Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685) 
 
 
19 2018, воскресенье, 14:32

 

ЭТНОСФЕРА. №5, 21/09/2011

Вглядываясь в свечи на прищепках

Людмила Болдина: "В Пскове сегодня проживает около пяти десятков поляков - тех, кто регулярно общается между собой".

Вкус клюквенного киселя Людмила Болдина помнит с детства - такой всегда варила ее бабушка, и его до сих пор очень уважают поляки. Польским языком Людмила Александровна также владеет много лет: бабушка с дедушкой дома разговаривали только по-польски, хотя знали и русский, и белорусский. Среди предков по маминой линии были именитые Садовские, Вишневские, Вертинские…

- Поскольку я с детства воспитывалась у бабушки с дедушкой - мама много времени отдавала работе, то растили меня в польских традициях. Мой дядя в Польше даже раскопал герб, указывающий на принадлежность к княжескому роду. Но сама я его, правда, не видела, - рассказывает Людмила Александровна.

Свою родословную она знает, чуть ли не до седьмого колена: прадед переехал в Западную Белоруссию из-под Варшавы. Просто купил землю и зажил в Белоруссии вместе с семьей. После того, как закончилась Вторая мировая война, у семьи была возможность вернуться в Польшу, многие польские семьи так и сделали. А вот родители Люды остались в белорусском городке Глубокое. Там же похоронили и дедушку Яна. Тот хоть и выбрал для проживания Белоруссию, но свой польский паспорт всегда хранил и считал себя гражданином Польши. Людмила же получила образование в Витебске, замуж вышла за летчика транспортной авиации - так более тридцати лет назад она оказалась в Пскове.

- Поляков в Пскове было достаточно много. И половина кладбища у Дмитриевской церкви - польская, там и по сей день сохранились могилы польских адвокатов, священнослужителя.

- Еще больше поляков проживало в дореволюционном Пскове - после подавления польского национального восстания 1863 года ссыльным запрещалось жить в Москве и Санкт-Петербурге, и многие выбирали Псков - из тех же соображений, что и в свое время вождь пролетарской революции Владимир Ленин. Местечко тихое и спокойное, и в то же время недалеко от обеих столиц. Немаловажно, что и в царские времена, и позже псковские власти и горожане были терпимы к иноверцам. Псковичи всегда очень доброжелательно относились к людям других национальностей. Поэтому здесь было так спокойно. А в начале 20 века польские инженеры и рабочие уже активно участвовали в строительстве железнодорожной ветки до Санкт-Петербурга. Но католический приход в городе существует с 1803 года, напоминает Людмила Болдина, значит, поляки в Пскове прижились уже в начале 19 века. И, несмотря на то, что приход основал итальянский купец, наверняка и поляки приторговывали. Массовая же миграция поляков происходила в голодное послевоенное время, в российскую глубинку тогда стремились переселенцы из Западной Белоруссии, Украины, Латвии. Приезжали насовсем, приезжали и просто на заработки.

БЕЗ СТАТУСА

- Так получается, что сегодня чаще всего мы встречаемся в храме, ведь 97% поляков – католики. Происходит это волнообразно - то активнее, то реже, поскольку много времени у всех нас занимает работа, - продолжает свой рассказ о жизни польской диаспоры Людмила Болдина. - Но официально мы так и не зарегистрировались. В 90-е годы собирались, польский язык изучали и об официальном статусе как-то не думали. Сейчас за регистрацию уже нужно выложить деньги, и, поскольку нас не так много, вопрос постоянно откладывается...

По словам Людмилы Александровны, в Пскове сегодня проживает около пяти десятков поляков - тех, кто регулярно общается между собой, посещает храм. Но связь с большой родиной все-таки поддерживается - через язык, сохранение традиций, общение с земляками. Не теряют псковские поляки связи и с питерской «Полонией» (общественная организация в Санкт-Петербурге - Прим.ред.), жизнь которой бьет ключом. Псковичи были приглашены на 20-летний юбилей этой организации. А 3 мая - в этот день отмечается день польской конституции, старейшей в Европе (даже французская появилась на полгода позже), несколько человек из Пскова также приняли участие в торжествах в северной столице.

- В Санкт-Петербурге жизнь, конечно же, насыщеннее, - говорит Людмила. – Там, например, работает замечательный ансамбль песни и пляски, в котором занимаются и взрослые, и дети.

Но и псковичи не забыты, им уделяет внимание и навещает генеральный консул Польши в Санкт-Петербурге Ярослав Дрозд, они общаются с земляками и родственниками из Польши, ездят друг к другу в гости. Дочь Людмилы Александровны высшее образование получила в Польше, а впоследствии даже преподавала в богословской академии. К религии, к слову, в Польше отношение особое. И дети в католических семьях с 6 лет обязательно ходят на катехизацию (изучение основ христианской веры и вероучения церкви - Прим.ред.). Насильно, конечно, никого не гонят, но большинство поляков - католики, и этим все сказано.

- Там в 8 утра уже полный храм прихожан, то же самое и вечером, куда люди заходят после работы, - рассказывает Людмила. - У жителей есть традиция, вернее, уже привычка - до начала рабочего дня посещать утреннюю мессу, которая длится полчаса. После нее можно и на работу.

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ…

То, что польские мужчины сердечно, трепетно и заботливо относятся к женщинам - это общепризнанный факт. И в общественном транспорте ни один юнец при виде пожилой дамы не отвернется к окну и не уткнется в свой мобильник. Да и седовласый джентльмен обязательно предложит свое место женщине. Женщин берегут, и это уже национальная черта.

- На стройке в Польше, к примеру, не работает ни одна женщина. Не заняты они и в профессиях, связанных с переносом тяжестей, это показалось бы дикостью. Считается, что такое мог бы позволить совсем уж никудышный муж, - улыбается Людмила Александровна. - Польские мужчины проявляют больше интереса к женщинам, больше внимания. Заметно это уже в консульстве. Как только туда приходишь, тебе тут же пытаются помочь - и стульчик принесут, и напитки предложат...

И даже в 90-е годы, когда жителям Польши жилось лучше в материальном плане и, казалось бы, к проблемам других людей они должны быть индифферентны - почти как в поговорке «сытый голодного не разумеет», все было с точностью до наоборот. Как только в каком-нибудь польском городке останавливался автобус, в котором находились дети, владельцы близлежащих магазинчиков вскоре подтягивались к автобусу и угощали ребятишек кто, чем мог. Кто-то принесет ящик с бананами, другой - печенье с конфетами, третий - напитки, четвертый - фрукты, вспоминает Людмила Александровна. Причем поставят свои дары рядом с автобусом и уйдут. Традиция такая — помогать людям.

Поляки - очень гостеприимный и дружелюбный народ. Любят и умеют не только помогать, но и веселиться, хранить традиции. Причем все делается очень празднично, торжественно и красиво. На день рождения, к примеру, кресло, в которое усаживают именинника, всегда украшается по-особенному, его выделяют.

- Мы любим и умеем петь. Когда была свадьба дочери, на которую, наверное, собралось около 120 гостей, меня поразило, насколько слаженно они пели. У меня, например, сложилось впечатление, что для такого результата нужно ежедневно репетировать, так славно у них выходило. А секрета нет никакого - как сказала одна женщина, - это оттого, что мы все время поем в храме, поем колядные песни, которых у поляков очень много.

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

С храмом и верой связаны и польские праздники. Самый значимый - Рождество. Празднование - это и блюда национальные, и особая процедура. По традиции за рождественский стол вечером в Сочельник надо сесть, когда зажигается первая звезда. Стол обязательно накрывается белой скатертью, а под нее кладется немного сена, ставятся блюда с облатками. Облатки - это такие тонкие хлебцы из воды и муки, тонкие листочки. Они на самом деле столь тонкие, что напоминают бумагу. Детвора их очень любит. Такие же облатки, к слову, используются и во время богослужения, только они имеют круглую форму. Место, где лежит сено под скатертью, и стоит блюдо с облатками предназначено для маленького Иисуса. Сюда же обычно сажают человека, нагрянувшего в гости неожиданно. И еще: если поляки знают, что где-то рядом с ними живет одинокий человек, его обязательно пригласят в гости, потому что в Сочельник никто не должен оставаться в одиночестве, считают они.

- Елку мы, конечно же, наряжаем. Раньше, когда я еще была маленькая, на елку ставили и зажигали настоящие свечи, на прище-почках. И теперь, и раньше отец семейства обычно открывает Евангелие и читает главу от Луки о рождестве Иисуса. Потом все берут облатки и, отламывая от них по кусочку, угощают друг друга и желают всего самого доброго, - так поляки начинают отмечать свой самый любимый праздник.
Но Рождество поляков-католиков совершенно не похоже на Рождество американцев-протестантов, потому что для поляков главное событие праздника - поход в храм, а не запеченная индейка на столе. И в вечер Сочельника сначала все собираются за столом, а потом идут в храм.

А если уж говорить о любимом блюде, то таким, пожалуй, поляки считают бигос. Для поляков по значимости бигос - почти то же самое, что для сибиряков - пельмени. Блюдо готовят в большой кадушке, а потом выставляют на холод. Любопытное свойство -чем больше кушанье разогреваешь, тем вкуснее оно становится. Появление же бигоса связывают с польской шляхтой — после богатых отгремевших пиров оставалось много продуктов, вот их-то и начали готовить как самостоятельное блюдо. Для бигоса используются капуста квашеная и свежая, мясные продукты, сало и копчености, грибы и лук. Также очень популярны фляки, которые продаются и в замороженном виде, и в состоянии полуфабриката. И каждая хозяйка в холодильнике обычно хранит флячки - на всякий пожарный. Очень удобно, если кто-то неожиданно зашел к вам в гости - полуфабрикат размораживают и готовят угощение.

- Я сама дома люблю готовить пирожки, ударение при этом делаем на втором слоге. Они очень похожи на пельмени, но начинка может быть разной. Обычно берутся творог и вареный картофель в равных пропорциях, но можно взять и другую начинку, - выдает свои кулинарные пристрастия Людмила Болдина.

Родной польский язык Людмила Александровна не забыла и обучила ему своих дочерей. Но преподавать язык ученикам, говорит, все-таки не хотела бы, потому что не знакома с методикой преподавания. Достаточно основной занятости в школе: уже 16-й год Людмила Болдина преподает в школе изобразительное искусство и технологию.

Лариса АНДРЮШИНА.

Фото Игоря ДОКУЧАЕВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта