Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693) 
 
 
17 октября 2018, среда, 05:46

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. № 25 (9723), 01/07/2015

ПрикасаеМЫе

Они слышат и видят только пальцами. И живут. Общаются, влюбляются, ссорятся, учатся, работают, читают книги, путешествуют, ходят в театр и даже играют в нём, чувствуют... Они слепоглухие. Прикасаемые. Их мир не на другой планете. Он в буквальном смысле на расстоянии вытянутой руки. Только эту руку нужно протянуть.

А такта для тактильного общения хватает не у всех. Выходит, «у каждого из нас своя глухота и своя слепота». Эти слова из автобиографической повести поэта Ирины Поволоцкой красной нитью проходят через уникальный социокультурный проект Театра Наций - спектакль «Прикасаемые». В рамках международного экономического форума необычный спектакль показали на Новой сцене Александринского театра.

Касается каждого

- Новая сцена Александринки позиционирует себя как центр искусств, раздвигающий границы коммуникации, поэтому мы не могли пройти мимо спектакля «Прикасаемые», - рассказывает худрук Александринского театра Валерий Фокин. - Это театр социальный, который учит, воспитывает. Иногда мы побаиваемся, отстраняемся от каких-то вещей, но «Прикасаемые» ломают стереотипы.

«Прикасаемых» в спектакле семеро. Они не просто актёры, но и герои этого спектакля. Их истории помогают рассказывать проводники - юноши и девушки в одинаковых серых костюмах, выглядящих ещё более унифицированными на фоне ярких, подчёркнуто индивидуальных нарядов слепоглухих. Слесарь Алексей Горелов внимательно пересчитывает ступеньки в метро, идя на работу, и проводники очень динамичным пластическим этюдом передают этот непростой путь незрячего и неслышащего человека в час-пик. Звучат отрывки из дневников Алёны Капустьян о путешествии с родителями в Грецию, и трое молодых людей подхватывают на руки Алёну, радостно сияющую и как будто вновь переживающую тот удивительных полёт. В полётах на руках проводников, на сцене - как настоящая актриса - Алёна отметила своё семнадцатилетие. Красивая, талантливая, светлая девочка. Слух она потеряла в полтора месяца, зрение - в 6 лет.  Об этом голосом одного из проводников «рассказывает» мама Алёны. Близкие слепоглухих людей тоже становятся героями спектакля. Это не глянцевая, придуманная сказка о смирении и счастливых, несмотря ни на что, улыбках. Это документальная пьеса, в которой есть место истерикам, слезам, обжигающему чувству несправедливости - «почему именно в нашей семье, с нами, со мной». За час спектакля вместе с героями проживаешь столько эмоций, что когда он заканчивается, невольно задумываешься, как ничтожно то, что ты привык называть «проблемами», и как ценно то, чему ты никогда не придавал значения, относясь к нему как к самому собой разумеющемуся. Зажмуриваешь глаза и содрогаешься от мурашек - страшно. Впрочем, как справедливо замечает в конце спектакля Профессор (слепоглухой доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования Александр Суворов), герой Анатолия Белого, подобные «зажмуривания» «не имеют ничего общего с реальной жизнью». Этот спектакль - не попытка прочувствовать мир слепоглухого человека, что заведомо обречено на провал. Это яркое и громкое заявление о себе и своих проблемах тех, кто раньше мог сделать это едва ли не исключительно дактилем - о слепоглухоте в России только недавно начали «говорить вслух».

- До работы над этим спектаклем никогда не слышала о слепоглухоте. В моём мире всё перевернулось, - подчёркивает Заслуженная артистка России Анна Ковальчук, исполнительница роли первой советской слепоглухой женщины-учёного Ольги Скороходовой. - Мы всегда боимся опоздать, что-то не услышать и не увидеть. Постоянно бежим, но в итоге остаёмся в пустоте. Ребята, с которыми я познакомилась, не видят и не слышат. Но их внутренний мир чрезвычайно богат! Бессловесное общение удивительно искреннее, обмануть человека прикосновением невозможно.

Затоптать

Именитые актёры рассказывают об особенностях общения со своими партнёрами во всех интервью. Конечно, внимание «звёзд» способствует и вниманию прессы. Но ведь слепоглухим артистам было гораздо сложнее! То, что делают они, похоже на чудо: танцуют (даже без сопровождающих), синхронно и уверенно двигаются по сцене, периодически реагируют на реплики или действия проводников без тактильного контакта. И всё это в темноте, тишине, словно по безукоризненно отточенному внутреннему сигналу. На самом деле этот «внутренний сигнал» обеспечивают свои секреты. Поверхность сцены устлана «ковриками» разных фактур и рельефов, символизирующими доступную и не очень среду, в которой приходится существовать слепоглухим людям. Переход из одной зоны в другую и является сигналом к смене действия. Такой же сигнал - «ноу-хау» дизайнера по ароматам спектакля: деликатно сменяющиеся запахи служат дополнительными ориентирами. И всё же: сколько работы за одним только объяснением подобных ориентиров!

- Творческие лаборатории начались в августе прошлого года. Опыта не было вообще, зато было много стереотипов о разграничении пространства со стороны слепоглухих. Сначала мои друзья вообще не понимали, зачем в этом спектакле зрячеслышащие актёры, о чём нам говорить, - вспоминает актриса, героиня и эксперт проекта «Прикасаемые» Ирина Поволоцкая, которая и убедила слепоглухих людей принять участие в необычном спектакле. - Мы учились выстраивать взаимодействие, понимать друг друга, прислушиваться к вибрациям, чтобы ориентироваться. Старались поменьше затрагивать теорию. Всё гораздо лучше получалось на практике. Никто, в том числе и мы сами, не знал, сколько мы можем. Пробовали, искали пути и возможности.

Творческие лаборатории длились по несколько часов раз или два раза в неделю. Перед показом эскиза спектакля в октябре репетировали без выходных, с утра до вечера. Перед премьерой в апреле работали в ещё более плотном графике. Это был сложный, но, как признаются все участники, увлекательный процесс. И он был в радость.

- Проект важен для нас с двух сторон. Во-первых, это возможность простым языком рассказать о проблемах слепоглухих людей, показать вообще, что такая категория инвалидов есть, что они могут и должны быть полноценными участниками общественной жизни. А, во-вторых, для самих слепоглухих людей - это мощная реабилитация. Через творчество их жизнь меняется. Они начинают лучше говорить, двигаться по-другому и, самое важное, увереннее чувствовать себя, - подчёркивает президент Фонда поддержки слепоглухих людей «Со-единение» Дмитрий Поликанов.

«Прикасаемые» уже изменили жизнь как минимум семерых героев спектакля. У Фонда, занимающегося не адресной, а системной помощью, есть планы по распространению уникального опыта сенсорного театра в регионах. А актёры, воодушевлённые очень тёплым, нет, неправильное слово, душевным, эмоциональным приёмом петербургской публики, готовятся к покорению других городов. Их гастрольный график пока на стадии обсуждения. Возможно, однажды и на сцене псковского драматического театра прозвучит мощный топот в честь «Прикасаемых». Топот - это аплодисменты для слепоглухих. Того, кто хочет, чтобы его услышали, обязательно услышат.

Наталья ИГНАТЕНКО.

 

Фото пресс-службы Александринского театра.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта