Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694) 
 
 
20 октября 2018, суббота, 15:28

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №38 (9583), 26/09/2012

Русские и сето: одна земля, общая история

Печорский район Псковской области в этнографическом отношении достаточно своеобразен. Не одну сотню лет здесь жили рядом русские, эстонцы и сето, переживали одни и те же исторические и политические события, перенимали друг у друга обычаи и обряды.

Не случайно тема, с которой председатель Печорской районной общественной организации «Этнокультурное общество народа сето» (ЭКОС) Хелью Маяк выступала на VI Всемирном конгрессе финно-угорских народов, проходившем 5 по 7 сентября, звучала как «Русские и сето: одна земля, общая история». И так же названа новая экспозиция, открывшаяся в канун празднования 1150-летия основания Изборска в Государственном историко-архитектурном природно-ландшафтном музее-заповеднике «Изборск».

- На конгресс финно-угорских народов в венгерский город Шиофок на Балатоне приехали 22 делегации, не было только представителей ливов. Участвовали около 600 человек. Из народа сето было три представителя: двое от Эстонии и я одна от России. В работе конгресса принимали участие три президента - Эстонии, Финляндии и Венгрии. С российской стороны были министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский и заместитель министра регионального развития Максим Травников, руководители Республики Коми и других регионов. Тема конгресса - «Язык и народ» активно обсуждалась его участниками. Все пришли к выводу, что языку малые народы могут обучиться только в домашнем кругу. Того, что преподают в школе, детском саду, часто недостаточно, хотя это тоже необходимо. В то же время говорилось о том, что многим нашим народам нужно шире использовать финно-угорские языки в средствах массовой коммуникации и в социальных сетях. В принятой на конгрессе резолюции сказано, что необходимо «воспитывать уважение к культурному наследию наших народов, содействовать его сохранению с целью передачи последующим поколениям», «совместно с институтами государств и регионов сосредоточиться на конкретной помощи уязвимым народам и диаспорам, в том числе через различные государственные программы, а также активизировать приграничное сотрудничество в регионах проживания финно-угорских народов». Я выступала на секции «Культура» по вопросу «Русские и сето - одна земля, общая история». Показывала много фотографий - была подготовлена специальная презентация. И начинала свое выступление с того, что мы вместе строили российское государство. Как говорит наша история, сначала на территории, где сейчас проживают сето, жили финно-угры, потом заселились славяне-кривичи. Они объединились, и начало российской государственности, 1150-летие зарождения которой отмечалось недавно в Изборске, было двух народов - финно-угорского и славянского.

Хелью Маяк участвует в таких конгрессах не первый раз. Какой опыт для своей организации она привозит оттуда?

- На секциях очень много говорится о том, что люди делают, чем занимаются, - объясняет председатель Этнокультурного общества народа сето, - и это в дальнейшей работе очень пригодится, я считаю. У кого-то есть, например, программа, по которой учат, как печки в старину клали. Пишут проекты, получают средства, обучают людей и возрождают свое ремесло. Общение вообще всегда очень многое дает. И мы видим, что еще не все делаем из того, что делают другие, и что могли бы делать.

В Эстонии в прошлом году была издана первая азбука сето, записанная латиницей. Ведь письменности у этого народа не было, и вся история передавалась лишь устно: через песни и сказания. Так, может, сето ближе к эстонцам, чем к русским? Этот вопрос мы задали начальнику исторического отдела музея-заповедника «Изборск» Алене Черноморовой.

- Здесь надо принимать во внимание исторические факторы. В 20-х–40-х годах прошлого века, когда территория Печорского района входила в состав Эстонской Республики, всех сето сами эстонцы эстонизировали. Сето ходили в эстонские школы, изучали эстонский язык. Язык сето, как таковой, не признавался. Сейчас одни и те же слова на языке сето и по-эстонски пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Устную речь сето, как я замечала, эстонцы понимают 50 на 50. Как пишут во всех изданиях, язык сето - это выруский диалект. Но в Выру он уже не существует. А с русским народом сето связывает православная вера. Будучи крещёными в православие в ХVI веке, сето были даже более религиозными, чем многие русские. Вот иногда говорят: вы всё о сето, а русских забыли. Русские действительно очень многое расплескали, потеряли. А сето - маленький народ, который сумел сохранить свою самобытность, донести ее до наших дней, его надо беречь. Потому что многие ученые и прошлого столетия, и современные, по обе стороны границы - в России и в Эстонии -отмечают, что нужно изучать сето, потому что они сохранили обряды, которые были на этой территории. То есть это народ, который впитал в себя какие-то вещи и финской, и славянской народностей. Получилась такая уникальная смесь. Ученые видят у сето и древние, забытые нами славянские обряды и те, что были у древних эстов. Песни, сказки, язык, - то, что они сохранили до наших дней. Они сохранили свой костюм. А в быту в ХХ веке их дома и дома русских не отличались. Русские печи стояли и у тех, и у других. Отличие было в одежде, в узорах полотенец, которые представлены в новой этнографической экспозиции в доме купца Шведова в Старом Изборске и музее-усадьбе сето в деревне Сигово. И это только начало, экспозиция будет развиваться и дополняться.

Виктория ПАВЛОВА.

pva@province-pskov.ru

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта