Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Духовное  Ершовская волость  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровый календарь  Здоровье  Земляки  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Инициатива  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Колонка депутата  Команда 2018  Комфортная среда  Конкурс  Краснопрудская волость  Красота  Криминал  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образ жизни  Образование  Обратная связь  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  Родословная  С места событий  Сад-огород  Самоуправление  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  Собрание депутатов  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Турнир  Удивительное рядом  Улицы героев  Фамильные ценности  Форум  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№5 (9960)  №4 (9959)  №3 (9958)  №2 (9957)  №1 (9956)  №51 (9955)  №50 (9954)  №49 (9953)  №48 (9952)  №47 (9951)  №46 (9950)  №45 (9949)  №44 (9948)  №43 (9947)  №42 (9946)  №41(9945)  №40 (9944)  №38 (9942)  №37 (9941)  №36 (9940)  №35 (9939)  №34 (9938)  №33 (9937)  №32 (9936)  №31 (9935)  №30 (9934)  №29 (9933)  №28 (9932)  №27 (9931)  №26 (9930)  №25 (9929)  №24 (9928)  №23 (9927)  №22 (9926)  №21 (9925)  №20 (9924)  №19 (9923)  №18 (9922)  №17 (9921)  №16 (9920)  №15 (9919)  №14 (9918)  №13 (9917)  №12 (9916)  №11 (9915)  №10 (9914)  №9 (9913)  №8 (9912)  №7 (9911)  №6 (9910)  №5 (9909)  №4 (9908)  №3 (9907)  №2 (9906)  №1 (9905)  №51 (9904)  №50 (9903)  №49 (9902)  №48 (9901)  №47 (9900)  №46 (9899)  №45 (9898)  №44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762) 
 
 
17 2020, понедельник, 20:08

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №27 (9521), 13/07/2011

Я иммигрировала в 19 век

Во дворе громко разговаривали подростки, пересыпая речь ругательствами. Взрослые проходили мимо, не обращая внимания на мат малолеток. По телевизору показывали новые «похождения» участников «Дома-2» и хронику жизни Максима Галкина и Аллы Борисовны. В газете всерьез обсуждали роман писателя Пелевина «Омон Ра», на этот раз из жизни курсантов «летной школы имени Мересьева». Новая версия «Повести о настоящем человеке» граничит с бредом: курсантов посвящают в авиаторы ампутацией ног.

От пошлостей действительности Светлана Телегина укрывается в русской классике, как она говорит, иммигрирует в 19 век. Там ее любимый Михаил Юрьевич Лермонтов. В домашней библиотеке Светланы Михайловны около 500 книг о его жизни и творчестве. Телегина не только думающая читательница, но и автор статей о Лермонтове, которые публиковались в научных сборниках.

По професси Светлана - библиограф. Училась в Московском институте культуры. Ее готовили к работе в научных библиотеках. Несколько лет Светлана Михайловна трудилась библиографом в Институте физики, в лаборатории мощных лазеров (город Куйбышев, ныне Самара). А свободное время посвящала Лермонтову.

- Со времен Лермонтова мир сильно изменился. Что вы находите в 19 веке?

- Мир изменился, но остался «великий и могучий» русский язык. Недавно Указом Президента РФ был официально установлен День русского языка. Он теперь отмечается 6 июня. Директор пушкинского дома Николай Скатов еще десять лет назад обращался к руководителям государства с письмом, в котором просил принять меры по сохранению русского языка. Пушкин когда-то оскорбление русского языка воспринимал как личное оскорбление. Сейчас наш язык оскорбляют каждый день с экранов телевизоров устами ведущих программ, депутатов, даже некоторых деятелей культуры, в разговорном общении стало нормой говорить на блатном языке («менты», «беспредел» и т.д.), молодое поколение всерьез полагает, что это норма русской речи. Меня коробит, когда должностные лица говорят «мониторить», «пролонгировать». Или совсем несуразное – «проплатить». От такого языка есть только одна прививка – русская классическая литература. В 19 веке я и нахожу последнюю линию обороны от пошлости. Надо помнить, что мы – нация литературообразующая. Убери эту основу, и общество потеряет смысл существования.

- Вы можете «иммигрировать». А что остается молодым?

- Филолог и историк Игорь Волгин верно заметил, что литературу в современном российском обществе надо насаждать как картофель при Екатерине II - иначе пропадем. Когда я слышу на улице мат, который исходит из уст подростков, я считаю, что мы имеем дело с поколением мутантов, зараженных психологией нигилизма. Но если нигилизм в 19 веке был с идеями, то сейчас он выродился в гедонизм, где главное - это наслаждение жизнью. Все говорят только о прибыли, но не о чести, совести, стыде, чему всегда учила русская литература. У Куприна есть рассказ об офицере, который застрелился, когда его стали подозревать в краже дорогой вещицы. Потом выяснилось, что она не пропадала, просто ее плохо искали. Это, конечно, крайность, но прапорщик был человеком чести, а в 19 веке честь не была пустым звуком. Я не могу равнодушно смотреть на Максима Галкина. Его я знала еще совсем маленьким, очень подвижным мальчиком. Знала и родителей Максима. Интеллигентные люди. Мама много внимания уделяла его воспитанию. Но Максим попал в колею новой жизни, где прибыль дороже всего, даже если ради нее приходится жертвовать честью и достоинством.

Россия среди других стран сейчас находится на крайних позициях в науке, экономике. Но осталась великая литература, которая заставляет думать, очищает душу человека. Но какое очищение возможно при чтении романов Пелевина, где все русское осмеяно (школа имени Мересьева). Ведь в его книгах нет ни одного живого лица.

- Что в русской жизни может объяснить классическая русская литература?

- Это же Лермонтов сказал: «Печально я гляжу на наше поколение». Как раз в тему нашего разговора. Русская литература многое объясняет. Забытый некогда, а сейчас активно издаваемый писатель и философ Василий Розанов дает нам уроки нравственности. Читая Розанова, ощущаешь дух его времени, но многие его мысли – словно про нас. Василий Васильевич пишет: «У нас нет мечты своей родины… У французов – «дорогая Франция», у англичан – «старая Англия». У немцев – «наш старый Фриц». Только у прошедшего русскую гимназию и университет – «проклятая Россия». У нас слово «отечество» узнается одновременно со словом «проклятие»…. И все жалят Россию. Размышления Розанова очень печальны и трагичны: «дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это Россия. Но глупые дети все растратили. Это – русские». Или вот еще: «…русский с бесчисленными задоринками в душе, может быть хорошим, но часто также и скверным. Что-то неясное, темное есть в нем…»

Розанов не любил Гоголя. Не умаляя его таланта, Розанов упрекает его в том, что он воспевал отрицательные стороны русской жизни, и приходит к выводу, что гений Гоголя – разрушающий гений. По Розанову Гоголь видел в России только «мертвые души», его Чичиков поехал почему-то к Манилову и Собакевичу, а не к Чаадаеву, Киреевскому, Аксаковым, которые тогда же много размышляли над «проклятыми» вопросами русской жизни.

- На уроках русской литературы в школе так о Гоголе не говорят.

- Учителя литературы знают свой предмет узко, в основном в рамках программы, они замучены «часами». Если литература не войдет в число обязательных предметов, для наших детей образцами «высокой» литературы станут писатели типа Пелевина.

- Вечный вопрос: что делать?

- В социологии есть понятие «культурный слой». Считается, что если в обществе этот слой составляет менее трех процентов, происходит самораспад нации. Говорят, что в России он уже переступил критическую черту. И все-таки есть в России люди, которые продолжают создавать ценности. Задача состоит в том, чтобы этот слой не источался, а прибавлялся. О наших болях надо говорить вслух. Людей, которые вслух говорят о них, в обществе стараются не замечать: зачем ты такой умный... Это тоже особенность русского характера – бояться услышать о себе правду.

Василий Розанов говорил об ответственности каждого человека за все, что творится в стране. Он писал, что когда Россия умрет и от нее останется только остов, того человека можно будет назвать русским, кто будет плакать у этого остова. То есть русский человек не оставит Россию до конца, готов будет любить ее слабой, униженной и даже порочной.

Антон КИРСАНОВ.

Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Людмила | 13/10/2012 01:18
Спасибо за статью. Полностью согласна с автором. Простите, а можно как-то связаться с автором. У Светланы есть очень интересные статьи о М.Ю. Лермонтове. Хотелось бы их узнать. Спасибо. Мой эл. адрес: tsyferova@gmail.com

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

КУЛЬТУРА

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковВолшебный городTIR клубФедерация Автоспорта