Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

В добрые руки

Заведите питомца 

Свежий номер. 12+

90 лет в пути  Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  В рабочем режиме  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Вопросы и ответы  Время действовать  Выборы  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Духовное  Ершовская волость  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровый календарь  Здоровье  Земляки  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Из зала суда  Инициатива  Информационно-консультационные центры  История  К 75-летию Победы  Как это было  Киномания  Колонка депутата  Команда 2018  Комфортная среда  Конкурс  Краснопрудская волость  Красота  Криминал  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Нам пишут  Наследие  Наука  Национальные проекты  Наши гости  Наши консультации  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  О вечном  Обозреватель  Образ жизни  Образование  Обратная связь  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Подвиг  Поиск  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Производство  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  Родословная  С места событий  Сад-огород  Самоуправление  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  Собрание депутатов  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Творчество  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Турнир  Удивительное рядом  Улицы героев  Фамильные ценности  Форум  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экология  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Эхо войны  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

№1  №5  №4  №3 (11)  №2 (10)  №8  №7  №6  №5  №4  №3  №2  №1 

Предприниматель

Номер от 31-10-2012  Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 1 (10008)  № 52 (10007)  № 51 (10006)  № 50 (10005)  № 49 (10004)  № 48 (10003)  № 47 (10002)  № 46 (10001)  № 45 (10000)  № 44 (9999)  № 43 (9998)  № 42 (9997)  №41 (9996)  № 40 (9995)  № 38 (9993)  №37 (9992)  №36 (9991)  №35 (9990)  №34 (9989)  №33 (9988)  №32 (9987)  №31 (9986)  №30 (9985)  №29 (9984)  №28 (9983)  №27 (9982)  №26 (9981)  25 (9980)  24(9979)  23(9978)  22(9977)  №21 (9976)  №20 (9975)  №19 (9974)  №18 (9973)  №17 (9972)  №16 (9971)  №15 (9970)  №14 (9969)  №13 (9968)  №12 (9967)  №11 (9966)  №10 (9965)  №9 (9964)  №8 (9963)  №7 (9962)  №6 (9961)  №5 (9960)  №4 (9959)  №3 (9958)  №2 (9957)  №1 (9956)  №51 (9955)  №50 (9954)  №49 (9953)  №48 (9952)  №47 (9951)  №46 (9950)  №45 (9949)  №44 (9948)  №43 (9947)  №42 (9946)  №41(9945)  №40 (9944)  №38 (9942)  №37 (9941)  №36 (9940)  №35 (9939)  №34 (9938)  №33 (9937)  №32 (9936)  №31 (9935)  №30 (9934)  №29 (9933)  №28 (9932)  №27 (9931)  №26 (9930)  №25 (9929)  №24 (9928)  №23 (9927)  №22 (9926)  №21 (9925)  №20 (9924)  №19 (9923)  №18 (9922)  №17 (9921)  №16 (9920)  №15 (9919)  №14 (9918)  №13 (9917)  №12 (9916)  №11 (9915)  №10 (9914)  №9 (9913)  №8 (9912)  №7 (9911)  №6 (9910)  №5 (9909)  №4 (9908)  №3 (9907)  №2 (9906)  №1 (9905)  №51 (9904)  №50 (9903)  №49 (9902)  №48 (9901)  №47 (9900)  №46 (9899)  №45 (9898)  №44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839) 
 
 
17 2021, воскресенье, 06:25

 

ЭТНОСФЕРА. №4, 20/11/2013

"...и я один знаю, где это место"

В Х веке известный авантюрист, торговец и викинг по имени Торир Собака отправился в торговую поездку в Бьярманланд. Проплыв вверх по Северной Двине, Торир и его спутники открыли торговлю с местными жителями, получая деньги и меха за свои товары. Когда же торг с местными жителями закончился, и корабль снова вышел в море, Торир предложил остаться и ночью пограбить святилище бога Иомалы. Викинги высадились на берег, шли сначала по равнине, а потом вступили в густой лес. Там, на расчищенном участке, стоял забор, ворота были заперты. Открыв их, викинги увидели большой курган из земли, смешанный с золотом и серебром, из которого воины и набрали добычу. Торир запретил только трогать идола Иомалы, с которого сам потом взял большую серебряную чашу с серебряными монетами, а его товарищ с помощью топора содрал с идола драгоценное ожерелье, так что голова идола упала. Тут подоспели биармийцы и погнались за ними с яростным воем, окружая с двух сторон. Викингам удалось уйти. Среди прочих колоритных деталей этой драматической ночной экспроприации Х века, для нас существенно имя божества – Иомала.

ТАЙНА ПОЛУВЕРЦЕВ

В 1885 году путешественник - этнограф Юрий Трусман изучал земли сету. Результаты изысканий он изложил в статье «Полуверцы Псково-Печерского края». В числе прочего, Трусман выяснил: «Здесь служили какому-то «Peko Jumal», т.е. богу Пеко, зажигали черные свечи и пред круглым образком (? идол) в начале пиршества обращались к нему с воззванием: «Peko,Peko, tule olut juoma maamma maitsma!» т.е. Пеко, Пеко, иди пить пиво, вкушать сладчайшего! Жрец-старец приносил ему какую-то жертву. В прежнее время у жителей этой глуши один старец долго слыл за Peko Jumala papp. Жители сего темного угла прозывались другими Peko Jumala pallejad, т.е. поклонники бога Пеко, что считалось высшим оскорблением. Местному священнику эти идолопоклонники ничего не открывали даже на исповеди и обижались, когда их спрашивали об этом. Поклонение Пеко должно быть очень древнее. Что это за бог? У Эстов не осталось об этом никакого воспоминания даже в языке, но у финнов peiko, peikko – привидение, бес; pekko – полевик, полевой дух. Очевидно, и у финнов об этом существе осталось лишь темное представление».

Итак, Юмала – это «бог», «божество», что почти тождественно имени божества в скандинавской саге Х века; но за имя древние скандинавы приняли слово Иомала – «бог». Как в действительности именовалось это божество, мы не знаем. В 1937 и 1938 годах историк и этнограф Леонид Зуров проводил изыскания в земле сету, которая тогда входила в состав Эстонии. Он выяснил, что у деревни Дятлово находилась священная береза, к которой окрестные сету «возили своих богов». Далее выясняется, что был только один деревянный божок и голова у этого божка «была вся в шипах, как у розы». Этого божка от посторонних прятали в рожь и в засеки, а хранили его по году то один человек, то другой. Вспомнили местные жители, что у сету при этих празднованиях был свой поп и хоронили его как святого.

По сути дела, это ценное дополнение к сведениям Трусмана, который еще застал имя божка – Пеко. Суммарно, по описаниям Трусмана и Зурова, получается, что голова идола была круглая, с шипами. Черные свечи при поклонении – это признак «нижнего мира», к которому относилось данное божество. При таком божестве становится понятно, почему идолопоклонники молчали на исповедях в церкви. А за идолопоклонничество по церковным установлениям еще XI века полагалось 3 года поста.

Известно, что при архиепископах Новгорода и Пскова Макарии в 1534 году и Феодосии в 1548 году были две церковные миссии по искоренению остатков язычества  в Водской пятине и в Ижорской земле, где молились «по скверным своим мольбищом древесом и каменью». В земли сету такие миссии – по малолюдству и глуши – направлены не были, так что местные язычники продержались до рубежа XIX/XX веков, почитая, кроме священных камней и деревьев, еще и языческого деревянного идола Пеко. Из грамот следует, что были специальные «мольбища» - места, где почитались языческие объекты культа. Из скандинавской саги понятно, что в Х веке у северодвинских финнов было специальное место для идола Иомалы, огороженное забором с воротами и охраняемое сменной стражей. В это место вся округа доставляла приношения идолу, который там стоял.

И МЫ УЗНАЕМ НЕМНОЖКО БОЛЬШЕ

Бытописатели застали культ Peko Jumala в стадии угасания. Нет сомнения, что в языческое время он был повсеместным и, вполне вероятно, имелось центральное место этого культа. Как у биармийцев в Х веке, в описании скандинавской саги. Каким было святилище и где находилось, мы не знаем. Вопрос переходит в археологическое измерение. Наивно думать, что там лежат горы серебра - территория не та. Несли что-нибудь попроще – меха, ткани, масло, сыр. Приносили в жертву баранов - как-то так… Будущие археологические изыскания, наверняка, выявят следы такого центрального святилища, и мы узнаем немножко больше о древней земле сету. Может, оно и в каких незаписанных преданиях есть, и тогда, как сказано одним персонажем в «Острове сокровищ» - «…и я один знаю, где это место».

Анатолий АЛЕКСАНДРОВ,

старший научный сотрудник Псков-ского гос. музея-заповедника.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковВолшебный городTIR клубФедерация Автоспорта