Важно, чтобы там была размещена необходимая информация. Данная обязанность вменена статьей 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон).
Данная статья требует довести до потребителя информацию о государственной регистрации продавца и названии регистрирующего органа, а также сведения о лицензиях и аккредитации, в случае если осуществляемые виды деятельности подлежат лицензированию и (или) аккредитации.
Непредоставление данной информации является нарушением установленных правил продажи отдельных видов товаров и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.15 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф за нарушение Правил для предпринимателей составит от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для организаций - от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июня 2009 г. Ф03-2673/ 2009).
Информационный стенд «Уголок потребителя» или «Уголок покупателя» должен содержать следующую обязательную информацию:
1. Копия (заверенная печатью) свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (ст. 8 Закона «О защите прав потребителей»).
2. Копия (заверенная печатью) лицензии или свидетельства об аккредитации, в случае если вид деятельности, осуществляемый предпринимателем подлежит лицензированию и (или) государственной аккредитации (ст. 9 Закона «О защите прав потребителей»).
3. Правила продажи отдельных видов товаров Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» с изменениями в редакции Постановления Правительства от 15.12.2006 г. №770 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55» (см. п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров).
4. Книга жалоб и предложений (п. 8 Правил продажи отдельных видов
5. Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1. товаров).
6. Адреса и номера телефонов контролирующих органов и органов по защите прав потребителей (ст.3 Закона «О защите прав потребителей»).
7. «Уголок потребителя» или «Уголок покупателя» также может содержать дополнительную информацию, регламентируемую особенностями предоставляемых услуг или видов предлагаемых товаров, в соответствии с Правилами торговли или предоставления соответствующих услуг: например, сертификаты, санитарные книжки, документы и разрешения, пожарные согласования, план эвакуации, нормы по охране труда, патенты, прейскуранты, санитарно-эпидемиологические правила (для торговли и общепита и пр.).
Внешний вид уголка потребителя, как и его расположение в торговой точке, не регламентированы. Существует лишь одно условие: информация должна быть представлена в наглядной и доступной форме. Важно, чтобы покупатель мог самостоятельно ознакомиться с документами. Не стоит размещать бумаги в закрытой стеклянной витрине, так как будет нарушено требование «доступности». Как правило, «уголок» представляет собой стенд с прозрачными карманами для документов, но вполне возможен и вариант с папкой. Главное, чтобы она находилась на виду, к ней был свободный доступ и надпись «Информация для потребителя».