Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685) 
 
 
17 2018, пятница, 00:42

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №5 (9703), 11/02/2015

Пять часов трагедий

Приезда трупп из Ижевска и Омска на 22-й Пушкинский фестиваль многие псковские театралы ждали с особыми чувствами. Коллективы столичных театров в последнее время балуют нас своим вниманием, да и в Москве и Санкт-Петербурге большинство псковичей бывают всё же чаще, чем в Ижевске с Омском, а потому для многих фестиваль стал возможностью впервые познакомиться с творчеством удмуртов и сибиряков. Тем интереснее, что они привезли спектакли по одному и тому же произведению Пушкина – бессмертным «Маленьким трагедиям».

Собственно, именно бессмертность «Маленьких трагедий», что следовало из аннотаций спектаклей актёры и намеревались доказывать на сцене в течение трёх с половиной часов (в случае Русского драматического театра Удмуртии) и часа сорока минут (в случае Омского городского драматического театра «Студия Любови Ермолаевой»). Интересная штука время (теме времени, кстати, и посвящён фестиваль в этом году): несмотря на свою продолжительность, первый спектакль пролетел, а второй - продлился. Это субъективно, но со мной согласились многие зрители, посмотревшие обе постановки.

«Маленькие трагедии» в исполнении разных театров поставили петербургские режиссёры Пётр Шерешевский и Максим Диденко. Оба спектакля получились во многом экспериментальными. К некоторым экспериментам псковичи оказались не готовы…

Эксперимент Шерешевского и ижевской труппы - это Пушкин 18+. Это секс, наркотики и Depeche Mode. Перенося действие из абстрактного «давно» в современную действительность, режиссёр обнажает не только вечные (вслед за автором), но и сегодняшние пороки. Шерешевский следует за пушкинским текстом буквально. Ничего выдумывать не пришлось, многие ходы напрашивались сами. Сетующий об испорченном на турнире шлеме Альбер с раздражением бросает на пол пробитый мотоциклетный шлем. Тревожно рефлексирующий Сальери, явно не ставший более талантливым от смерти гениального Моцарта, - что важно, сам прекрасно это осознающий - пьяным распевает лепсовскую «Рюмку водки на столе». Старательно изображающая смиренную печаль по убитому супругу Донна Анна решительно опускает лицо в миску с луком - и вот её look абсолютно соответствует необходимому определению «траурный». В контексте этих и других символов оживление статуи Командора очень гармонично оправдывается ЛСД-опьянением Дон Гуана и Лепорелло. Впрочем, неудивительно, что подобная «гармония» приходится по вкусу не каждому. Кто-то уходит через пятнадцать минут после начала погружения, так и не успев прочувствовать всю его глубину, заметно редеют ряды во втором действии. Но оставшиеся (принявшие) аплодируют стоя.

Едва омские артисты завершили свои монологи, зрители тоже поспешили встать… чтобы побыстрее забрать из гардероба одежду. С этого спектакля ушло меньшее количество зрителей (может, потому что не было антракта?), но «светлячки» - экраны телефонов -  то и дело мелькали в зале. И лишь в редких случаях для того, чтобы «заинстаграмить» действо… Поклон же артистов напомнил тщетные попытки условной Марь Иванны перекричать шум вдруг наступившей перемены и успеть задать школярам «домашку»: самые сознательные, конечно, пытаются внимать, с лёгким сожалением глядя … не на сцену, а на стремительно растущую очередь за шубами. Ни в коем случае не говорю, что спектакль номинанта «Золотой маски» плохой. Просто обычный зритель (опять же - в большинстве своём) не смог понять то, чем восхищались профессионалы. Омские «Маленькие трагедии» широко представлялись как преимущественно музыкальный спектакль. Артисты действительно много поют под аккомпанемент небольшого оркестра. Менее «раскрученной» оказалась форма постановки - месса-парафраз (месса - литургические песнопения в католической церкви, парафраз - переложение чего-то известного на новое). Актёры механически чеканили пушкинский текст, делая акценты лишь на самых очевидных моментах - например, первое слово, которое, наконец, разбираешь в невнятном монологе Альбера - эмоционально брошенное «скупость». Слова теряют своё сакральное значение, актёры куда больше хотят сказать своими пластическими этюдами. Но такой язык смогли перевести далеко не все зрители. Пушкина в этом спектакле куда меньше, чем в предыдущем, несмотря на то, что Максим Диденко за меньшее время успевает проиграть и «Пир во время чумы», являющийся осью композиции спектакля.

В ижевских «Маленьких трагедиях», тем не менее, «Пиру» всё же нашлось место. Он не «проговаривается», но незримо присутствует, тоже своеобразно «держа на себе» другие трагедии. Интересно (и что ещё интереснее - достаточно похоже) в пространственном плане обыгрывается режиссёрами тема одиночества, ненавязчиво протекающая сквозь пушкинское повествование. Ванны со стеклянными крышками у Шерешевского напоминают деревянные гробы на колёсиках у Диденко: раз - и они превращаются в столы для пиршеств, два - в постели. Вдумаешься в смысл таких декораций - становится грустно. Впрочем, этот пушкинский текст ничего весёлого в себе и не таит, а вечное в контексте современного действительно побуждает к критическому осмыслению. И подчеркну: критическому - не значит критикующему.

Наталья ИГНАТЕНКО.

nata@province-pskov.ru

Фото предоставлено пресс-службой Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина


В ТЕМУ:


Пётр Шерешевский, главный режиссёр Русского драматического театра Удмуртии:

Конечно, я не радуюсь, когда люди уходят с нашего спектакля. Хожу подавленный, но понимаю, что это неизбежно. Принятие - сложный процесс, он сразу не происходит. С премьеры «Маленьких трагедий» в Ижевске из 700 зрителей ушло 150 а на последнем показе - всего 50 Мы этому уже радуемся. Кто-то воспринимает нас буквально. Говорят, что мы проповедуем разврат, опошляем классику. Но нам кажется, что мы верны духу Пушкина. Это истории про пороки. Показывать, что убийца - это убийца - вовсе не проповедовать злодеяния.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ТЕАТР

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта