
Одет он вполне прилично, на малоимущего не похож, да и на вид вполне здоровый и возраст его далек от старческого. В эту торговую точку мужчину явно привела не крайняя нужда. Это подтверждает и комок денег, который он извлекает из кармана. Там и пятисотки, и тысячные, и сотни. Мужчина берет колбасную нарезку, два вафельных торта, шоколад, овощные консервы. Одним словом, предметы не первой необходимости. Но все это обходится ему в очень скромную сумму - раза в три меньше, чем в любом крупном супермаркете, даже если учесть все возможные акции и карты скидок. Дело в том, что весь товар, который он купил, просроченный. Что-то из продуктов исчерпало свой срок годности совсем недавно, месяц-два назад, а что-то - больше чем год.
Пока подходила моя очередь, времени окинуть взглядом ассортимент и цены хватило с лихвой. Здесь и кондитерские изделия, и мясные и овощные консервы, и каши с мясом в банках, колбасы, печенья, приправы, модный «экологичный» коричневый сахар. Одним словом, «вкусняшки» на любой вкус и кошелек. О кошельке нужно сказать особо – шоколад стоит 30 рублей, пачка крекеров 20 рублей, банка тушенки 25, копченый окорок 190, йогурт 5 рублей. Только вот банки мятые, упаковки шоколада рваные, а копчености покрыты белёсым налётом. Надо что-то купить, дабы не привлекать внимания. Говорю продавцу, что ищу, чем бы перекусить на обеде. Она советует кашу с мясом: «погреете в микроволновке, все хорошо будет». Мятая банка гречки со свининой стоит 30 рублей.
Судя по штемпелю на крышке, она изготовлена еще в начале 2012 года. Срок годности - «не более двух лет со дня изготовления», гласит надпись на полинялой этикетке. Во что превратилось содержимое банки после истечения «гарантийного срока», выяснять не захотелось. В голову полезли мысли о ботулизме, кишечных палочках и прочих «праздниках живота». Мужественно отказываюсь и беру наименее подозрительные шоколадку и пачку сырного печенья. Они просрочены всего несколько месяцев. Вкус соответствующий – нотки прогорклого маргарина оттеняются послевкусием пищевой соды гармонирующей с терпким духом сырного ароматизатора. Надеюсь, уткам на Мирожке печенье придется по вкусу.
Но о вкусе покупки я узнал позже, а пока следовало поторапливаться: у прилавка уже скопилась небольшая очередь. Что интересно, составляющие ее люди не похожи на бедных старушек, собирающих последние медяки на еду. Несколько человек стоят на улице у входа, они приехали на машине и собираются закупиться основательно.
- Я знаю, что здесь просрочка, но это все просто маркетологи придумали. Я покупаю продукты длительного хранения, они еще долго могут лежать. Как раз к дачному сезону наберу запасов - говорит одна из женщин у входа. По ее словам, «просроченный ларек» на этом рынке работает с начала года. Информация о нем передается по «сарафанному радио», и поэтому никаких вывесок не нужно. На ларьке и правда нет никаких опознавательных знаков, а окна завешаны какими-то тряпками и кусками картона. Судя по разговорам, продавщица знает многих покупателей в лицо. Спрашиваю, откуда товар, знают ли они?
Ответ удивляет: «Нам все равно. Наверное, из разных мест. Уж явно не с помойки. Нас не отравят. Мы часто ходим в такие магазины». Оказывается, эти торговые точки возникают в разных районах города, а через несколько месяцев переезжают.
Администратор рынка, попросивший не называть его имени, сообщил, что с хозяевами ларька проблем нет: «Они ведь не наркотиками торгуют и честно говорят, что товар просрочен. Если к ним ходят люди, значит кому то это нужно. Кризис, цены растут». Мужчина говорит, что люди приезжают за просроченными продуктами со всего города, ищут эту торговую точку, когда она переезжает в другое место, передают друг другу её координаты.
Что, кроме цены, заставляет людей приходить сюда? Возможно, кто-то надеется сэкономить. Как говорят специалисты, финальная дата срока годности продукта всегда дается с запасом в несколько суток. То есть, просрочка в несколько дней – не страшна, и продукт, в принципе, пригоден. В бытность свою главным санитарным врачом России Геннадий Онищенко прямо заявлял по телевизору: «Не все продукты можно использовать после истечения срока годности, но, в разумных пределах, это могло бы быть правильным».
Диетологи на такие высказывания смотрят скептически.
- Крупу, наверное, можно есть просроченную, только может быть не вкусно, прогоркло, а вот шоколад становится опасным. В нём идет окисление жиров. Да, сразу мы это не почувствуем, но любой окисленный жир - это шаг на пути к атеросклерозу, раку, раннему старению, - отмечает нутрициолог Елена Бушанова.
Но, как видим, не всех это останавливает. В тот день, когда я делал покупки в магазине с просрочкой, поговорить с продавцом не удалось, слишком много народу было. А на другой день магазин был закрыт, на двери висела рукописная табличка – «грипп, болею». При этом за несколько минут, что потребовались для фотосъемки входа в павильон, в его закрытую дверь постучались около десятка покупателей.
«Псковская провинция» будет следить за развитием событий. В следующем номере мы постараемся выяснить: что думает о своем бизнесе хозяин «просроченного ларька», какие у него планы на будущее и отношения с Роспотребнадзором. Ведь пока торговля просрочкой запрещена. Хотя некоторые бизнесмены ратуют за создание больших специальных магазинов по торговле просроченными товарами. Может, в Пскове уже предвосхитили эти экономические тенденции? В социальных сетях горожане советуют не останавливаться на достигнутом
-Им надо отдел просроченных лекарств еще замутить и отдел «Мертвый уголок», где будут продавать мертвых хомячков и рыбок, - посоветовал один из завсегдатаев социальных сетей. Шутка получилась с душком. Прямо, как просроченные продукты.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.