Самое необычное предложение в моей жизни мне сделал на Ленинградском вокзале Москвы примерно в полшестого утра старший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Псковской области Антон Доброхотов.
- Мы тут ролик снимаем к профессиональному празднику. Нужна красивая девушка. Поможешь?
- Ой, спасибо за комплимент, - перекрикиваю уходящие поезда. - Если надо - конечно, помогу.
Первый лайфхак (дословно с английского - «взлом жизни», маленькая хитрость, полезный совет) общения со следователями: комплимент ещё не означает, что вас не хотят убить ножом. Тогда я этого не знала. Впрочем, настоящие актёры считают очень добрым предзнаменованием умереть в кадре.
Слабонервным вполне себе можно продолжать читать дальше. Кровавых подробностей нет и не предполагалось. «При создании этого мини-фильма никто не пострадал», - улыбается Антон после презентации ролика на торжественном мероприятии ко Дню работников СК, и вместе с ним улыбаются все гости праздника, руководители ведомства и администрация региона. Ну и я улыбаюсь. Я-то больше всех рада, что никто не пострадал.
Ролик про себя ребята решили снять, чтобы более понятным образом объяснить специфику своего труда псковичам. Ну и чтобы дать выход творчеству, которое есть в каждом из 110 сотрудников псковского Следственного комитета. Это на работе они максимально сконцентрированные, строгие и серьёзные. А вне работы - креативные, добродушные, с отличным чувством юмора. Правда, несколько специфичным. У меня начинала кружиться голова, едва ребята вспоминали байки о патологоанатомах. Впрочем, мужчины быстро меняли тему и извинялись: это профессиональное, ничего не поделать. С момента образования Следственного комитета, то есть за последние 4,5 года, псковскими следователями расследовано свыше 3 тысяч 200 преступлений. Руководитель Следственного комитета России по Псковской области Олег Тушмалов отметил, что при этом «во взаимодействии с органами внутренних дел удаётся обеспечивать стабильно высокий уровень раскрытия убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилований». В ролике собой я иллюстрировала как раз одно из этих преступлений. По сюжету на легкомысленную девушку, поздно возвращающуюся откуда-то и непринуждённо щебечущую по телефону, нападает коварный злоумышленник с ножом, пытающийся завладеть её сумочкой. Отсюда лайфхак номер два, гораздо более прозрачный, нежели первый, но почему-то до сих пор не всем, видимо, очевидный: поздно ночью домой лучше не возвращаться в одиночку, невзирая на какую бы то ни было стоимость сумочки и её содержания. Когда нужно было изображать пресловутый непринуждённый телефонный щебет, я громко и с выражением читала стихи барочных испанских поэтов, чем бесконечно умиляла своих новых друзей из Следственного комитета. Их вообще оказалось достаточно легко умилить. В перерывах между дублями эти терминаторы со звёздочками на плечах спешили ко мне с тёплыми куртками, переживая, что лёгкое летнее платьице в десять-пятнадцать градусов и три часа ночи (а для съёмок были выбраны исключительно нерабочие часы) обернётся мне простудой, во время сцен с падением хрупкого и уже обезжиненного тельца трогательно подсчитывали количество проявляющихся на мне синяков. А когда я, предварительно щедро обмазанная пудрой для воссоздания «неаристократической бледности», начала капризничать, поняв, в какой именно чёрный мешок меня уговаривают лечь, следователи спокойно принялись убеждать:
- Ну ты же походница, представь, что это просто спальник. Столько уже пережила: и ночные съёмки, и драку с ножом, и несколько дублей падений, а тут-то - всего полежать с закрытыми глазами пару минут.
Напоследок парни оставили убийственный (прошу прощения за каламбур) аргумент, вынесенный в начало материала («Не волнуйся, по назначению он ещё не использовался»), и даже в очередной раз пошутили, мол, мало кто может похвастаться тем, что лежал в трупном мешке, а те, кто лежал - вряд ли смогут рассказать об этом. Ну и уточнили, чтобы окончательно успокоить мою ранимую филологическую душу: «Мы вообще в таких мешках просто книги носили, когда переезжали в другое здание. Ты же любишь книжки, стихи вот нам читала...». Даже сложно представить, чтобы эти заботливые джентльмены включили-таки «кнут». А ведь часто на работе им приходится даже «не выключать» его. У меня вот пока не получается так разграничивать работу и отдых. В работе же следователя без подобного чёткого разграничения никак. Слишком много нервов, организму требуется разгрузка. Многие следователи предпочитают разгружаться на природе, любят читать, ходить в театр. У девушек типично женские хобби - вязание, вышивание, кулинария, флористика, мужчины львиную долю свободного времени проводят в спортзалах. Антон Доброхотов даже профессиональный праздник встретил не в ресторане с коллегами, а на стадионе - в этот день молодой человек бежал семнадцатикилометровый кросс. Физическая нагрузка отлично снимает психологическое напряжение. А стрессоустойчивость - одно из важнейших требований в работе следователя.
- Очень многие отсеиваются ещё в институте, самостоятельно отчисляясь, часть уходит позже, при приёме на работу. Со мной вместе устраивался молодой человек. Он уволился через три месяца. Не выдержал, - будничным тоном рассказывает старший инспектор псковского Следственного комитета Татьяна Борохина.
Татьяна - псковская Анна Ковальчук из «Тайн следствия». С поправкой на то, что на происшествия Татьяна уже не выезжает, принимая в офисе обращения людей. Но в своё время и она сполна отведала следовательской доли. В ролике она играет роль заботливой мамы, в так идущей ей форме следователя собирающей в школу малютку-дочь. Своих детей у Татьяны ещё нет, но девушка улыбается: теперь это только вопрос времени.
- Родители очень переживали, когда я работала следователем. Мы жили в одной квартире, но видеться могли только на выходных. Даже не в своё дежурство частенько приходилось ночевать на работе. Всегда нужно было быть на связи. Родственники, конечно, тяжело это принимали. Но так у всех нас. Это наш осознанный выбор, - пожимает плечами девушка.
Она не падает в обморок от вида крови, спокойно воспринимает шутки про патологоанатомов, легко ориентируется во всяких технических гаджетах следователей. И это не мешает ей оставаться нежной и очаровательной девушкой. Сотрудник Следственного комитета вообще должен сочетать в себе, казалось бы, несочетаемое: быть прекрасным юристом и психологом, уметь сопереживать и в то же время «отключать» эмоции, оставаясь рациональным, «включать» фантазию, чтобы моделировать разные ситуации происшествий, быть быстрым, но не делающим поспешных выводов. Трое таких собирательных образов следователей и представлены в ролике. Моё «убийство» они раскрыли очень быстро. В действительности же так бывает не всегда. Иногда месяцами следователи работают над сложным делом, вынужденно отвлекаясь и на текущие, более простые. Когда же раскрывают и передают материалы в прокуратуру - не уходят в отпуск или не устраивают шумный праздник в честь сдачи «очередного проекта». Просто продолжают работать.
Наталья ИГНАТЕНКО.
В материале использованы кадры из фильма «Один день из жизни следователя» (SkobarTV, 2015)
ФАКТЫ
- 18 убийств зарегистрировано на территории области за первое полугодие 2015 года, что на 50% меньше показателей прошлого года.
- на 18,8% (16 до 13) по сравнению с прошлогодними данными снизилось количество умышленных причинений тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом за январь-июнь 2015 года.
- за указанные полгода на территории области зарегистрировано 2 изнасилования, по фактам изнасилований не приостановлено (как неочевидное) ни одного уголовного дела.
тяжелая и нужная работа.здоровья и успехов во всех ваших начинаниях.с праздником.