Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694) 
 
 
23 октября 2018, вторник, 01:33

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №12 (9659), 02/04/2014

Псковский художник Игорь Иванюк: «Моя профессия золотая, но я её никому не посоветую»

Призвание художников состоит в том, чтобы через насыщенные краски и глубокие образы рассказывать удивительные истории о нашей обыденной жизни. В галерее «Дар» целый месяц была открыта выставка псковских художников Игоря Иванюка и Игоря Макеева. Это словно разговор двух давних друзей, поэтому и называлась выставка «Диалог». О вселенной, искусстве, жизни творческого человека наша беседа с Игорем Иванюком.

Вы когда-нибудь бывали в студии у художника? Просторная комната с белыми стенами; широкие окна, позволяющие свету свободно проникать в мастерскую; огромные полки, но не для книг, а для картин; и конечно самое главное: мольберт, краски, кисти, музыкальная аппаратура. Здесь работает Игорь Иванюк, здесь рождаются его картины, здесь проходит его колоссальная работа над собой.

- Моя профессия золотая, но я её никому не посоветую, - смеясь, рассказывает художник.  Работа каторжная. Она не подразумевает выходных, досуга, отпуска, если ты решил стать художником, все остальное - на полку. А если есть сомнения, то лучше не начинать.

- Как же так получилось, что вы выбрали именно её?

- В детские и юношеские годы я хорошо лепил. В 10 классе задумался, чем же заняться, и понял, что делать надо то, что интереснее всего. Решил попробовать стать скульптором. Родители были не против. Ближайшим местом учёбы было Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова. Там сказали, что для поступления необходимо уметь хорошо рисовать. А делать это, я тогда терпеть не мог. Чтобы этому подучиться, я поступил в псковскую художественную школу. Как раз там я и познакомился с Игорем Макеевым.

- Получается, вашей дружбе уже более сорока лет, а выставляетесь вы вместе впервые…

- Да, получилось забавно. Мы с ним довольно много общаемся, в выставках вместе участвуем, всегда рядом, а вот вдвоём получилось впервые. Составление экспозиции, совместные обсуждения проходили так спокойно, что мы чуть было, не решили делать так всегда.

- А есть ли доля соперничества на совместных выставках?

- Я думаю, такое бывает по молодости. Искусство это не спорт, я – первый, ты – второй. Да это даже и неприлично. В чем-то Игорь лучше, в чем-то я. С возрастом, с опытом появляется обыкновенная человеческая мудрость. Мы не конкуренты и у нас не бизнес - мы люди искусства, которым успех друга должен приносить радость. Это, по-моему, принцип гуманизма. Все эти споры по поводу того, кто лучше продался, просто бессмысленны. Если ты не выше этого, то ты не очень хороший художник.

- А как еще можно отличить хорошего художника от посредственного?

- Тут нужно разделять два понятия: мастер и художник. Научить рисовать можно кого угодно. Если пять-шесть лет рисовать по три-четыре часа, то этому вполне можно научиться. Ты узнаешь все правила и приёмы, у тебя будет «набита» рука. Но умеющий рисовать необязательно художник. Понятие художника шире и объемнее. Здесь надо уметь сочетать в себе знания разных областей:  психологии, и искусствоведения… да это целая вселенная. У художника в голове всегда появляются идеи, к мастеру они придут не всегда, и эти идеи рождаются из этой вселенной, именно поэтому искусство бесконечно.

- Да, нарисовать сложные образы под силу не всем. А вот сделать брызги на бумаге сможет даже ребенок. Две ваших работы полностью выполнены в этой технике: «Шляпа волшебника», «Спирали вечности». Я тоже могу брызнуть краской и готова работа…

- Не всё так просто. До брызг надо дорасти. Я бросаю брызги непросто так, я знаю, куда их бросать, чем их бросать, какой краской, сколько, какой жидкости должна быть краска.

- В своих картинах вы часто рассказываете о человеке со сломанной судьбой. О ком картина «Стена VII»?

- Это бездарный граффитист. Граффити как искусство я понимаю. А граффити как мусор на стене, как определение своей значимости,  мне чуждо. Это своего рода взгляд на молодое поколение. Я вижу, что не все знают, что им нужно от жизни, ничем выдающимся не занимаются. Ребята хотят как-то утвердиться, иначе они не могут и начинают заниматься хулиганством. Причины-то тут ясны. Вопросов о жизни они себе не задают, любопытство как фактор развития у них отсутствует. Грустно от этого.

- Стена VII это часть цикла картин. Будет ли Стена VIII?

- Так вот она, - и художник подводит меня к одной из картин. - Пока я думаю назвать её «Воспоминание о Святом Луке». Это покровитель всех художников.

- А как вы относитесь к тому, что посторонние видят ваши неоконченные работы?

- Да кому-то это не нравится, кажется, что зритель или прохожий мешают. Я думаю, это значит, что человек не умеет сосредотачиваться. Когда ты работаешь углубленно, ничто тебе не может помешать. Это еще вопрос уверенности в себе.

- А мне вспоминается ваша работа «Слезы на стене». Она о старике, который вспоминает годы, ушедшей юности. Очень трогательный и драматичный образ. Почему же вам все-таки так близка тема «сломанного», потерянного человека?

- В ней заложена драма, вечные вопросы, эти люди - продукт этой драмы. Ты родился, имел вагон перспектив, и вдруг всего этого нет. Встаёт вопрос: зачем ты родился? Это извечный вопрос, он задаётся каждым человеком. Как искусство может его обойти?

- А с творческими кризисами знакомы? Бывает ли, что вам совсем нечего рисовать?

- Творческий кризис у художника - это отсутствие идей. Идей нет – вот тогда кризис. Такое у меня бывало в детстве, хотелось рвануть то в одно направление, то в другое, сделать так, как ни у кого не было.  Искусство – это дело, механическая работа. Даже если у тебя гениальный замысел, и он у тебя в голове четко отпечатан. Но пока ты его не сделаешь, ручками, кистями, красками это пустой звук. Поэтому, если я не делаю один замысел, я делаю другой, третий. Тут главное реализовывать идеи. Сейчас я уже знаю свой стиль, идей тоже хватает. Правда иногда бывает, что вчерашний гениальный замысел, сегодня кажется совсем не таким. Идеи надо выхаживать, дорабатывать. Вот, например, сегодня Стена VIII у меня такая. А потом, может, я передумаю.

- Получается, что вашу работу трудно спланировать, подогнать под рамки. А у вас есть распорядок дня? Например, встал сутра, позавтракал, нарисовал картину…

- Да, последние двадцать лет у меня именно такой план, - смеясь, отвечает он. - А если говорить серьёзно, то я очень чётко разделяю две вещи: службу и работу. На службу ты идёшь, зарабатываешь деньги, тратишь их в отпуске. Работа в искусстве имеет несколько более сложную ситуацию: тебя никто не гонит на работу, совсем необязательно, что ты за это получишь деньги, и отпуск от этого не зависит. Работу я понимаю еще и как продукт. Мне интересно себя искать, стараться понять, почему это получается, а это нет.

- А бывает что-то не получается?

- У меня то и дело что-то не получается, - снова отшучивается художник. - В этом и прелесть, если бы получалось, что задумал - было бы скучно. Я всегда стремлюсь к совершенству, или хотя бы к тому, чтобы мне самому эта работа могла понравиться.

- Представляете ли вы свою жизнь без искусства? Чем занимались бы, если не этим?

- Без искусства, наверно, нет… Но у искусства много направлений. В советское время я сменил одинадцать работ. Я был, и художником, и оформителем, и сценографом,  и методистом по искусству, даже преподавал в детской художественной школе. Иногда я делал заказные работы. Важно не забывать о своём творчестве. Не оставлять свои замыслы. Такие заказные работы могут плавно перевести на другое отношение к искусству.

- Как вам нравилось преподавать?

- Мне не нравилось то, что очень трудно найти ребенка, который учился бы с самоотдачей. Может быть, это со школы идёт: отучился и быстрее во двор - гулять. Здесь должно быть по-другому - быстрее отучился в школе, и бежать рисовать.

- Есть ли у вас любимые художники? 

- Конечно, их много. Причем, они меняются, в какое-то время я предпочитаю одних потом других. Для меня в истории искусства много  мудрости.

- Сегодня кто вам по душе?                                      

Игорь Иванюк задумался, выбор художника из числа лучших оказался непростым. В конце концов, он называет:

- Наверно, Леонардо да Винчи. По своей натуре я не революционер, мне нравится брать какие-то подсказки или намеки. Это как вызов себе: а смогу ли я так?

- В таком случае, не боитесь ли вы быть похожим на кого-то?

- Да нет, потому что все люди разные и художники тоже разные. Именно поэтому искусство будет вечно. В этом и его прелесть. Картины - нетиражные вещи, это уникальные создания. Ни до, ни после такого больше не будет. Плохая твоя работа, или хорошая, это уже другой вопрос, а то, что она единственная – это греет душу.

 Не стоит упускать возможности знакомиться с творчеством наших земляков. Уникальные работы псковских художников заряжают энергией, заставляют размышлять о смысле жизни. Возможно, не все картины вам ясны и понятны, ведь искусство - это символы, образы и эмоции, выраженные кистью. Впрочем, сам Игорь Иванюк советует:

- Не надо стараться досконально понять смысл картин. Искусство – это не учебник анатомии. Художник чувствовал, восторгался, расстраивался… это и рисовал.

Евгения ВИНОГРАДОВА

Оцените статью:


Комментарии

22/04/2014 21:19
Спасибо за интервью! И пишите больше о таких людях, а то кажется, что в Пскове не осталось настоящих художников.

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

КУЛЬТУРА

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта