Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№48 (9901)  №47 (9900)  №46 (9899)  №45 (9898)  №44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702) 
 
 
12 декабря 2018, среда, 12:24

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №36 (9734), 16/09/2015

И царевну в башне охраняла кошка

...В районе около пятисот деревень, и почти с каждой связана какая-нибудь необыкновенная история. Например, старожилы утверждают, что в Стволино в 1б веке было... землетрясение. А на месте стихийного бедствия в деревне откуда ни возьмись появился ручей — глубокий и широкий. Через него был перекинут мост. Во время русско-турецкой войны мимо деревни проходили турки и решили прихватить с собой колокол с местной часовни. Сняли святыню, погрузили на повозки, но лошади чего-то панически испугались и рухнули в воду прямо с моста. Колокол ушел на дно. Так вот некоторые местные жители якобы до сих пор слышат из воды звон, а в солнечную погоду даже видят литые бока святыни.

КРАСНОГОРОДСКИЙ РАЙОН

Большинство местных легенд описаны в книге красногородского краеведа Владимира Калью «Красный городец». Одна из самых интересных называется «Раков бояться» и рассказывает о происхождении фразы «Город Красный, река Синяя, народ тёмный, раков боится». По легенде однажды из реки вылез огромный рак, чтобы полюбоваться на город, а потом рассказать о нём своим подводным приятелям. Красногородцы увидели, испугались чудища и пошли к нему крестным ходом. Рак же, завидев такую толпу, сам «сдрейфил» и сбежал обратно в воду. На этом месте состоялся пир по случаю изгнания ракообразного. Легенды не возникают на пустом месте, поэтому Владимир Калью предполагал, что в реке Синяя действительно жило большое животное. Скажем, местное Лох-Несское чудовище. Его-то местные жители и приняли за рака, которые до сих пор водятся в реке. Название реки и озера Синего взялось из более современной легенды. Зимой на льду озера шла долгая битва. Весной, когда лёд растаял, со дна водоёма всплыли синие мундиры. Можно предположить, что речь идёт о событиях 1812 года, а мундиры эти были французскими. Другое «цветное» озеро - Рыжее - также берёт своё название из легенды. В деревне, недалеко от озерца, жила девушка Люба, у которой была густая рыжая коса. Она ежедневно после работы ходила купаться. И однажды брёвна настила над водой разошлись и она утонула. Другая версия - более «приземлённая» - гласит, что рыжеволосую Любашу домогался барин. Она отказала ему и бросилась в воду.

КУНЬИНСКИЙ РАЙОН

Многие легенды района связаны с громкими историческими именами. О них «Псковской провинции» рассказал краевед Вячеслав Гринёв. Например, в районе есть курганы и сопки. Отличаются они тем, что вторые - выше. Куньинцы говорят, что в сопках похоронены наполеоновские солдаты. В действительности, в них захоронены гораздо более древние останки кривичей и других, проживавших здесь славян. А в деревне Кресты, расположенной на Западной Двине, по легенде останавливался Багратион. Хотя его армия отступала от Смоленска на Москву, всё же можно предположить, что полководец ездил в Петербург через Великие Луки, чтобы получить указания от императора, и мог остановиться в Крестах. А деревня Харитоново хвастается тем, что именно в ней родился личный водитель Ленина - Степан Гиль. Известно, что Гиль присутствовал при покушении на «отца русской революции». А когда Владимир Ильич скрывался в шалаше в Разливе, то еду ему готовила прапрабабка одного из местных краеведов. Во всяком случае, он это утверждает. Если предположить, что Гиль действительно родился в Куньинском районе, то и история с поварихой для Ленина выглядит вполне правдоподобной. А сам район становится одним из самых революционных в России.
Есть здесь легенды и о помещиках. В трёх километрах от Куньи (сейчас уже в её пределах) было барское имение Обляпышево. Жила там одинокая помещица Цехановская. У неё была огромная псарня. Кроме любви к собакам, она славилась религиозностью: строила богадельню и за деньги заставляла людей ходить в церковь. Причём женщин в храм не пускала, а вот мужчинам за посещение церковных служб полагалась «мзда».
ОСТРОВСКИЙ РАЙОН

Уже несколько веков по Острову ходят две легенды - они считаются самыми известными. Одна из них гласит, будто бы под башней на южной стороне островской крепости был ход по каменной лестнице к железной двери с большим висящим замком. За ней находились несметные богатства. В начале XX века один из купеческих сынов подговорил своих приятелей найти этот клад. Жарким летним днем пришли похитители к заветной двери и начали сбивать замок. В один миг из двери как будто вырвалось пламя. В диком испуге юноши бросились наутек. Двое из них уже перебежали по подвесному мостику через реку Великую, а третий замешкался и остался. Когда он вбежал на мост, то увидел плывущих за ним двух огромных псов. В беспамятстве юноша поднялся на колокольню Троицкого собора и начал трезвонить, а потом сошел с ума и умер. К слову, Троицкий собор построили в Острове только в XVII веке. Так что легенда могла появиться не раньше этого времени. Другое сказание говорит, что под одной из крепостных башен за двенадцатью дверями и двенадцатью замками сидела заклятая царевна с кошечкой. Живность раз в год выходила на реку Великую, чтобы попить. Один удалец попытался освободить несчастную узницу. Смельчак взломал три двери, но был остановлен кошечкой, которая с визгом бросилась на юношу и начала царапать ему лицо. Попытка увести царевну не увенчалась успехом.
ДНОВСКИЙ РАЙОН

В районе около пятисот деревень, и почти с каждой связана какая-нибудь необыкновенная история. Например, старожилы утверждают, что в Стволино в 1б веке было... землетрясение. А на месте стихийного бедствия в деревне откуда ни возьмись появился ручей — глубокий и широкий. Через него был перекинут мост. Во время русско-турецкой войны мимо деревни проходили турки и решили прихватить с собой колокол с местной часовни. Сняли святыню, погрузили на повозки, но лошади чего-то панически испугались и рухнули в воду прямо с моста. Колокол ушел на дно. Так вот некоторые местные жители якобы до сих пор слышат из воды звон, а в солнечную погоду даже видят литые бока святыни.
Еще в районе много удивительных камней. На одном якобы оставила свой след сама Богородица, под другим, в виде валенка, зарыт клад. Еще один валун - горячий, словно печка - лечит от пьянства, сбивает с пути грибников и отпугивает местных солдат. Есть и более современные легенды. Одна из них связана с деревней Искра. В советские времена в местном колхозе работала красивая девушка. Была она приезжей. Познакомилась с парнем, забеременела, но тот ни ребенка не признал, ни замуж не взял. Девушка с горя повесилась в парке. Говорят, с тех пор там бродит привидение, очень похожее на обесчещенную красавицу.
НОВОРЖЕВСКИЙ РАЙОН

Во времена Михайловской ссылки Александр Пушкин частенько бывал в Новоржеве. Обыватели города знали Пушкина: барин, за что-то выслан из столицы, стишки пишет. Однажды в трактире к поэту подошла женщина и попросила написать посвящение своему покойному мужу. Он воевал против Наполеона, заболел, ныне помер. Поэт с присущей ему скоростью набросал ряд юмористических строк. Но дама скомкала лист со стихами и бросила на пол. Его подобрал городской голова, купец 2-й гильдии, Иван Филимонов. Говорят, эти строки сохранились до наших дней. В 1930-е юбилейные пушкинские годы были отправлены в редакцию областной газеты г. Калинина. По утверждению краеведа Марина Шутовой, стихи были опубликованы в той же газете.
Деревня Антипово в районе - родина большой семьи Пореченковых, среди которых есть Георгиевский кавалер Первой мировой, Герой Советского Союза и заслуженный артист современной России. А еще говорят в новоржевской деревне Дубровы и жил Дуровский. Версия появилась после публикации в книге «Новоржев» в 1977 году версии о фамилии героя повести «Дубровский», данной автором по названию деревни Дубровы. Но нет дыма без огня. В Пусторжевском уезде жили дворяне Дубровские, их крестьяне утраивали «беспорядки», для усмирения которых власть высылала полицию и даже военных. А помещик писал рекомендации своим крепостным, как действовать и при каких обстоятельствах «уходить в леса».
ДЕДОВИЧСКИЙ РАЙОН

На территории этого района находится одна из высоких точек Псковской области - гора Су-дома. Именно с ней связаны разные сказания. Одно из них гласит, что в далекие времена над возвышенностью прямо с неба свисала цепь из чистого золота. Была она нужна для пользы людей. В случае споров, обвинений в преступлении местные жители шли на гору. Спорщики брались рукой за цепь, которую мог ухватить только тот, кто оказывался правым. Если верить легенде, долго на Судоме именно таким способом искали справедливость. Однажды один сосед у другого украл деньги. Негодяя быстро заподозрили в воровстве. Вместе с пострадавшим им предстояло отправиться на гору. Воришка долго думал, как бы избежать наказания. Обманщик нашел палку, выдолбил ее изнутри и спрятал там деньги. Утром оба соседа пошли на Судому, чтобы найти правду. Первым за цепь взялся человек, у которого пропали сбережения, и смог ее удержать. Негодяй же попросил пострадавшего подержать замаскированную палку. Сам без страха ухватился за цепь и сказал, что чужих денег у него нет - они в руках у своего хозяина. Цепь «поверила» негодяю и не шелохнулась. Народ, бывший на этом «суде», остолбенел от увиденного. Ведь не может такого быть, чтобы оба человека оказались правы. После этого несправедливого случая золотая цепь пропала. Говорят, ей стало стыдно за такую промашку. С Судомой связана еще одна интересная легенда. В стародавние времена жили три великана: отец - Лобно, мать - Судома и дочь - Степулиха. Сторожили они свою землю от врага и оборонялись каменным топором. Оружие было одно на всех. Когда враги наступали, великаны перебрасывали топор друг другу, тем и спасались. Однажды во время сильного боя топор утонул в бездонном озере Але. Враги стали одолевать. Судома не выдержала, заплакала и произнесла заклинание, чтобы перекрыть путь супостатам. Недруги и сами спасители земли тотчас превратились в горы и холмы, которые стоят по сей день.
УСВЯТСКИЙ РАЙОН

По словам руководителя районного отдела образования Романа Щагина, здесь легендарным местом является урочище Юрьевы Горы. Оно расположено около поселка Усвяты на месте летописного города Всвяч. В 11 веке здесь стояла церковь. Однажды в ненастную ночь в её двери постучалась женщина и попросила приюта и защиты от непогоды. Но священнослужители ей отказали. Кто-то говорит, что она была княгиней, кто-то, что просто странницей. В любом случае, она сильно обиделась и прокляла это место. Негостеприимная церковь ушла под землю и долго еще местные жители слышали доносящийся из глубин гор колокольный звон.
На Замковой горе есть дом, прозываемый в народе «Дом Родзянко». Его владельцами были Павел Владимирович Родзянко, родной брат Михаила Владимировича Родзянко, председателя Госдумы в 1911-1917 годах, и его жена Мария Павловна. Однако за неуплату платежей имение было отобрано Московским земельным банком. Родзянко стали последними владельцами, потом в России случилась революция, и новые покупатели не успели появиться. Впрочем, по словам местных краеведов, Замковая гора не могла бы стать местом для уютного дворянского дома, и Октябрьская революция тут ни при чём.
В древности Замковая гора являлась не только городищем, то есть оборонительным сооружением, местом, куда в случае опасности сбегалось местное население прятаться от врага. Городище это возникло в первом тысячелетии нашей эры, во времена языческие, а значит, наверняка, служило капищем, то есть местом совершения языческих обрядов. И этот факт не мог не отразиться на энергетике Замковой горы, на её ауре в целом. Эта энергетика несовместима с энергетикой русских дворянских усадьб.
Подготовили Марина ПЕТРОВА, Ульяна МИХАЙЛОВА, Константин КОЗЛОВСКИЙ, Павел ДМИТРИЕВ.
Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта