Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685) 
 
 
19 2018, воскресенье, 08:36

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №15 (9713), 22/04/2015

- Садитесь, дети. - Спасибо, мы уже сидим

Первую фразу из названия статьи не раз слышал каждый наш читатель. А вот ответ на неё прозвучит только здесь. В учебных классах псковского СИЗО-1 между учителем и учениками – решётка, а на уроках провинившиеся перед законом ребята узнают не только правила математики и русского языка, но и ответы на главные жизненные вопросы.

Наталья Афанасьева с детства знала, что будет учительницей. Окончив в 1980 году физмат псковского пединститута, она была направлена в вечернюю школу №3 города Пскова. В перестроечные времена их количество сокращалось, в конце концов, «вечерка» осталась одна. В 2006-07 учебном году Минюст РФ выпустил постановление по организации деятельности учебного центра (учебного пункта) территориального органа уголовно-исполнительной системы. По нему, в частности, псковские «вечерние» учителя должны были преподавать в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области.

ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО?

«Уроки за решёткой» начались с января 2007-го, а спустя полгода Наталья Афанасьева стала заведующей учебно-консультационным пунктом вечерней школы, которая и отвечала за обучение нарушителей закона. Десять лет назад это было похоже на один большой эксперимент. Наша героиня со смехом вспоминает, что тогда она наивно обратилась к замначальника по воспитательной работе СИЗО с обычной учительской просьбой - показать план воспитательной работы. «А зачем вам это нужно?» - подозрительно переспросил тот.

- За эти годы многое изменилось. Слышала директора ФСИН, который говорил о том, что нужно выполнять не «исполнение наказания», а стараться ресоциализировать несовершеннолетних заключенных, - радуется Наталья Афанасьева. - И я вижу, что сотрудники СИЗО-1 хорошо выполняют свою работу. Но для этого им также пришлось поменять своё отношение, общение с осуждёнными. От суровых лиц мы перешли к улыбкам и оптимизму.

НУЖНО БЫТЬ БЕССТРАШНЫМИ

Но оптимизм зачастую лишь на лицах учебного персонала. Когда ученики на уроке сидят в прямом смысле за решёткой, их приводят в позе «руки за спину», а за тобой постоянно лязгают железные двери – излучать оптимизм довольно проблематично.

-  Психологический негатив, конечно, есть, - не скрывает наша собеседница. - Но и улыбка должна быть. Показать своё бесстрашие перед учениками и доброжелательное отношение к ним необходимо. Внутренняя тревога никогда не появляется на лицах наших учителей. Когда ребята проходят на своё место, я им всегда говорю: «Как я рада вас видеть, как я по вас соскучилась!».

На первых этапах знакомства ученики отнеслись к учителям, мягко скажем, настороженно. Но теперь всё поменялось. И дело здесь не только в улыбках и приветствиях. В учебном классе СИЗО ребята, возможно, впервые в жизни чувствуют себя личностями. Наталья Нишанбаевна в разговоре постоянно подчёркивает, что относится к своим подопечным так же, как к остальным людям. Для неё несовершеннолетние заключённые – личности, которые попали в трудную жизненную ситуацию, а никак не изгои. Она несколько раз повторяет, что для неё совершенно всё равно, по каким статьям «сидят» ученики. К середине разговора мне начинает казаться, что Наталья Афанасьева, будь её воля, с удовольствием отпустила бы несовершеннолетних заключённых на волю сегодня же. Но это лишь на первый взгляд:

- Мне присуща жалость, но я объективно отношусь к ребятам и не оправдываю поступки, которые они совершили. Тяжело смотреть, как их заводят в класс с руками за спиной, но существует устав режимного учреждения, правила. И со своим уставом в этот монастырь я прийти не могу. Но мне всё равно, за убийство человек «закрыт», за кражу, за другой «набор» преступлений. Да, у него есть «багаж», но всегда радует его стремление учиться и раскрывать в себе творческий потенциал, о котором и не знал. Значит, он не безнадёжен.

В ПОИСКАХ АДРЕНАЛИНА

Процесс обучение в режимном учреждении, конечно, серьёзно отличается от обычного школьного. Во-первых, учебных дней здесь всего два: вторник и четверг. Во-вторых, в классах одновременно находятся ребята разного возраста и уровня знаний. Это происходит из-за того, что мальчиков и девочек нельзя обучать в одном помещении по уставу СИЗО. По нему же запрещено нахождение в классе ребят, проходящих по одной статье, «подельников». Ещё одна трудность – отсутствие Интернета и родителей, которые помогают обычным ученикам выполнять домашние задания. «Вишенкой на торте» являются вопиющие пробелы в знаниях нарушителей закона, которым, конечно, в «прошлой» жизни было не до школы.

- Когда я анализирую прошлое ребят, то понимаю, что они обижены нами, взрослыми, - приходит к неутешительному выводу Наталья Афанасьева. - Учителя не должны заниматься только инициативными ребятами. Тогда другие начинают искать интерес, адреналин не в школьной жизни, а на улице.

ПОЧЕМУ Я?

Заключённые на уроках рассказывают учителям о жизни до СИЗО, о родителях и взрослых, на которых зачастую обижены. И не понимают, почему именно они угодили за решётку. И учитель-предметник вместе с ребятами ищет ответы на эти важнейшие вопросы, анализирует, пытается донести до учеников, что им нужно сделать, чтобы «обелить» себя перед обществом.

- Они, по сути, с хорошей душой, и обогащают меня той информацией, которую могу использовать в общении с другими ребятами. Милые родители, любите своих детей, чувствуйте за них ответственность. Дети мам и пап, которые слишком поздно поняли, что нужно следить за ребёнком, находятся в СИЗО, - резюмирует Наталья Афанасьева.

Однако, учебный класс псковского СИЗО-1 многим похож на «вечерний». Учителя держат одинаковую дистанцию между собой и учениками обоих учебных заведений. Да и радует преподавателей одно и то же -диалог на уроке. Правда, чтобы задать свой вопрос заключённым, приходится подходить к решётке, а не к учительскому столу, но мы не будем обращать внимание на подобные мелочи. Главное - попытка докопаться до сути предмета. «День учителя» учащиеся-преступники тоже не забывают. Наставникам они обычно дарят свои авторские открытки, но иногда заранее просят сотрудников СИЗО приобрести цветы, которые потом вручаются виновницам торжества. На последний вопрос - довольна ли Наталья Афанасьева своей карьерой, которая так или иначе привела её в СИЗО, - она уверенно отвечает:

- Конечно. Интерес к профессии у меня не уменьшился. Я с детства знала, что буду учителем, и до сих пор у меня рождаются идеи, как улучшить учебно-воспитательный процесс.

Павел ДМИТРИЕВ.

dpa@province-pskov.ru

Фото автора и пресс-службы УФСИН России по Псковской области


Факты


- В 2007 году надбавка за преподавание в режимном учреждении составляла 90% от должностного оклада. В 2010-м её сократили до 40%. Скоро она может уменьшиться

- Основные направления обучения в СИЗО-1: общеобразовательная, правовая, грамматическая, пунктуационная грамотность, вопросы здоровья, стрессоустойчивость учеников. Кроме того, ребята должны знать что происходит в остальном мире, чтобы после освобождения не чувствовать себя «белой вороной».


В тему


Наталья АФАНАСЬЕВА, учитель СИЗО-1:

- С удивлением узнала, что 90 процентов этих детей не помнят мероприятия, которые проводились в их бывших классах. Активные ребята часто участвуют во многих школьных мероприятиях… Возможно, учителям, стоит обращать больше внимание на менее активных, стоящих в стороне детей? У них тоже есть способности, которые можно развивать.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ОБРАЗОВАНИЕ

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта