Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694) 
 
 
18 октября 2018, четверг, 19:23

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №47 (9694), 03/12/2014

Деревня трезвенников и ее обитатели

«В такое время только водку пить», - сказал бы иной. Но в деревне Голомино Краснопрудской волости Псковского района, где всего восемь местных жителей, включая маленьких детей, взрослые словно сговорились - ходят трезвыми с утра до вчера. И на праздники ничего крепче травяного чая не употребляют. И лица у них подозрительно довольные... Думаете, так не бывает? Корреспондент «Псковской провинции» лично убедился, что деревня трезвенников - это не мираж.

ПОЖАР, КОТОРЫЙ НЕ ТУШИТСЯ

С тех пор, как жительница деревни трезвенников Светлана Пожар взяла из питомника смешную рыжеухую собаку, ее любимой игрой стали прятки. Чара вещи таскает и грызет, а Света их ищет и как будто бы ругается. Ей приходится вставать в 4 утра, чтобы вывести свою воспитанницу на улицу. А еще на «шее» у Светланы штук пять котов и кошек, которых она называет в хронологической последовательности, по мере появления на свет - Разик, Двуся, Труся... ну и так далее. Каждый день хозяйка варит им кастрюлю перловки. Пожиратели каши ведут себя, как положено - нагло и в меру ласково.

- У нас вообще не бывает скучно, - уверяет собеседница. - В холодное время работы по дому хватает, а летом на огороде дел не пересчитать. Да и, честно говоря, от городской суеты устаешь больше, чем от тишины, которая и дает ощущение наполненности...

Светлана Пожар переехала в Голомино из Санкт-Петербурга 9 лет назад. Прочитала в местной газете объявление о продаже дома, разведала обстановку, влюбилась в местные пейзажи и осела здесь навсегда. На новом месте освоилась быстро. Уклад ее жизни полностью поменялся, а вот привычки и увлечения остались прежними. Как и 25 лет назад, она обливается холодной водой и бегает босиком по снегу.

-  Много лет назад врачи поставили мне неутешительный диагноз и дали понять, что долго я не проживу, - рассказывает Светлана. – Терять мне все равно было нечего. Тогда я решила освоить систему Порфирия Иванова, которая основана на целебном воздействии холода на организм. В результате я не только избавилась от целого букета хронических заболеваний, но и от вредных привычек. Алкоголь никак не вязался с моей новой жизнью. Теперь я даже запах его не выношу.

Пример бывшей жительницы мегаполиса оказался заразительным. Теперь ее соседи с нетерпением ждут наступления морозов, чтобы вылить на себя пару ведер воды. Говорят, чем холоднее на улице, тем сильнее эффект… и громче визг. И если в других деревнях мужики меряются силами, кто больше выпьет, в Голомино устраивают забеги босиком по снегу. Получается отличная альтернатива пьяным зимним забавам. Еще одно увлечение, которым Света «заразила» всех без исключения жителей Голомино – это сбор трав. Их летом в окрестностях деревни великое множество. Буквально в двух шагах от дома растут: цикорий, зверобой, ромашка, пастушья сумка, калган или лапчатка прямостоящая, чистотел, багульник, а на огородах многие выращивают жасмин и розы. Все эти природные дары можно засушивать и заваривать зимой. Аромат от них стоит такой, что ни с каким самогоном не сравнится.

-  Королем на наших кухнях является кипрей, растущий в нескольких километрах от Голомино, - рассказывает хо-зяйка. – Если его заваривать, как обычную траву, будет не очень вкусно. Но я освоила сама и всю деревню научила кипрей ферментировать. Получается-отличный тонизирующий чай.

ТРЕЗВЫЕ ОТКРОВЕНИЯ

- Дима, мы к тебе в гости идем, пустишь? – кричит моя собеседница, замечая соседа. Вопрос, что называется, риторический.

В деревне, где местных жителей меньше, чем пальцев на руке, в гости друг к другу ходят без предупреждения.

39-летний Дмитрий Корунный переехал в деревню из Санкт-Петербурга в тот же год, что и Светлана. За дело взялся основательно. Отремонтировал избу, засадил огород, завел корову, а чуть позже обустроил небольшую пасеку. Тех денег, что он выручает с продажи молочных продуктов и меда, вполне хватает на жизнь. Более того, этим летом ему удалось купить лес и начать строительство нового дома. Плотничать и обрабатывать древесину он научился сам, так что нанимать никого не пришлось. Дима так вошел во вкус, что подрядился строить баньки своим односельчанам. И людям хорошо, и ему дополнительный заработок. Стены и крыша будущего дома Дмитрия готовы. Еще несколько месяцев работы, и семья отметит новоселье. Бла-о, есть кому обживать будущий дом. Год назад у Корунного родилась дочка…

- Я не пью уже много лет. А мои ровесники, которые пошли другим путем, уже давно на кладбище лежат или в нищете прозябают, - говорит Дмитрий. – Водка и деревня – две вещи несовместимые. Здесь либо трезвый и сытый, либо пьяный и голодный...

Согласен с Корунным его земляк, однокурсник и теперь уже сосед Валера, которому пить «некогда, да и не за чем». С тех пор, как он поменял питерскую суету на вымирающую псковскую деревню, жизнь его круто переменилась. Раньше он весь день крутился, как белка в колесе и ничего не успевал. Сейчас все с точностью до наоборот. Никуда не спеша, за два года Валера успел построить дом, провести электричество и водопровод, обработать землю под огород. Вместе за ним в Голомино переехала и молодая супруга Елена. Впрочем, «женой декабриста» она себя не считает. Признается, что решение жить в деревне было обоюдным, и она ни о чем не жалеет. Правда, рожать в Пскове Елена не отважилась. Двое ее детей – Святозар и Милана – появились на свет в Петербурге. Сыну два года, а дочке только два месяца.

- Детям лучше расти в деревне, - уверена молодая мама. – А за их будущее я спокойна. Псков близко, машина у нас есть, так что будем возить детей в город на кружки. В нескольких километрах отсюда, в деревне Кирово, есть детский сад и школа, которая по уровню образования, говорят, не хуже городской…

МЕСТО СИЛЫ

Экскурсия по Голомино продолжается. Светлана Пожар ведет меня к местной святыне – статуе Перуна, славянского бога Солнца. Деревянный исполин задумчиво вглядывается в лесное озеро, которое уже успело покрыться коркой льда. Сейчас здесь тоскливо и бесприютно, зато летом настоящее раздолье. В этом месте жители деревни и их городские гости собираются вместе и отмечают праздники. Особенно любят Ивана Купалу. В ночь с 6 на 7 июля «голоминцы» прыгают через костер, водят хороводы. Руководит весельем наша собеседница, но не на правах самой старшей в деревне. Она изучает древние славянские традиции и увлекла этим всех односельчан. На вершине холма, рядом с деревянным изваянием Перуна, стоит огромный валун, а в двух шагах от него камнями выложен лабиринт - традиционное место силы и связи с космосом у славян. Это тоже дело рук Светланы. Она точно знает, что, проходя по спиральным дорожкам, человек заряжается энергией, восстанавливает душевное равновесие и получает исцеление от многих болезней. Верить в это или нет, личное дело каждого. Но, говорят, даже у скептиков, которые бродили по голоминским лабиринтам исключительно из любопытства, исчезали головные боли и раздражительность. Местные бывают здесь часто, может быть, поэтому они редко болеют и живут душа в душу...

Светлана не только организовывает праздники, но и руководит музеем русского быта, который создала несколько лет назад. С помещением проблем не было - небольшой приземистый домик продал ей местный пчеловод за смешные деньги. Для того чтобы наполнить избу экспонатами, хранительница славянских традиций исследовала чердаки всех окрестных домов. Прознав об этом, некоторые местные жители сами пополняли ее коллекцию. Улов оказался впечатляющим. В настоящее время в музее более трехсот предметов быта. Есть среди них и настоящие раритеты Например, старинная библия, приспособления для сушки пороха и всхожести семян, всевозможные деревянные насадки на косы и грабли, и даже аппарат для самогоноварения, на который положили глаз жители соседней деревни. И это не говоря о многочисленных лоскутных одеялах и поясах, которые наша героиня делает сама.

- Посетителей было бы гораздо больше, если бы до Голомино было так просто добраться, - говорит Светлана Пожар. - Да и на постоянное место жительства к нам бы приезжали охотнее. Но дорога до нашей деревни находится в чудовищном состоянии Можно сказать, что ее нет. Весной и осенью из Голомино бывает просто не выбраться, а зимой к нам никто, кроме охотников, не приходит. Так и живем, отрезанные от внешнего мира Недавно в деревню приезжал глава Краснопрудской волости и подтвердил, что отрезок дороги от Голомино до Гришино - а это всего 700 метров - нуждается в ремонте. Но денег на эти цели пока нет. Надеюсь, хотя бы в следующем году ситуация изменится к лучшему.

Ульяна МИХАЙЛОВА.

umi@province-pskov.ru

Оцените статью:


Комментарии

25/02/2015 07:56
МОЛОДЦЫ!
Алла Пискунович | 30/03/2015 11:24
Здравствуйте!!!!очень обрадовалась, случайно обнаружив статью.Во-первых, рада за жителей Голомино. Трезвая жизнь намного радостней и интересней А ещё более приятней, что наконец-то получила информацию о Голомино.Моя МАМА - Савельева Мария Ивановна родом из этой деревни.Когда-то в детстве, с родителями , мы приезжали туда(приблизительно летом 1965г).В деревне тогда было жителей побольше.По прошествии времени(и долгого надо сказать - прошло почти 50 лет) мне очень захотелось подробнее узнать свою родословную. К сожалению, уже нет в живых ни Мамочки , ни её сестры, ни братьев. Знаю , что их отец - Савельев Иван Савельевич, ( умер где-то в 1936 году)мать- Савельева Анастасия Петровна(умерла в 1945году-в самом конце ВОВ). Детей было четверо(во всяком случае тех, что остались в живых)-Николай(1919г), Нина(1924), Мария(1927) и Анатолий(1933?). Семья была зажиточной. Когда мы приезжали на Мамину Родину, она показывала где стоял их дом, где был сад. Сад к тому времени превратился в сливовую рощу(так во всяком случае его называли местные жители).Маминых родителей , в особенности её Маму ,очень любили....Извините, что так подробно пишу, но я первый раз за много лет поисков смогла прочесть о месте, где прошло детство моей Мамы. Я буду очень Вам благодарна,если Вы поможете мне в моих поисках.С УВАЖЕНИЕМ Алла Пискунович
golbal | 20/10/2015 03:06
Меня очень заинтересовала эта деревня!!! Хотелось бы узнать историю этой деревни. Год ее основания.Кто ее основал. Если кто сможет напишите на мой электронный адрес v_golomin@mail.ru Спасибо.
Гусев Сергей Михайлович | 09/09/2017 23:57
Я БЫЛ В ЭТОЙ ДЕРЕВНЕ В АВГУСТЕ 2015 ГОДА.БЫЛ У ЗНАКОМОГО ВИКТОРА.КОТОРЫЙ УГОСТИЛ МЕНЯ КЛЮКВОЙ.А МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ -МОЛОДЦЫ.тАК ДЕРЖАТЬ!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ЗОНА РИСКА

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта