
Семьдесят детей от 11 до 16 лет аккуратной цепочкой идут друг за другом. Их глаза завязаны оранжевыми банданами, но вокруг и так практически ничего не видно. Только звёзды отражают свой свет, пуская зайчиков на лица ребят. Как будто чувствуя, дети улыбаются. Впрочем, здесь вообще улыбаются постоянно. Вожатые подводят детей к красивым металлическим воротам. В лесу, посреди сосен. К одной из таких сосен, правда, ещё совсем маленькой, от ворот идёт сияющая дорожка. Это дерево желаний. По одному дети снимают с глаз банданы и проходят к дереву, чтобы завязать на веточке ленту, спрятав заветное желание в бантике. Взгляд ребёнка в этот момент дорогого стоит.
Декорированные ворота - «портал» в параллельную вселенную. О ней знают не все, хотя находится она совсем близко, в Мальской долине Печорского района. Вселенная называется «Камчатка-Псков». Шесть лет назад этот лагерь придумали известный в Пскове организатор досуговых игр Сергей Ремер и бывший главный редактор журнала «Esquire» Филипп Бахтин. Благодаря именитому Бахтину появилась мода на работу в детских лагерях. Но постепенно из одного проекта образовалось два разных, сохранивших одинаковые названия, отсылающие к чему-то романтичному, нестандартному, манящему. В псковскую «Камчатку» не едут уставшие от светских тусовок «селебрити». Работать здесь не модно, а душевно.
Эта душевность во всём. В спальниках и палатках вместо комфортабельных (или не очень комфортабельных, но более приближенных к квартирным условиям) корпусов. Самые прекрасные сны снятся, если, засыпая, вдыхаешь ароматы леса и слышишь чьи-то негромкие разговоры, переборы гитарных струн и треск поленьев от соседнего костра. Хотя, если не хочется, можно и не засыпать вообще. Одна из прелестей лагеря в отсутствии строгого режима дня. Вожатые здесь не надсмотрщики, а старшие друзья, с которыми так весело полночи играть в настольные (в данном случае очень условный эпитет) игры или встречать рассвет возле реки. А как здорово просыпаться утром от пения птичек (если повезёт) или от одной ужасно заедающей попсовой песни, которая с лёгкой руки «камчатского» ди-джея стала общелагерным будильником (под него просыпаются как раз те, кто лихо решил, что ночной сон для слабаков).
Душевность в разновозрастных, непривычно маленьких для стандартных лагерей отрядах по 10-12 человек, где старшие заботятся о малышах, а те стараются быть на них похожими. В совместных отрядных завтраках, когда весь отряд, как большая семья, собирается за одним столом и, дружно лопая «овсянку, сэр», обсуждает что-то своё, очень важное и интересное, даже если это всего лишь рыбалка в лагерном пруду. Вернее, здесь не так: особенно, если это аж рыбалка в лагерном пруду. Незначительными становятся, скорее, новости извне - социальные сети, мировые новости, отрывные листы календаря. Время в «Камчатке» подчинено своим законам. Каждый день настолько насыщен событиями и мероприятиями, что за 12 дней смены в буквальном смысле проживаешь маленькую жизнь.
«Камчатка» не случайно называется творческим лагерем: каждый день посвящён принципиально новому направлению. Дети снимают фильмы, соревнуются в интеллектуальных битвах, ставят спектакли, сочиняют стихи, дискутируют на очень взрослые темы, ходят в походы. Вместо компьютерных игр здесь дворовые - игры нашего (в смысле, вожатского) детства. Что-то очень тёплое рождается в душе, когда на следующий год ребёнок рассказывает, что на его день рождения они с друзьями играли в «слона», и это было гораздо круче, чем боулинг, благодарит, что именно ты научил его этой игре. Впечатлений и воспоминаний столько, что хватает аккурат до следующего лета. Душевность и в силиконовых браслетах. Чтобы получить такой, нужно выиграть мероприятие. Круче не тот, у кого айфон новее, а у кого браслетов несколько. А ещё больше душевности в ниточках-обнимашках, которые на прощание все дети и вожатые завязывают на запястьях друзей. Завязав ниточку, нужно сказать человеку что-то хорошее, поблагодарить его за смену и обнять. Обычно всем нужен целый моток ниток. Благодарить хочется каждого, кто разделил с тобой эти 12 дней оранжевого счастья.
А потом ты стоишь на вокзале и неистово посылаешь воздушные поцелуи в окошки вагона, из которых высовываются десятки ставших такими родными детских лиц. Большинство детей в «Камчатке» из Москвы, хотя есть и псковские ребята, и петербургские, и даже иностранцы. Эти дети умнее многих взрослых, которые окружают тебя в повседневной жизни. Они гораздо свободнее, у них ещё нет лживых социальных масок, ничто не ограничивает их фантазию. И дело вовсе не в том, что в лагерь по специальным приглашениям попадают талантливые умницы и умники, его ворота (ага, те самые красивые, металлические и волшебные) открыты для каждого. Просто дети очень ценят, если в них верят и им доверяют. Тогда и они начинают доверять взрослым и верить в себя.
Хотя постойте. Кто здесь взрослый? Вот тот бородатый мальчик, который вместе с остальными мальчишками разглядывает лягушку? Или та девочка с дипломом педагога, плетущая самые красивые венки и хлопающая в ладоши, когда ей дарят ромашки? Или вон те наряженные в нелепые костюмы и заставляющие хохотать весь лагерь девочка и мальчик, которые вообще-то муж и жена? Возраста нет. Есть состояние души. И в «Камчатке» она поёт у всех на один мотив. Ну, помните, как там у Цоя: «О-о-о это странное место Камчатка». Действительно, странное. И абсолютно чудесное.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru
Фото Марины ХАНГАЛОВОЙ.
В тему:
Сергей РЕМЕР, директор творческого лагеря «Камчатка-Псков»:
- В этом году, помимо основных смен, мы организовываем и новую для нашего лагеря смену «Ратибор и Любомила». Смена направлена на раскрытие важных мужских и женских качеств. Для мальчиков это внутренний стержень, сила воли, умение защищать себя и близких от любых невзгод. Для девочек это нежность, забота, умение наполнить добротой окружающее пространство. Мальчики пройдут тренинги на развитие силы духа, девочки научатся вкусно готовить, разбираться в цветах и травах, рукодельничать. Но и без привычных «Камчатке» творческих мероприятий не обойдётся.