Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694) 
 
 
20 октября 2018, суббота, 08:25

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №29 (9727), 29/07/2015

Отец Андрей: «Мало ли, что я сказал? Я же не пророк Илия…»

Впервые попадая в храм, любой человек сталкивается с множеством абсолютно непонятных вещей. Как соблюдать посты? Когда и за кого выходить замуж? Что вообще является грехом? Но подойти к, на первый взгляд, грозному батюшке - страшно. А вот задать вопрос в Интернете для современного человека труда не составляет.

Для этого на сайте псковского храма святителя Василия Великого и был создан специальный раздел «Вопросы священнику», ответы на котором ищут не только псковичи, но и жители Москвы, Петербурга, Европы, Австралии и обеих Америк. «Псковская провинция» встретилась с протоиереем Андреем (Большаниным) и узнала, как он относится к интернет-троллям, какие вопросы не стоит задавать священникам, что батюшка думает о законе «О защите чувств верующих».

- По какому принципу вы выбираете, отвечать на вопрос, или нет?

- Когда предложили завести раздел, я посмотрел, как на других сайтах устроено. На многих человек задавал вопрос и получал ответ через полгода, месяц. Или ему говорили: «Погугли» и на все вопросы найдёшь ответ». Но в чём проблема человека, который воцерковляется? В том, чтобы на его конкретный вопрос был конкретный ответ. И желательно, чтобы он вопрос задал и в этот же день ответ и получил. И изначально не собирался писать научных диссертаций. Некоторые хотят, чтобы я дал развёрнутый ответ. Тогда набирай в поисковике запрос и вперёд – сам себе сочиняй диссертацию. Считаю, что человеку нужен краткий, ёмкий ответ, безо всякой ненужной «воды».

- О чём человек должен спрашивать священника?

- О чём угодно. Зачем нужен священник в он-лайне? Затем, что на территории нашего государства после того, как Российская империя была разрушена, церковь была загнана в своеобразное гетто. И до сих пор это гетто остаётся в сознании у большинства людей: попы и церковь – это где-то «там». Постоянно некоторая часть нашей псевдоинтеллигенции это в обществе поддерживает, что церковь – закрытое общество. С другой стороны, так оно и есть: церковь – организм, существующий отдельно. Понятно, что это не проходной двор. Поэтому, когда человек приходит в храм, у него шок, он не знает, что делать - как себя со священником вести? Может, этот священник требует к себе особых почестей, не знаешь как к нему подъехать… Поэтому это интернет-общение нужно, чтобы человек понял, что никаких преград в общении со священниками нет и не должно быть.

- Нельзя сказать, что вы предпочитаете, чтобы какие-либо вопросы люди решали сами для себя?

- Я не даю никаких пророческих ответов. Нужно всегда разделять указания и советы. Когда спрашивают о Православии, то я отвечаю, каково оно есть. Если же человек спрашивает о своей семейной ситуации, то это мой совет и не более. Человек должен сам своей головой думать. Православие категорически против сектантского образа мышления. В миру, где живут и верующие и неверующие, большая часть ответственности остаётся на человеке. Он приходит, священник даёт ему совет. Если человек верующий, он должен сопоставить, насколько совет согласен со Священным Писанием, с учением Церкви, с его совестью. Мало ли, что там священник сказал? Он же не пророк Илия. Кто знает, может, он ошибся. У нас был, к сожалению, период, когда было много известных историй из разряда «Тебе жениться на этой, а тебе – на той. А ты замуж за этого не выходи».

- Судя по некоторым ответам, вы понимаете, кто такие интернет-тролли.

- Да, были у нас на сайте такие, хамили, грубили. Даже писали, что меня в каком-то месяце убьют. Были тролли, которые задавали вопросы просто каверзные, с расчётом на то, чтобы, если я отвечу неправильно, поймать меня. Конечно, опасаюсь этого. Стараюсь отвечать просто и понятно, но бывает, что просто глупости спрашивают.

- Но вы отвечаете даже на вопрос типа «нужно ли коту поститься?».

- Мы сразу приняли, что если человек задаёт вопрос, значит, ему нужно дать ответ. Если вопрос глупый, то и ответ может оказаться глупым, ну а что делать? Просто некоторые люди, которые мои ответы обсуждают, умничают и по поводу того, что все православные тупые. Но, во-первых, на сайте вопросы задают чаще не православные, а новоначальные, такие же, как они. Ты приходишь в церковь и буквально теряешься. Потому что это что-то большое, необъятное, чувствуешь себя младенцем. И любой человек, с высшим образованием, серьёзной работой, начитанный - теряется. И задаёт глупые вопросы.

- На сайте почти нет вопросов о политике. Не задают?

- Задают иногда. Были вопросы про Путина, когда были выборы.

- И вы отвечаете?

- Конечно, я свою политическую позицию никогда не скрывал.

- Значит, священник может говорить с прихожанами о политике?

- Я против того, чтобы священники занимались политикой, вступали в партии, участвовали в движениях, возглавляли политические шествия – это полный бред, ни за какие партии мы не агитируем. Церковь не от мира сего, все люди в России для священника одинаковы, все они могут спастись, войти в Царство Небесное. Поэтому надевать на себя буденовку и объявлять «я за красных» или «за белых» священнику нельзя. Но я всегда отрицательно относился к коммунизму и вообще ко всем «-измам», потому что ничего хорошего человечеству они не принесли. Но это не значит, что я к коммунистам плохо отношусь. Коммунисты – это люди со своими делами и поступками, а вот само учение мне глубоко отвратительно. Из-за него пролилось много крови.

Когда спрашивали про Путина, отвечал, что отношусь к нему с уважением. Почему должен это скрывать? Я патриотически настроен к своей Родине, люблю Россию, не хочу нигде больше жить. Но это не значит, что, переехав границу, начну плевать на чужую землю. И их уважаем, но и своё любим.

- Вам задают много вопросов, связанных с интимной, сексуальной сферой.

- Это потому что люди только приходят к церкви. Есть вопросы, которые категорически запрещены. Допустим, мужеложество. И в отношениях мужчины и женщины то, что происходит у мужеложников – это тоже запрещено. Об этом чётко сказано. Рукоблудие – запрещено, нельзя так жить. В остальном, как живут между собой мужчина и женщина – это интимная сфера, там священнику со свечкой делать нечего. Понятно, что супружеская жизнь должна быть не такой, как в развратном фильме. Семейное ложе - это не фильм известной индустрии, вот и всё. Мы в православии против всяких извращений, против абортов. Но в разные времена, когда общество вело себя развратно, церковь в первую очередь требовала, чтобы люди не изменяли друг другу, сохраняли брак. Когда жизнь общества становилась выше, то и требования к браку становились выше: не только не изменять, но и в семье сохранять определённое целомудрие. Наше время в вопросах целомудрия – примерно III век - граждане Римской империи так жили. Поэтому сейчас священник должен настаивать на сохранении брака. Иногда слышу, что священник начинает вмешиваться, куда не следует – как спать, где спать – это получается как у Оруэлла, когда партия определяет всё, вплоть до сексуальных отношений. Это полный бред. Да, у православных есть посты, в них нельзя спать друг с другом, как и накануне среды и пятницу и причастия.  Но как апостол Павел пишет, ни муж над своим телом не властен, ни жена. Если одному человеку в семье «не хочется», а другому очень «хочется», так что же, женатому человеку ходить, как сумасшедшему? Или быть со своей женой, чтобы его дьявол не искушал?

- В псковском Фейсбуке вы довольно популярны, и федеральный сайт «Медуза» написал о вас. Как вы относитесь к такой известности?

- Про Фейсбук не знал. Про «Медузу» мне рассказали прихожане, ссылку скинули, я посмотрел. Но сам этого не отслеживаю. Как отношусь? С опаской. Дело-то пытаешься делать хорошее, а кто знает, что они из этого вытянут? Почти 40 тысяч ответов опубликовано, можно подкопаться и выставить меня так, что и священноначалие отреагирует. Не хотелось бы, чтобы это вывернули так, что я занимаюсь чем-то плохим. Поэтому я и стараюсь отвечать кратко.

- Сайт влияет на количество прихожан?

- Нет, у нас по посещаемости сайта первое место занимают москвичи, второе – Петербург, а уже потом - Псков. У нас в городе даже Интернет не нужен, сарафанное радио хорошо работает. Надо служить хорошо, тогда и приход будет. Бывает, что люди, которые долгое время задавали вопросы, приезжают. Теперь у меня есть знакомые и в Бразилии, и Мексике, и в Штатах, в Европе. 

- Сейчас существует тенденция, что РПЦ идёт в Интернет, как вам кажется, церковь должна двигаться в ногу со временем?

- Церковь всегда двигалась в ногу со временем, во все времена она использовала самые прогрессивные технологии. Современные «культурологи» навязывают, что церковь – архаичная организация, которая должна ходить в лаптях, и стены белить только извёсткой… Это неправда.

- Например?

- Если брать Европу, то многие композиторы, учёные финансировались церковью. Взять Россию – то же самое. Надо было строить храмы, а Богу отдавали лучшее. Поэтому в Пскове остались только отдельные барские палаты и храмы – всё остальное исчезло. Потому что строились они из самых качественных материалов. В Интернет церковь идёт не для того, чтобы в нём погрязнуть, а чтобы людей оттуда привлечь. Церковь говорит с обществом на его языке, но не унижаясь. Как и Бог снизошёл на землю, но Он не опошлил Своё снисхождение. Нам, например, рекламу постоянно предлагают, потому что сайт уже довольно популярный – мы отказываемся. Хотя это и помогало бы оплачивать счета.

- Вам пишут люди, которых посещают мысли о самоубийстве. Вы отвечаете так же просто, как и на остальные вопросы. Как вам кажется, вы влияете на их решение?

- Если у человека такое сложное психологическое состояние, нужно личное общение. Я кратко отвечаю, потому что длинный ответ он может и не прочитать. Конечно, переживаю за этих людей, и если человек захочет лично встретиться, то соглашусь. Тогда уже будет пространный разговор.

- На вопрос о том, стоит ли смиряться, если унижает руководство, вы предлагали поставить начальника на место. Как этот ответ соотносится с православными заповедями?

- На каждую ситуацию нужно смотреть конкретно, как и на все мои ответы. Если начальник сорвался, как и любой другой человек, согрешил, здесь надо простить. Если он ведёт преступный образ жизни, возомнил себя барином, что у  него все крепостные, а он – вчерашний колхозник – почувствовал, что теперь «белая кость», нарушает трудовое законодательство, над людьми издевается. Таких сейчас много, начальства, которое «потеряло берега», которое не понимает, что человеку положен рабочий день и больше он работать не должен, потому что у него есть семья, свои интересы. Человек имеет право защищать свои права. И начальники должны понимать, что они не господа над крепостными, а такие же люди, только у них кресло пошире.

- Вы также не запрещаете девушкам принимать валентинки, хотя праздник этот не имеет отношение к православию.

- Я против него, он ни православный, ни мусульманский, никакой. Чистой воды коммерческое мероприятие. Но в случае с валентинками нужно всегда смотреть на мотивы. Если человек хочет в этот праздник сделать приятное своему супругу, пусть подарит, что в этом такого?

- Тогда позвольте задать вопрос в стиле таких девушек. Православный человек утром должен первым делом помолиться. Если православной девушке супруг принесёт утром завтрак в постель, что ей делать?

- (улыбается) Пусть «Отче наш» прочитает, поблагодарит мужа и скушает. Когда к Христу подошёл законник и спросил, какие самые важные заповеди, Тот ему сказал, что первая – любовь к Богу, вторая, подобная ей – любовь к ближнему. Никогда человек не должен поступать против любви. Поэтому гостеприимство всегда было выше поста. Так и в ситуации с мужем: если ближний хочет тебе что-то сделать, а в ответ на его от всей души сделанное дело, пусть даже и неказистое, ты ему в душу плюнешь: «Отойди от меня, неправедный человек!», - то ты будешь просто религиозным идиотом. Эти религиозные идиоты распяли Христа, они кричали: «Распни, распни!».

- Уже несколько лет существует закон «О защите чувств верующих». Что православному человеку должны сделать, чтобы вы посоветовали ему обратиться в суд?

- Должны что-то сделать над тем, что для нас священно. Например, взять образ Христа и над ним надругаться. Взять пророка Магомета и над ним надругаться карикатурой. Абсолютно с этим законом согласен, и я бы сюда внёс даже не просто чувства верующих. Я не имею права взять фотографию вашей матери и плевать на неё, потому что мне так захотелось. За это тоже должна быть ответственность. Есть чувства, переступать через которые нельзя, потому что это рушит устои любого нормального, адекватного общества. Христиане, как и мусульмане, и иудеи, должны защищать свои ценности. Прийти мне, православному священнику, в мечеть и сказать, что «ваш ислам – полная чушь», они меня побьют, и правильно сделают. Какое я имею право хулить то, что для них свято? Я не мусульманин, не считаю ислам истинным, и буду отговаривать людей вступать в него. Но пренебрежительно или унизительно говорить об их священных предметах я позволять себе не должен.

Павел ДМИТРИЕВ.

 

Фото автора и hramnagorke.ru

Оцените статью:


Комментарии

Пскови | 30/07/2015 08:46
На словах все гладко. .....
Татьяна Васильевна | 05/08/2015 04:43
Приходите на концерт удивительного таланта и по-настоящему православного человека, несущего своим творчеством свет людям - Сергея Волчкова. Простой белорусский парень, у которого папа - не олигарх, а простой водитель, мама - кассир в банке. Со своею женой Сережа познакомился не в ночном клубе, а в одной из более, чем 1000 московских церквей, где он пел на клиросе, а будущая его жена была прихожанкой этого храма. Это ли не чудо! И то, что Господь дал ему такой голос - тоже, я считаю, чудо. Поддержите своим вниманием! Концерт будет в БКЗ филармонии 14 октября. Приходите, пожалуйста, чтобы услышать красоту. Таким талантам, как Сергей, который сам пробивается, чтоб дарить людям красоту, а не пошлость, быть!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта