Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668) 
 
 
23 2018, понедельник, 22:35

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №42 (9587), 24/10/2012

Ученые продолжают разгадывать тайну сетоского орнамента

Празднование 1150-летия Изборска дало возможность Государственному историко-архитектурному природно-ландшафтному музею-заповеднику «Изборск» разместить несколько новых экспозиций в отреставрированных зданиях. Экспозиция «Русские и сето: одна земля, общая история» расположилась в бывшем доме купца Шведова.

Рассказывает начальник исторического отдела музея-заповедника Алена Черноморова:

- До недавнего времени мы не могли себе позволить показать нашу этнографическую коллекцию. Все это хранилось в фондах музея, были только небольшие выставки самоваров, полотенец. Конечно, работа над экспозицией еще продолжается, но то, что выставлено сегодня, дает представление о быте и русских, и сето, который, кстати, в конце XIX - начале XX века был во многом схож. Например, русские печи можно встретить в домах и у тех, и у других.

У входа посетителей встречают две картины, выполненные в технике батика: две женщины - русская и сето. В залах, которые в начале ХХ века были жилыми комнатами, представлен быт зажиточного изборянина, а в помещениях бывшей купеческой лавки размещены экспонаты из этнографических фондов: коллекция самоваров, собрание прялок, национальные костюмы. Этот зал, например, можно назвать залом женского рукоделия. Здесь мы увидим полотенца, половики - все, что было тканого в доме, делалось руками самой хозяйки. И не случайно здесь представлен ткацкий стан. Он существовал в каждом доме и у русских, и у сето, и помогал одевать всю семью. Осенью, когда заканчивались сельскохозяйственные работы, девочки и женщины садились за него. А потом шили домотканые штаны и рубахи. Покупных вещей практически не было. Вышивали, вязали украшения для кровати, красивые скатерти. Все это ручная работа.

Представлены в доме Шведова и так называемые ткани-набойки, сшитые из них вещи и скатерти, изготовленные по этой технологии. Набойку дома не делали. Такие ткани или вещи из них обычно покупали. У сотрудников музея есть данные, что хозяин усадьбы - купец Шведов как раз и занимался набойкой. Что это такое? Вспомните словосочетание «набивная ткань» - то есть ткань с рисунком. Конечно, технология его нанесения, которая применяется на современных ткацких фабриках, отличается от техники набойки прошлых веков. Последнюю можно сравнить скорее с так называемыми принтами - рисунками на ткани, нанесенными красками или способом термоаппликации. В случае с набойкой ткань окрашивалась, а потом при помощи специальных дощечек-трафаретов красками набивался рисунок. В экспозиции быта зажиточного изборянина есть и скатерть-самобранка. Но никакие яства-угощения на ней по волшебству не возникают. Оказывается, так называли скатерти, на которых изображены посуда и столовые приборы. Вы подходите к столу и видите на нем тарелки, ложки, ножи - то есть стол уже «накрыт», «сам собран». Изображение посуды представляет собой набойку искусного мастера.

В зале женского рукоделия, как назвала его Алена Черноморова, представлена и одежда. Причем какие-то вещи имеют ярко выраженную национальную принадлежность. А другие - использовались и теми, и другими народами.

- Вот это верхняя сетоская демисезонная одежда - сярк, -показывает Алена Антоновна, - русские такую не носили. Сярк - это разновидность кафтана из светлой шерсти. А более теплый, зимний кафтан назывался ряпик. Сярк носили и мужчины, и женщины, и покрой был похож. В экспозиции представлен также женский сетоский холщовый сарафан - сукман с рубашкой-длиннорукавкой. Сарафан был черного цвета. Летний шили из хлопчатобумажной или льняной ткани, зимний - из шерстяной. Рубашка-длиннорукавка поступила в музей из семьи сето. Такие рубашки носили и русские, и сето. Рукава их украшали национальным орнаментом. Мы планируем представить женский праздничный костюм сето, который укоренился уже в ХХ веке, и дополнить его сетоским головным убором, он очень красивый. Свои костюмы сето до сих пор хранят, носят и берегут. И молодые женщины надевают по возможности те костюмы, которые им достались от бабушек и мам... А эта праздничная русская мужская рубаха тоже изборская. Ее передал нам один из солистов оркестра народных инструментов. Такие вышитые шелковые рубахи надевали в начале ХХ века наши мужчины. Женский цветной сарафан - достаточно поздняя вещь, уже послевоенная.

Он из покупной материи, а передник ручной работы. Передник и фартук или пояс были обязательными элементами женской одежды. Со временем мы планируем заменить сарафан более ранним - набивным с узорами.

По словам Алены Черноморовой, Печорский район в начале ХХ века был местностью достаточно развитой, и сюда приходила городская мода. Это можно увидеть на старых фотографиях. У сето пользовались популярностью золотые платки - кюльдрят. Производились эти вытканные золотыми нитями изделия на мануфактурах, а сето их просто покупали и надевали на праздник поверх головного убора - линника.

Возвращаясь к теме домотканых изделий, следует особо сказать о полотенцах.

- Что отличает вещи сето от русских? Орнамент. Особенно уникальны в этом смысле сетоские боговы полотенца - пюхясерят, - отмечает Алена Антоновна. - Это полотенца, которые вешаются только в святом углу. Они - этноопределяющие, даже у других финно-угорских народностей они сильно отличаются. Пюхясерят очень длинные - от двух до трех метров. Интересно, что этнографы по цвету и составу полотенец могут определить время их изготовления. В ХIХ веке у сето были красные узкие полотенца с геометрическим узором. В ХХ веке появляется возможность покупать различные краски, а не только делать самим. В это время сето начинают добавлять шерстяную нитку и менять цвет. В полотенцах этого времени основа льняная, а уток шерстяной. Темные полотенца - это середина ХХ века. У сето есть разные узоры: и с птичками, и геометрические. Если посмотреть глубже, на этих полотенцах много символических знаков, которые вероятно можно как-то расшифровать. Хотя когда у самих сето спрашиваешь, что означает тот или иной элемент орнамента, они отвечают, что это просто красиво, и так их научили бабушки.

Безусловно, сето - уникальный народ, культуру которого нужно изучать. К сожалению, на протяжении ХХ века таких исследований было немного. И уже ушли из жизни многие из тех сето, кто мог бы пролить свет на тайны орнамента боговых полотенец. Однако ученые не сдаются. Примечательно, что исследователи по обе стороны границы: и в России, и в Эстонии сегодня активно общаются, обмениваются результатами исследований. И, возможно, в будущем экспозиции в доме Шведова в Старом Изборске, и в музее-усадьбе народности сето в деревне Сигово (заинтересовавшиеся избор-ской экспозицией могут более основательно познакомиться с культурой сето именно там) дополнятся не только новыми экспонатами и фотографиями, но и уникальными расшифровками узоров.

Виктория ПАВЛОВА.

pva@province-pskov.ru

Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ТРАДИЦИИ

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ

На псковской историко-краеведческой олимпиаде работа с Интернетом поощряться не будетВ псковские деревни Самолва, Деменино, Хредино и Навережье вновь пойдут автобусыНад Черехой навис мостКто накажет однорукого бандита?Ученые продолжают разгадывать тайну сетоского орнаментаСколько стоит развить творческие способности в Псковском районе?В Гдовском районе есть деревня, которая превращается в легенду...1В селе Карамышево кровли отремонтировали за счет бюджета Псковского районаСуждения о ЕГЭЗачем Тямше миллион?Уехать в Комарово, но не на недельку, а на целый векБюджет Псковской области на 2013 год останется социальным1Лучший коп Псковской областиПскович получил награду, которая была выпущена еще в 1945 годуДикие кабаны из Псковской области не переносят африканскую чуму... пока что...В Псковской области «Пятёрочка» отработала на «двойку»Француженка спросила про любовьИз-за увеличения тарификации свечи вновь станут актуальными?Что делать, если врачи не лечат?1Уже 12 лет дети из Карамышево рискуют жизнью, чтобы попасть в школуПока одни предприниматели торгуют бубликами, другие уходят в интернет


 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта