Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673) 
 
 
27 2018, воскресенье, 22:35

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №44 (9691), 12/11/2014

Капитан бумажного кораблика

С завершением реконструкции Псковского театра драмы культурная жизнь в Пскове получила новый импульс. Впрочем, многие могут не согласится с тем, что «без Пушкинского театра смотреть спектакли было негде». Елена Быкова, режиссёр «Театра на Кузнецкой», педагог дополнительного образования рассказала «Псковской провинции» как ей помогло «сарафанное радио», проходит ли для молодых актёров кастинг, и почему она готова поспорить с утверждением «любительский театр – значит плохой».

Елена Николаевна встречает в холле псковского Дома детского творчества и проводит под тёмной лестницей в театральную гримёрку. Там она усаживает меня …на трон, а сама присаживается на скамейку:

- Работаю здесь с 1987 года. Это прошлое столетие прошлого тысячелетия, поэтому я чувствую себя немножко динозавром. В детстве мы с друзьями разыгрывали сказки, детские фантазии пытались воплотить. Вот я и заигралась: мне так хорошо в этом жанре, что я сделала это своей профессией. Приехала в Псков из Ленинграда: захотелось посмотреть город, откуда родом моя мама. Влюбилась в него, и недолго думая, уехала из Ленинграда.

- Помните ваш первый спектакль?

- Я сходила в соседние школы, поговорила с ребятами. На первое занятие пришла небольшая группа детей, но они устроены таким образом, если им интересно, то на следующую репетицию они приводят друзей. «Сарафанное» детское радио, как я его называю. Мы занимались актёрским мастерством, сценической речью, но всё это в игровой форме. И таким образом перешли к спектаклю. Помню, что это была русская народная сказка «Горшок». Она получилась, мы возили её и на Всероссийские фестивали. Мы её даже в Клайпеде играли. Затем ребята выросли и сказка вместе с ними.

Я не диктатор, а дети не марионетки

Елена Быкова во время разговора периодически обращает моё внимание на обклеенные афишами стены небольшой гримёрки. Все они – не просто украшение, а гордость её труппы, память о тех фестивалях, где участвовали молодые актёры.

- Для маленьких актёров у вас есть кастинг?

- Я считаю, что для любительских коллективов отбора быть не должно. Если у ребёнка есть желание попробовать себя в нашем деле, то буду с ним заниматься. Конечно, некоторые дети очень эмоциональны, у них актёрская природа. Другие – более спокойные, но мы и с ними продолжаем заниматься. Из маленьких зёрнышек иногда вырастают прекрасные цветы… Не знаю, что будет с ребёнком, но стараюсь с любовью заниматься с ним, и они должны меня полюбить. Без этого спектакля не получится. Я не диктатор и ребята не мои марионетки - им должно быть интересно. Мы создаём на площадке атмосферу детской радости для того, чтобы они сами начали фантазировать, придумывать. Из этого иногда возникает замысел спектакля.

Перед премьерами «трясёт» до сих пор

В гримёрке, где мы разговариваем, царит творческий беспорядок. Впрочем, Елена Николаевна готова с этим поспорить: дескать, все костюмы висят на своих местах, а в остальном – это театральная гримёрка, а не бухгалтерия…

- Как вы успокаиваете актёров перед спектаклями?

- Чтобы ребята играли не на испуге, мы долго репетируем. Они в каждый момент сценического существования знают свои актёрские задачи. Ребята «заточены» на то, чтобы выполнить их как можно более убедительно. И иногда волнение помогает. Бывает и сценический столбняк, но и больших актёров «трясёт» перед выступлением. Говорю: «Вы сейчас выйдете на сцену и об этом забудете». Помогает. Я, конечно, не могу бросить детей на сцену, как котят в воду. После спектаклей мы разбираем ошибки, и ни в коем случае никогда детей не ругаю, сама понимаю, что с ними происходит. Понимаете, это очень сложный шаг – выйти на сцену. Я остаюсь за кадром, но меня тоже «трясёт».

- Где вы находитесь во время спектаклей?

- В радиорубке. У нас нет костюмеров, звукорежиссёров, так что мне нужно подсказывать, когда включать музыку.

- Спите перед премьерами?

- Вообще плохо сплю. Театральные люди склонны к неврастении. И я ночью в голове проигрываю какие-нибудь сцены. Мы ведь вместе с ребятами учим все роли, я знаю все слова: они на меня накатывают ночью. Завариваю душицу, пустырник. С утра меня уже подташнивает, от волнения могу разбить чашку…

- Это можно сравнить с паникой?

- Это не такая паника, как «шеф, всё пропало, ничего не готово!» Меня ребята за кулисами успокаивают: «Елена Николаевна, не бойтесь, мы всё знаем, всё помним». Они – мои маленькие психологи. Общими усилиями наш бумажный кораблик идёт к берегу.

Талантливому человеку должно повезти

Елена Николаевна во время разговора сетует: «пора бы уже купить мобильный телефон» - которого у неё никогда и не было. А затем с улыбкой рассказывает, что дети, глядя на неё, с первый занятий привыкают прятать мобильники подальше – «лазить по Интернету» здесь нет времени, да и просто не принято…

- Ваши актёры получают гонорары?

- Нет, конечно.

- Но вы настраиваете их на то, что они могут продолжить актёрскую карьеру и зарабатывать деньги?

- Наоборот. Это должен быть свободный выбор. Есть способные дети, а есть очень одарённые. Михаил Козаков говорил, что актёр – это диагноз (Михаил Козаков - советский, российский и израильский режиссер, актер театра и кино, лауреат Государственной премии СССР, Народный артист РСФСР. – прим. авт.). Когда в человеке говорит дарование, то его не остановить. Он как пущенная стрела поедет куда-нибудь поступать. Наша профессия зависима от того, в какие руки ты попадёшь. Я видела столько одарённых людей, которые играли в посредственных спектаклях у неинтересных режиссёров и ломались. Должно всё сойтись, нужно везение. А для детей наш театр хорош тем, что здесь они общаются, развивается их творческий потенциал. Ребёнок талантлив, потому что он ребёнок. Театр помогает ему понять, в чем его талант. Он может пойти по другой дороге, стать учёным, например, но это будет творческий человек.

- Режиссёр английского «Глобуса» Джо Мёрфи в интервью говорил нам, что его беспокоит гордыня режиссёров, которые считают, что спектакль – это только их «детище».

- Конечно, должно быть сотворчество, но и цензура не помешает. Вокруг нас мир, Интернет, телевидение. Очень многое молодёжь пропускает через себя. И поэтому последнее слово остаётся за мной. Но мы обязательно разговариваем. Хотя разумная диктатура в театре должна быть. Иначе они такого предложат…

- А что ребята предлагают?

- Много штампов. Вижу, что это неинтересно и предлагаю им пофантазировать, выслушиваю их. Они растут на фантазиях. Категорически я ничего не отрицаю, чаще всего мои предложения они принимают. Я предлагаю им доработать до результата – до спектакля. Мы как будто печём пирог: кладём сахар, муку, сметану. Но сам пирог будет другим. Когда дети видят зрителей, театральный свет, они понимают, зачем был весь этот процесс. Самые стойкие и терпеливые остаются, начинают понимать, что такое театр. Другие, приходя сюда, думают, что это школьная самодеятельность.

 - А что вы имеете против школьной самодеятельности?

- Совершенно ничего. Учителя за пару дней выучивают текст, делают иллюстративную картинку. Дети считают, что это и есть театр. Но потом они видят, что это другое, более интересное, но и кропотливое занятие. Зато после выступления они получают упоение, актёрскую радость.

- В псковском драмтеатре вновь началась театральная жизнь. Вы не хотите сотрудничать с ним?

- Я думала. Возможно, драмтеатр мог бы предложить нам малую сцену для выступлений. Но я не знаю, каким образом это возможно. Должен ли кто-то платить за аренду, кому продавать билеты, захотят ли они нас пустить к себе? Я при этом понимаю, что наши спектакли могут им не понравиться. Да и почему всем должно нравиться? Думаю, что новая команда театра ещё не знает в полной мере всех псковских актёров. А может быть, их отпугивает слово «любительский». Оно чаще всего означает синоним дурной самодеятельности. Но я считаю, что любительский театр на высоком уровне развит в нашей стране. На всероссийских, международных фестивалях спектакли любителей иногда интереснее, чем у профессионалов.

Павел ДМИТРИЕВ

 

Фото: театральный фестиваль в Рязани с участием труппы «Тетра на Кузнецкой»

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ТЕАТР

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта