Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677) 
 
 
24 2018, воскресенье, 00:54

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №35 (9682), 10/09/2014

Филологи нужны, чтобы книги читать?

Проблемы у филологов разных городов России одни и те же. Возможно, главная – непонимание людей сути их профессии. Зачем же нужна филология, мы и решили выяснить.

- Очень важно, чтобы люди поняли, что преподаватели должны учить и иметь возможность заниматься своей работой, - уверена Илона Мотеюнайте, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы ПсковГУ. - Люди спрашивают: зачем учить филологии? И у меня есть не один ответ. Во-первых, с каким человеком интереснее общаться человеку без образования в больнице, поезде, магазине? С человеком, имеющим гуманитарное образование и умеющим говорить, рассказывать или с человеком, который ничего не читал? Конечно, с первым. А общение одна из величайших человеческих ценностей, оно нужно всем. Во-вторых, именно с филологическим образованием в самом широком смысле слова, как с умением понимать речь, в стране плохо обстоят дела: люди стали хуже воспринимать речь, не всегда понимают написанное на русском языке (потому что плохо написано), утрачивают навык понимания слова вырабатываемый в школе. В широком смысле плохо знают свой язык и в конечном счете плохо понимают друг друга. Если бы люди грамотно составляли инструкции и умели их чи-тать, то, возможно, у нас самолёты бы реже падали, а гидроэлектростанции взрывались.

И с этим предположением трудно не согласиться. Между тем, воспринимать слово нужно научиться, это не так просто в современном мире, где слов так много и таких разных. Илона Мотеюнайте уверена - неправда, что литература невостребована. Она работала на физмате с первым и вторым курсом. Они, по понятным причинам, небольшие поклонники художественной литературы:

- Но они прочитали роман Пелевина «Чапаев и пустота», сорокинский «Лед», прямо скажем, не самое простое чтение, и им понравились эти романы. Нужно было просто услышать, что такие книги есть. И с удовольствием читали. Тем более интересно заниматься со школьниками, когда ты не скована рамками программы и обязанностью научить для экзамена. Я уверена, что если бы наши учителя литературы были свободнее, то книги были бы востребованы. Между книгой и человеком часто должен быть посредник, не навязчивый, конечно. Я совершенно убеждена, что мы должны говорить с обществом.

Преподавательница филфака рассказывает, как её дочь в Италии встретила человека, который по профессии кузнец, по образованию спелеолог, увлекается фотографией. Он стал учить русский язык, прочитал книги Варлама Шаламова.

-  Теперь у него мечта жить в Магадане, - смеётся она. - Я даже недооценивала силу русской литературы.

В прошлом учебном году было проведено анкетирование по проблеме чтения студентов-филологов. Полученные сведения показали, что пятый курс отличается от первых двух принципиально. Хотя по любви к чтению и многим другим параметрам они совпадали.

- Профессиональная ответственность у пятого курса сформирована гораздо более сильно, - рассказывает Илона Мотеюнайте. - Несколько схематизируя, скажу, что первые курсы хотят читать для себя, для саморазвития. Они тем самым защищают свою свободу, индивидуальность, право на субъективность читательского пути. Но они не хотят передавать свои знания другим людям. А почему? Потому что не умеют это делать. Смысл филологического обучения в том, чтобы уметь не просто читать, а понимать прочитанное и объяснять непрофессионалам. Филолог читает не только для саморазвития, это ещё и профессия. Вот на пятом курсе было больше всего людей, которые поздно начали читать. И не скажу, что они были особенно читающим курсом. Но свой читательский опыт они могут теперь передавать. И не только в учительской, а в музейной, рекламной работе. Вот для этого мы учим.

Павел ДМИТРИЕВ.

dpa@province-pskov.ru

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

СИТУАЦИЯ

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта