Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Духовное  Ершовская волость  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровый календарь  Здоровье  Земляки  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Инициатива  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Колонка депутата  Команда 2018  Комфортная среда  Конкурс  Краснопрудская волость  Красота  Криминал  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образ жизни  Образование  Обратная связь  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Сад-огород  Самоуправление  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Турнир  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Форум  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№40 (9944)  №38 (9942)  №37 (9941)  №36 (9940)  №35 (9939)  №34 (9938)  №33 (9937)  №32 (9936)  №31 (9935)  №30 (9934)  №29 (9933)  №28 (9932)  №27 (9931)  №26 (9930)  №25 (9929)  №24 (9928)  №23 (9927)  №22 (9926)  №21 (9925)  №20 (9924)  №19 (9923)  №18 (9922)  №17 (9921)  №16 (9920)  №15 (9919)  №14 (9918)  №13 (9917)  №12 (9916)  №11 (9915)  №10 (9914)  №9 (9913)  №8 (9912)  №7 (9911)  №6 (9910)  №5 (9909)  №4 (9908)  №3 (9907)  №2 (9906)  №1 (9905)  №51 (9904)  №50 (9903)  №49 (9902)  №48 (9901)  №47 (9900)  №46 (9899)  №45 (9898)  №44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746) 
 
 
16 октября 2019, среда, 07:30

 

ЭТНОСФЕРА. №4, 31/08/2011

Жизнь по заповедям Торы

Когда в небе появляются три звезды, вся семья собирается за столом, старшая из женщин зажигает свечи, а мужчина-хозяин читает благословение на хлеб и виноградное вино. Так в соответствии с тысячелетней традицией у евреев во всем мире начинается встреча Шаббата (субботы). У псковских евреев в вечер пятницы есть возможность прийти в клуб Еврейского благотворительного центра «Хэсэд Ицхак», а в субботу и воскресенье на - другие программы клуба. Здесь проводят праздник первой стрижки, отмечают совершеннолетие, изучают национальные обряды и традиции. Свою собеседницу -директора клуба и руководителя программ Марию Мотыленок я попросила подробнее рассказать о тех из них, которые связаны с семьей и воспитанием детей.

В ОЖИДАНИИ ШАББАТА

Основы практически всех еврейских семейных традиций находятся в иудаизме. Чем религиознее семья, тем лучше эти традиции соблюдаются.

В современном Пскове нет синагоги, нет раввина, поэтому не все обряды можно воспроизвести в точном соответствии с канонами, - говорит Мария. - Те, кто ощущает потребность жить в строгом соответствии с заповедями Торы, как правило, уезжают в Москву, в Петербург или в Израиль. В нашем же Центре мы в большей степени решаем задачи просвещения и общения. Например, встречая Шаб-бат, религиозные люди сначала идут в синагогу, где читается недельная глава Торы. У нас в Центре ее читает председатель общины перед началом трапезы. А для пожилых подопечных, которые не могут прийти вечером, мы проводим модельный Шаббат в 14 часов. Вечером, конечно, никто не выходит искать в небе три звезды. Время зажигания свечей указывается для каждой недели и для каждого региона в специальном еврейском календаре. Женщина, обычно жена главы семьи, зажигает свечи за 18 минут до захода солнца. С этого момента для женщины и с заката для мужчины до исхода субботы нельзя выполнять большинство работ, включая зажигание и гашение огня.

В Израиле в субботу не работают предприятия. Не принято совершать работы, изменяющие сущность вещей. Например, нельзя нажимать кнопки в лифте, однако владельцы отелей заранее программируют лифты таким образом, что они останавливаются на каждом этаже, открывают двери, и немного постояв, едут дальше. Постоялец, таким образом, может без усилий добраться до нужного этажа, не нарушив законы Шаббата. В то же время, и это тоже есть в религиозном учении, человеческая жизнь представляет великую ценность, и для ее спасения можно нарушить покой в Шаббат. Например, если кому-то станет плохо, «скорая помощь» приедет, несмотря на запрет на движение, и больному в случае необходимости будет проведена операция.

Традициям Шаббата был посвящен последний выездной семейный семинар нашего Центра. Такие семинары мы проводим, как правило, один раз в год. Каждую субботу в Центре проходят занятия для дошкольников, а по воскресеньям у нас работает воскресная еврейская школа. Сегодня ее посещают в основном дети до 12 лет. В рамках занятий рисованием, музыкой дети знакомятся с историей главных еврейских праздников. Причем песни на еврейскую тематику, которые мы разучиваем здесь, написаны и на русском языке, и на идиш, и на иврите. Для родителей на это время мы приглашаем лекторов из Санкт-Петербурга. Часто проходят лекции по еврейской литературе, истории, традициям. Не так давно Николай Демьянов читал лекцию о Каббале - еврейском мистическом учении. Психолог проводит с малышами развивающие занятия, консультирует родителей. Практикуем мы и совместные занятия. Часто родители увлекаются больше своих отпрысков. Например, однажды в канун еврейского нового года, мы делали открытку с яблоком. Этот праздник отмечается в конце сентября, и яблоко является одним из его символов. Папа сначала помогал своему пятилетнему сыну, а потом попросил картон, чтобы сделать отдельную открытку. Нередко родители предлагают свою помощь в проведении занятий, что мы, как сотрудники Центра, очень приветствуем. На уже упомянутом семинаре дети вместе с родителями делали часы из старых виниловых пластинок и гипсовые хамсы. Хамса - это один из символов еврейской веры и одновременно оберег, другое название - рука Мириам. Обычай изготавливать и носить хамсы пришел из арабских стран примерно триста лет назад, но сегодня кулончики с миниатюрными хамсами не менее популярны, чем со звездой Давида.

Дети, которые занимаются по программам Центра, участвуют во всех праздниках и концертах. Кроме семейных, Центром проводились семинары для подростков и взрослых. Регулярно проходят занятия по изучению иврита, национальных традиций.

КТО В СЕМЬЕ ГЛАВНЫЙ

Интересно, что роль женщин в ев рейской культуре очень значительна. Он даже освобождаются от исполнения неко торых мицвот (заповедей) Торы. Тора н обязывает женщин ежедневно посещат синагогу и дом учения. Освобождение да ется для того, чтобы женщина лучше мог ла располагать временем для исполнени основного предназначения - быть жено и матерью. Всевышний создал женщин более возвышенной, поэтому ее путь творцу короче, мужчине же требуетс больше труда и усердия.

С точки зрения иудаизма неправильн будет ставить вопрос: кто главнее - муж чина или женщина. У каждого свое пред назначение и свои обязанности. Например во время встречи Шаббата мать зажигае свечи, а отец читает благословение. Жен щина по своей природе лучше способн понять ребенка, поэтому она в больше степени участвует в его воспитании. А оте ответственен за свою семью перед обще ством. В общественной жизни ему отда ны такие заповеди как обязанности рав вина и свидетельство в общественном суде Справедливости ради следует сказать, чт в некоторых радикальных конфессиях уж появляются первые женщины-раввины. Н а если вести разговор не о традициях, а реальных семьях, то у евреев, как и у дру гих народов, «неформальным» главой се мьи часто выступает тот, у кого более силь ный характер.

СПРАВКА

В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона. В более узком смысле - это Пятикнижие Моисеево. В самом Пятикнижии Торой часто именуют отдельные заповеди, которых в каноническом варианте насчитывается 613. В православной традиции Пятикнижие Моисея – это пять книг Ветхого Завета: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие».

ОПШЕРЕНИШ
(ПЕРВАЯ СТРИЖКА МАЛЬЧИКА)

До трёх лет еврейских мальчиков подстригать не принято. Тора сравнивает человека с деревом. И в Торе же есть заповедь, которая запрещает есть плоды первых трех лет после посадки. А вот после трех лет можно уже приступать к учебе и воспитанию малыша. На стрижку принято звать гостей. Первую прядку отрезает самый почетный гость. Затем ножницы передаются следующему. В религиозной общине мальчику во время первой стрижки оставляют пейсы - небольшие пряди волос на висках. Ребенка осыпают конфетами. После этого дня мальчик начинает учить буквы алфавита. Существует обычай смазывать буквы медом и давать их пробовать малышу чтобы учеба была сладкой.

БАР МИЦВА И БАТ МИЦВА

Праздник Бар мицвы (дословный перевод - «сын заповеди») отмечается, когда мальчику исполняется 13 лет, и он превращается в юношу. С этого дня он обязан исполнять все заповеди Торы как взрослый. В этот день мальчику впервые в жизни накладывают тфилин (элемент молитвенного облачения иудея: две маленькие коробочки из выкрашенной черной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы). При помощи кожаных ремешков, продетых через основания коробочек, одну из тфилин укрепляют на бицепсе обнаженной левой руки, а вторую - над линией волос. В этот день мальчик впервые допускается к чтению Торы - большого свитка выделанной кожи, на котором написан священный текст. Обычно это происходит в синагоге, но раз уж обряд проходит в помещении Центра, допускается и еще одно отступление, и рядом со свитком кладется обычная книга с переводом Торы на русский язык. В конце концов суть обряда это не меняет.

Для девочек организуется праздник Бат мицвы (в переводе - «дочь заповеди»). Девочка читает главу из Торы и произносит небольшую речь на тему одной из женских заповедей. Бат мицва празднуется, когда девочке исполняется 12 лет.

Рассказывая о семейных традициях, Мария Мотыленок вспомнила о трех семейных парах, которые познакомились в псковском еврейском Центре. В первом случае жених приехал из Санкт-Петербурга в качестве исполняющего обязанности раввина. Его женой стала псковичка Елена. Сейчас семья живет в Иерусалиме и воспитывает троих детей. Во втором случае молодой человек приехал из Москвы из еврейского молодежного клуба. В Пскове познакомился с Региной. Сейчас семья живет в Москве и растит двоих мальчиков-близнецов. Третья пара живет в Пскове. У них двое детей, которых родители тоже приводят на программы в Центр.

Таким образом, Центр может похвастаться не только изучением традиций и сохранением культурного наследия, но и созданием крепких семей. А ведь создание семьи и продолжение рода, как мы уже говорили, - главная обязанность любого еврея. И по большому счету любого человека.

ХУПА

Рождение семьи начинается со свадьбы. Обязательный элемент традиционной еврейской свадьбы - это хупа (православный аналог - венчание). Хупой называют и сам обряд, и шатровый навес из легкой ткани, под которым проходит церемония. По красивой дорожке родители жениха ведут к хупе своего сына, родители невесты - дочь. Раввин произносит торжественные слова: «Сегодня ты (имя невесты) посвящаешься (имя жениха) по закону Авраама, Исаака и Якова». Жених надевает невесте на указательный палец кольцо, причем, только до середины. Каждая часть церемонии сопровождается благословением над бокалом вина. Вначале бокал с вином, которое невеста должна пригубить, ей подает мать, лицо новобрачной при этом скрыто фатой. После чтения семи благословений лицо невесты открывают, и бокал с вином ей подает жених. Молодые отпивают по глотку, а вслед за ними - родители и гости. После этого бокал возвращают жениху, и он разбивает его правой ногой в память о разрушении храма в Иерусалиме.

Еврейский брак обязательно скрепляется ктубой - брачным контрактом, который подписыва-
ют отец невесты, отец жениха и сам жених. В этом документе перечисляются обязанности мужа и права жены, вплоть до условий ее финансового содержания в случае развода или смерти мужа. По ортодоксальной традиции женщины и мужчины приезжают на хупу в разных автобусах и стоят во время церемонии по разные стороны дорожки. Сейчас это правило не всегда соблюдается, и даже в Израиле многие гости стоят во время хупы семейными парами. Однако во время трапезы женщины и мужчины сидят за разными столами и даже танцуют отдельно. После свадьбы наступают «семь дней пира», которые для молодых устраивают их родные и друзья. Естественно, без раввина хупу провести невозможно, поэтому увидеть этот красивый обряд в Пскове не удастся. Зато другие семейные праздники в Центре «Хэ-сэд Ицхак» проходят очень интересно и весело.

Виктория ПАВЛОВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта