Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№ 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681) 
 
 
19 2018, четверг, 03:21

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №30 (9728), 05/08/2015

Яанус Плаат: «С восприятием православия в Эстонии проблем нет»

Православие в Эстонии. Для непосвященных эта фраза звучит несколько экзотично - многие почему-то считают, что во всех трех странах Балтии господствующей религией является католицизм. Более осведомленные говорят о лютеранстве.

А между тем православие имеет на эстонской земле уже тысячелетнюю историю, познакомиться с которой псковичи могли благодаря проходившей в течение трех месяцев во Власьевской башне  Кремля выставке «Православные храмы и часовни Эстонии». Впрочем, выставка  отразила лишь часть информации, опубликованной в книге, презентация которой собрала заинтересованных людей в Историко-краеведческой библиотеке имени Василева. Книгу представил один из авторов – историк-религиовед, доктор наук Яанус Плаат. После мероприятия он дал эксклюзивное интервью «Псковской провинции». 


Справка

Книга  «Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии» содержит информацию о 178 православных храмах и часовнях Эстонии, в том числе сетоских. Издатель - Эстонская художественная академия. Автор текстов, составитель и редактор - Яанус Плаат. Фотоиллюстрации архитектурного фотографа Арне Маасика. Автор статьи, посвященной архитектурным особенностям православных храмов в Эстонии -  историк искусства Александр Пантелеев.  Книга издана при поддержке Эстонского культурного капитала, Эстонского фонда науки. Тексты на эстонском, английском и русском языках. Объем - 1000 страниц. Вес - 4 килограмма. Тираж - 600 экземпляров.


 - Яанус, Вы изучали культуру эстонских русских, в том числе старообрядцев, эстонских шведов и других, как у вас сейчас говорят, эстоноземельцев-неэстонцев. Откуда такой интерес?

- Во время учебы на историческом факультете  Тартуского университета я специализировался по  этнографии, как тогда называли, или, как теперь называют, этнологии или культурной антропологии, и с тех пор меня очень интересуют разные культуры в мире и в том числе разные культуры в Эстонии. Университет я закончил в 1992 году и с тех пор  работаю как антрополог или этнолог. Так что это моя профессия - изучать разные культуры. В Эстонии мне особенно интересны были эстонские шведы, их религиозные движения, а последние шесть-семь лет я интересуюсь православной культурой. Как  русских, так и  эстонцев, и культурой старообрядцев.

 - И Вы, и я учились в школе в советское время, когда религию, мягко говоря, не жаловали, да и в университете, наверное, еще застали занятия по научному атеизму. Как в такой среде в вас родился религиовед?

- Я думаю, что интерес к разным культурам и религиям возник уже в детстве. Я читал разные книги о путешественниках, которые бывали где-то далеко-далеко. Мы тогда жили в Советском Союзе. Невозможно было туда поехать. И тогда, как вы сказали, времена были такие, что религия официально была не запрещена, но и не приветствовалась. А то, что в Советском Союзе было запрещено, было довольно интересно для меня. Я поступил в  университет в Тарту в конце 80-х годов. Когда началась Поющая революция, стало возможно привозить книги, изучать религию. Мне до сих пор интересны разные религии: не только те, которые существуют в Эстонии, но и нехристианские религии. Православие в Эстонии - это одна сфера моих интересов.

 - У Вас были в роду священнослужители, верующие родственники?

- Священников не было. Моя бабушка была верующая, дедушка нет, и мои родители тоже неверующие. Бабушка у меня была лютеранка, православных в семействе не было никогда. Конечно, мои родные ходят иногда в лютеранскую церковь, отмечают главные праздники, но верующих - как таковых - членов церквей у меня в ближайшем круге родственников нет.

 - Но в семье, наверное, тоже следовали каким-то обычаям? Моих родителей, например, нельзя назвать верующими, но яйца на Пасху мама красила и куличи пекла.

 - Это делают. И Рождество отмечают 25 декабря, но это связано не столько с религией, сколько с традициями. Подарки друг другу, елка, конечно, есть, Дед Мороз, который приходит, мальчикам-девочкам подарки приносит - так принято в большинстве эстонских семей. В советское время, когда Рождество было запрещено, так отмечали Новый год, и многие семьи полусекретно отмечали Рождество тоже.  Мне с сестрой родители дарили подарки на Рождество и на Новый год: сладости, игрушки. Мама пекла рождественское печенье. Пели песни.

 - Есть мнение, что современная Эстония - одна из самых светских стран Европы. Это так?

- Социологические исследования 90-х годов и те, что проводились в этом веке, показывают, что эстонцы - самые неверующие. Числятся таковыми. А что они думают, во что они верят, это очень трудно сказать. Но среди них очень мало людей, которые регулярно в церковь ходят.


Справка

По данным переписи населения 2011 года в Эстонии самыми распространенными религиями среди жителей в возрасте 15 лет и старше было православие, к которому относят себя 16 процентов, и лютеранство, которое признают своей религией 10 процентов людей данной возрастной группы. Следующие за ними баптизм и католичество собрали по 0,4 процента приверженцев.


 - В Эстонии, по данным последней переписи населения, большинство верующих, которые числятся в какой-то церкви, - православные, и многие из них - русские, живущие в Эстонии. Как Вы считаете, может ли православие стать объединяющим началом в эстонском обществе  или одним из таковых?

- Нет, не думаю. У нас мало верующих, среди эстонцев вообще мало православных сейчас осталось. И лютеран тоже не так много. Я думаю, религия в эстонском обществе не главный фактор, один из главных, но не главный.

 - Как появилась идея книги, посвященной православным храмам?

- Моя докторская диссертация  была посвящена религиозным движениям в Эстонии, связанным с лютеранской церковью. Когда я ее закончил, я подумал, что про православие в моей стране много написано, но нет исследования, объединяющего эту информацию. Не было описания всех церквей в Эстонии, без разницы - русскоязычных или  эстоноязычных. Вообще не было профессиональных фотографий православных церквей. И тогда мы решили делать этот проект. Я был в то время профессором Эстонской художественной  академии и вместе со своими студентами ездил в экспедиции, мы интервьюировали священников и прихожан. На подготовительную работу ушло больше пяти лет.

 - Вы пользовались какими-то архивными материалами?

- На эту тему довольно мало сведений в эстонских архивах. Хотя православные исследователи были. Очень большую работу делал священник Владимир фон Беренс. Он  создал "Историко-статистическое описание церквей и православных приходов Северо-Западных епархий", которое закончил в 1974 году. Эта работа то сих пор только в рукописи. Священнослужитель Август Кальюкоск составил списки духовенства эстонских православных приходов. Они собрали уникальный материал, потому что были священнослужителями и интервьюировали своих коллег. Их труды стали главными для этой работы.

- В свое время вы организовали выставку «Ислам с человеческим лицом». Вы тогда сказали, что хотите показать повседневную жизнь миролюбивых жителей исламских государств. Выставка имела общественный резонанс? Как она вообще была воспринята?

- Эта выставка десять лет назад также сопровождала книгу, как сейчас выставка, посвященная православным храмам. Книга - самое главное. Сперва была книга с тем же названием, а уже после выставка  в Эстонском национальном музее. И выставка очень успешная. В книге были фотографии и тексты, очень много текста. Мы начали с того, что объясняли, что такое Коран, кто такие шииты (в переводе с арабского - последователи, приверженцы - В.П.) и так далее.

 - Как собирали материал для выставки?

- Я очень много путешествовал. И мои друзья тоже бывали в разных местах и делали там свои фотографии. Мы выбирали, у кого самые хорошие фото.

 - Об исламе в Эстонии сегодня легче говорить, чем о православии?

- Не легче. Существует много стереотипов. Люди видят по телевизору экстремистов-исламистов и думают, что весь мир ислама такой страшный. С восприятием православия в Эстонии проблем нет.

 - Читая произведения эстонских писателей: Яана Кросса, Оскара Лутса, Антона Хансена Таммсааре, я пришла к выводу, что эстонцы и русские похожи по менталитету. И если судьба определила нам быть соседями, хочется, чтобы это соседство было добрым. Нам нужно больше общаться, встречаться, развивать культурные связи…

- Это одна из причин, почему мы делали эту выставку и эту книгу на эстонском, английском и русском языках и почему приехали с ней в Россию. Сначала выставка путешествовала в Эстонии. И когда она экспонировалась в Русском музее в Таллине, нас пригласили в Петропавловскую крепость в музей истории Петербурга. Нам тогда очень помогал в организации петербургский консул. И на открытии был консул псковской канцелярии Свен Суурсаар. Он сказал, что после надо выставку привезти в Псков. У меня было только одно условие: сперва Печоры, потом Псков. И мы очень рады, что эти выставки состоялись, потому что и в Печорах, и в Пскове нас довольно хорошо воспринимали. И во время презентации была очень хорошая атмосфера. А одна пожилая женщина меня просто растрогала. Она сильно огорчилась, что не знала заранее, что можно будет приобрести нашу книгу, и не взяла с собой денег. А когда ей сказали, что книгу для нее оставят, и деньги можно будет передать завтра, я увидел ее радость и почувствовал тепло в груди.

 - Традиционный вопрос: планы на ближайшее будущее.

- В рамках проекта, посвященного православным церквям,  мы фотографировали также старообрядческие храмы и кладбища, интервьюировали священников… Тексты уже готовы, и мы надеемся, что в декабре этого года у нас выйдет книга про русских старообрядцев в Эстонии. Это будет своего рода  дополнение этого проекта. Может быть, сделаем также маленькую выставку и, если удастся, привезем ее в Псков.

Беседовала Виктория ПАВЛОВА.

Фото автора

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта