
На официальном языке должность Филипповой называется «уполномоченный домового хозяйства». Сейчас такие хозяйства создаются во всех регионах России. В Псковской области их будет около ста, в Псковском районе - восемь. Появятся они в тех населенных пунктах, где проживают менее ста человек на расстоянии более шести километров от фельдшерско-акушерского пункта или офиса врача общей практики.
- Логика проста - даже при самых идеальных условиях понадобится время, чтобы медицина подоспела, а бывают угрожающие жизни состояния, когда помощь надо оказать немедленно, - объясняет заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации Надежда Рагозина.
Оговоримся сразу, никакого отношения к медицине Галина не имеет. В юности она трудилась на галантерейнофутлярной фабрике, а потом библиотекарем в сельском клубе. Однако в работе Филипповой наличие диплома о специальном образовании не является главным условием. Никого лечить она не собирается, да и права такого не имеет. Речь идет о ДОврачебной помощи. Чтобы ее оказать, не нужно обладать специальными знаниями и «сверхумным» оборудованием. Первое, что должна сделать Галина - вызвать скорую помощь, фельдшера с ближайшего ФАПа или врача общей практики. А потом уже действовать по ситуации. Например, наложить повязку или кровоостанавливающий жгут, измерить артериальное давление, освободить дыхательные пути. Пожар, суицид, утопление, алкогольное или пищевое отравление - да мало ли что может случиться в деревне. Главное - помочь пережить пострадавшему мучительные минуты, а то и часы до приезда медиков.
- Я уверена, что ничего ужасного с моими односельчанами не случится, - признается Галина. - В нашей деревне живет человек тридцать, в соседних и того меньше. В основном это бабулечки, которые из дома никуда не выходят. Самой старшей Анне Александровне недавно исполнилось 86 лет. В основном им требуется скорую вызвать или давление измерить. А серьезных бытовых травм у нас давно не было, и, надеюсь, не будет.
В качестве бонуса всем добровольцам будут выданы аптечки первой помощи, оснащенные перевязочными материалами, кровоостанавливающим жгутом, воздуховодом, термометром и тонометром. Впрочем, практикующие фельдшеры уверены, что содержимое аптечки - не самое главное в работе уполномоченного домового хозяйства. Куда важнее его психологические качества, в особенности умение вести себя в экстремальной ситуации. Есть люди, которые вроде бы и готовы помочь, и даже проявляют теоретический интерес к медицинской деятельности. Но когда приходит время конкретных действий, начинают суетиться и впадать в ступор. Иногда кажется, что психологическая помощь больше нужна им, чем пострадавшему. А бывает с точностью до наоборот. Какой-нибудь сосед, оказавшийся рядом в момент сердечного приступа или бытовой травмы, быстро и без лишних слов вызывает скорую, безболезненно обрабатывает рану, и от одного факта его присутствия всем становится спокойнее. Вот и Галина Филиппова не робкого десятка. Она не боится внештатных ситуаций, не падает в обморок при виде крови и даже умеет делать уколы, хотя в ее работе это не потребуется. И, главное, односельчане ей доверяют.
В идее создания домовых хозяйств новым оказалось только... название. И правда, зачем изобретать велосипед, если все и так уже придумано! В советские времена в деревнях были санинструкторы - люди без специального образования, которых в рамках гражданской обороны учили оказывать первую помощь до приезда медиков. Санитарные дружины существовали и на крупных предприятиях. В том числе и на галантерейно-футлярной фабрике в Середке, где работала Галина Филиппова. Там она и научилась делать перевязки, правильно использовать носилки и иммобилизирующие шины, останавливать кровотечения. Сейчас этим навыкам в обязательном порядке обучают полицейских, спасателей и сотрудников МЧС. В недалеком будущем их освоят и уполномоченные домовых хозяйств.
- Многие думают, что государство пытается латать дыры в здравоохранении, чтобы скрыть за счет гражданского населения собственную несостоятельность, - говорит заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации Надежда Рагозина. - Но это не так. Повторюсь, речь идет не о медицинской, а о первой доврачебной помощи, которая существовала везде и всегда. Кроме того, никакой юридической ответственности уполномоченный не несет. Он по умолчанию никому не может навредить. А если не растеряется, то и поможет. Например, наложит жгут при кровотечении, и человек доживет до приезда медиков.
Разумеется, «первому встречному» аптечка выдаваться не будет. Перед тем, как приступить к работе, добровольцев ждут курсы первой помощи при районных больницах, а преподавать будут медики, прошедшие соответствующее обучение в медицинском колледже. В Псковском районе это старшая сестра отделения реанимации и анестезиологии. Если все пойдет по плану, к концу осени или началу зимы Галина Филиппова приступит к работе. К слову, Середкинская волость, где из 144 населенных пунктов в 139 живет менее ста человек, лидирует по числу уполномоченных домовых хозяйств. Волонтеры из числа местных жителей будут работать в Красиковщине, Троицкой горе, Смержахе и Заборовке. В Краснопрудской волости уполномоченный появится в Красных прудах, в Карамышевской - в Липетах и в Лады-гино. Нашелся доброволец и на острове Белова.
В тех регионах России, где проект был реализован в качестве пилотного, домовые хозяйства уже доказали свою состоятельность. Приживутся ли они в Псковской области, покажет время.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru