Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668)  №20 (9667)  №19 (9666)  №18 (9665)  №17 (9664)  №16 (9663)  №15 (9662)  №14 (9661)  №14 (9712)  №13 (9660)  №12 (9659)  №11 (9658)  № 10 (9657)  № 9 (9656) 
 
 
23 2018, вторник, 16:28

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №37 (9735), 23/09/2015

Прививка человечности

После недавнего инцидента со страдающей аутистическим расстройством сестрой супермодели Натальи Водяновой, которую выгнали из кафе, многие с сожалением принялись говорить, что без наличия именитого родственника люди с ограниченными возможностями здоровья заявить о своих проблемах не могут. На самом деле, конечно, могут. И делают это громко, уверенно и ярко. На сцене псковского драматического театра состоялся третий фестиваль особых театров «Великая сила искусства».

ЭТО НЕ РЕКВИЗИТ

Большая часть зрителей «Красной Шапочки» нидерландской театральной студии «Wens» - воспитанники Бобровского специального интерната. Форма сказки, выбранная режиссёром Иориттом Уле, доступна и понятна малышам. Но голландцы привезли необычную сказку: их главная героиня живёт в Амстердаме, дружит с Золушкой, Волка не боится, а ходит с ним на свидания. Романтичную натуру внучки как никто понимает её Бабушка: в молодости она была такой же влюбчивой. Бабушка Красной Шапочки выезжает в коляске - кажется, логичнее реквизита не придумать. Только это не реквизит. Юная исполнительница роли пожилой леди очаровательно улыбается и очень проникновенно поёт. Ей хлопает весь зал.

После спектакля осторожно двигаемся к выходу вместе с Павлом Журавлихиным, особым актёром московской театральной студии «Круг II». Мы познакомились час назад, но смеёмся как давние знакомые. Паша просто подсел на соседнее кресло и сразу же, без искусственности и стеснения, вывалил на меня целый шквал информации о себе, своей театральной студии и их спектакле «Отдалённая близость», не уставая напоминать, чтобы я не забыла прийти и на него. Такой внутренней свободы и искренности зачастую очень не хватает людям, привыкшим в противовес особым считать себя «особенными». Вдруг Паша перестал весело тараторить.

- Ребёнку плохо, нужно ей помочь, девочке нехорошо, где здесь туалет? - забеспокоился он, увидев испачкавшуюся рвотой девочку из Бобровского интерната, беспомощно сидящую на кресле. Паша единственный это заметил. Стало стыдно за себя и за всех нас вокруг, таких здоровых и таких невнимательных. У каждого (именно у каждого, диагнозы вообще ни при чём) есть свои особенности. Важно быть добрее или хотя бы менее равнодушнее к ним.

К девочке, впрочем, сразу прибежали воспитатели.

КОГДА ЖЕ ТЫ СДОХНЕШЬ?

В образе французского мима Паша приветливо улыбнулся мне и вечером, перед показом спектакля «Белое на чёрном» по одноимённому автобиографическому произведению Рубена Гальего. Вместе с друзьями из «Круга II» они раздавали открытки с сочащимися оптимизмом призывами «Улыбайся всегда», «Смейся», «Жизнь прекрасна». Эти призывы красной нитью проходили и через пресловутый «Белое на чёрном» от новгородского театра «Жест». «Жест» - театр безграничных возможностей, театр неслышащих актёров, актёров с поражениями опорно-двигательного аппарата. Театр героев.

- Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног - ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей - надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, - всё. Ты обречён быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть, - бросает в зал цитату Рубена Гальего актёр-герой Вова Маслов. «Когда же ты сдохнешь? », - по-соседски просто интересуется бабушка, подливая ему фирменного борща. Бабушка не Вовы-героя, а просто героя, Рубена, который, безусловно, тоже герой. Такого юмора, местами, да, чёрного, в спектакле много. Ведь ни роман, ни спектакль не об инвалидности. Звучащие переживания и размышления Рубена приобретают очень личное звучание: у многих актёров такой же диагноз, как у автора. Ни автор, ни герои-актёры (и актёры-герои) не хотят, чтобы их жалели. Да и с какой стати? Они любят жизнь так, что впору жалеть тех, кто «не обречён» и не осознаёт всей силы такого подарка судьбы. А насчёт черноты юмора - так даже символичнее. Со сцены актёры заявляют, что не любят как раз белый цвет - цвет бессилия и обречённости, цвет больничного потолка и белых простыней. Чёрный же они, вслед за Рубеном Гальего, называют цветом борьбы и надежды. «Это цвет мечты и сказки, цвет внутреннего мира закрытых век. Цвет свободы, цвет, который я выбрал для своей электроколяски», - манифестирует Вова Маслов, с силой... поднимаясь с коляски. После такого жеста можно только вытереть блестящие глаза и что есть мочи аплодировать. После такого «Жеста» слов уже не остаётся.

Словно поняв это состояние (а может быть - и без «словно») возле гардероба вдруг снова появляются актёры «Крута II», уже стёршие с лиц грим. Коллега Паши, с которым мы познакомились днём, Женя Скокова несколько секунд всматривается в мои глаза и молча обнимает. Паша улыбается и снова просит не забыть прийти завтра на их «Отдалённую близость».

МЕТАФОРА В КАСТРЮЛЬКЕ

«Отдалённая близость» начинается с вопроса, который громко задаёт девочка в белом платье - почему я живу? Задаёт себе, но кажется - всему залу. И всему залу тоже хочется задать этот вопрос себе. Актёры вообще делятся со зрителем всем важным и ценным, что таковым считают. Они настолько искренны в представлении своей постановки, что даже самые скептичные зрители (впрочем, таких явно меньшинство, они просто не попали в заполненный лишь на две трети зал) разжимают кулаки и полностью отдаются восприятию. Две девушки режут овощи для супа и улыбаются друг другу улыбками женщин, за готовкой судачащих о чём-то своём, лёгком и простом: вот дядя Коля, например, не приехал косить траву, а в огороде выросли красные помидоры. В этом спектакле вообще всё так: легко, просто, а потому понятно всем. Но это «легко» о сложном: одна пара четверостишиями в духе шукшинских чудиков кокетничает друг с другом; двое мужчин постоянно сталкиваются лбами, ведя явную борьбу с чужим «я » внутри собственного; девочка в белом платье рассказывает сказку о тараканах - о женщине, которая дружила только с тараканами. «Отдалённая близость» - это интегративный театральный проект. В театральной студии «Круг II» 30 актёров, имеющих интеллектуальную недостаточность, психические, соматические и генетические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, есть и их здоровые сверстники. Актёр Александр Довгань признаётся, что поначалу очень боялся выходить на сцену: стеснялся своей проблемы с позвоночником, не хотел выделяться на фоне других. Но в процессе работы над спектаклем Александру и другим актёрам объяснили, что главное в человеке не тело, а его творческая деятельность. Теперь уже три года Саша вместе с друзьями объясняют это и зрителям. И их всегда понимают. В этом спектакле действительно всё легко и просто. В нём нет как такового сюжета. Сменяют друг друга словесные, пластические и музыкальные этюды, основой для которых послужили литературные произведения и дневниковые записи людей с ограниченными возможностями здоровья.

Часто такие люди воспринимаются обществом как лишённые чего-то. Они действительно очень лишены общения и возможности творческого самовыражения. Мне опять стыдно - зачастую всего этого лишаем их именно мы, в том числе, и заполняя залы театра, где происходит такое важное действо, лишь на две трети. И ведь важное для себя, наверное, даже в большей степени. Можно не любить такое искусство - о вкусах не спорят (хотя суп, который в итоге приготовили актёры, с одинаковым аппетитом едят и герои спектакля, и зрители -такая метафора в кастрюльке). Но нельзя не давать ему права на существование, не признавать его как искусство. Особые актёры помогают взглянуть на мир с особого ракурса. А их «незаретушированность» часто даёт понять, что наоборот ты чего-то лишён. Впрочем, это только полезно. Прививка человечности.

Наталья ИГНАТЕНКО.

nata@province-pskov.ru

Фото Виктории ЗАРЕЦКОЙ и Павла ДМИТРИЕВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта