Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№49 (9902)  №48 (9901)  №47 (9900)  №46 (9899)  №45 (9898)  №44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720) 
 
 
18 декабря 2018, вторник, 16:18

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №38 (9736), 30/09/2015

Духова гора: исцеляет и наказывает

Споры о том, кем же был Уильям Шекспир, не утихают до сих пор. «Псковская провинция» готова предложить собственную версию: он был русским и жил в Плюсском районе.

ПЛЮССКИЙ РАЙОН

Споры о том, кем же был Уильям Шекспир, не утихают до сих пор. «Псковская провинция» готова предложить собственную версию: он был русским и жил в Плюсском районе. Доказательство? Оно находится в 20 километрах от райцентра. Деревня Андромер по легенде называется так потому, что здесь жили двое влюблённых: Андрей (Ондрос) и Мария (Мэри). Юноша и девушка не получили благословения родителей на брак и предпочли участь Ромео и Джульетты. Пятница в районе - это не только начало нового уик-энда, но и название священного камня в окресностях деревни Должицы. Оно связано с обрядом крещения, которое проводится после православного праздника Ильи в первую пятницу. Сам камень, которому приписывают божественное происхождение, имеет причудливую форму с небольшим углублением на поверхности. В нём всегда бывает вода, которая отличается значительной мягкостью, и не испаряется даже в самые жаркие дни. Существует легенда, что этот камень в лесу нашёл пастух, который искал здесь пропавшую овцу. Пастух увидел не только камень, но и икону на дереве над камнем, почему его и стали считать священным.

ПЫТАЛОВСКИЙ РАЙОН

Несколько захватывающих легенд нам рассказала директор краеведческого музея Дружбы народов истории Пыталовского края Лариса Перепечкина. Первое сказание называется «Золотая карета», которое было записано в 70-80-е годы. Говорят, в 1812 году развернулись тяжелые бои с французами. Многие помещики боялись, поэтому старались быстрее покинуть свои имения и убежать в Петербург. Один богатый и близкий к царю помещик нагрузил целую карету золотом, серебром, тканями и стал пробираться лесами в столицу. Напали на беглеца французы. Часть охраны перебили, но богач и несколько слуг сумели сбежать. Через сутки пути помещик решил зарыть свою карету. Слуги целый день носили землю и, наконец, закопали транспорт. Старожилы говорят, что карета с драгоценностями по сей день лежит в горке. Только забыли, в какой именно. Еще одно предание, немного жуткое, рассказывает о лесе-висельнике. Густые дремучие леса покрывали в давние времена псковскую землю. В один из очередных набегов ливонские рыцари двигались к Пскову. Их путь шел через Вышгородец (ныне - Вышгородок). Воины и жители деревни упорно и мужественно сопротивлялись иноземным разбойникам, но силы были не равны. Разграбив Вышгородец, враги двинулись на Псков и заблудились. Тогда рыцари решили в лесах найти людей, которые бы указали дорогу. С большим трудом иноземцы изловили десять немощных стариков. Стали их пытать и допрашивать, но безуспешно. Разъяренные разбойники, понимая, что от стариков не добиться никакого толка, отвели их в лес под обрыв и повесили на деревьях. Предание говорит, что рыцари не ушли живыми с псковской земли. Много дней блуждали они в дремучих лесах, безуспешно пытаясь найти выход. Начался голод... С каждым часом слабели рыцари, за которыми следило несметное количество волков. Когда захватчики окончательно выбились из сил, на них напали хищники и загрызли. Лес под Вышгородцом, в котором враги зверски расправились с десятью жителями, стал именоваться с той поры висельником. Сейчас лес так не называют.

ОПОЧЕЦКИЙ РАЙОН

Легенды Опочецкого района часто связаны с православием. В 1518 году во время осады города литовцами опочанам помог святой Сергий Радонежский. У защитников города закончились все боеприпасы. Тогда одной местной жительнице во сне явился преподобный Сергий и рассказал, что возле храма зарыты камни. Их выкопали и отбились от осаждающих литовцев. Существует несколько легенд об ушедших под землю церквях. Все они «аккумулируются» в Пригородной и Глубоковской волостях. А у деревни Пузырьково, там, где бьёт Государев ключ, на месте ушедшей церкви теперь болотце округлой формы. Кстати, название ключа связано с именем императора Александра Второго. Местные жители говорят, что он приезжал сюда поохотиться, а на ключе лечил глаза. Но самым легендарным местом района считается Духова гора. Трёхсотметровый холм считался сакральным уже сотни лет назад. Ещё до славян, когда здесь были балты, на холме стоял идол Перкуонсе, в славянскую эпоху - Перун. В христианскую эпоху вместо Перуна на горе водрузили крест, который стоял здесь до правления Ивана Грозного, а затем тоже ушёл под землю. Как гласит легенда, перед своей кончиной царь Иван Грозный приказал составить реестр святых мест Руси. В этом реестре была помечена Духова гора, которая в конце XVI века уже была известным святым местом. Духова гора по поверью может не только исцелять людей, но и мстить им за неуважительное к себе отношение.

БЕЖАНИЦКИЙ РАЙОН

Известная бежаницкая достопримечательность - Ухо Земли. Культовый камень со сквозным отверстием, который находится на островке в болоте у деревни Подоржевка. С этим камнем связано множество легенд. Говорят, что поклонение Уху Земли приносит здоровье и даже лечит женщин от бесплодия. Кроме того, в окрестностях Подоржевки осталось три горы, которые в свое время служили маяками. Недалеко от них находится каменный идол. Говорят, что ему больше тысячи лет. Столичные ученые смотрели на него, пытались увезти в Москву, но не получилось, рассказал экс-глава Бежаницкого района, член Общественной палаты Псковской области Анатолий Трофимов. Конечно, внешне идол невзрачен. Нужно иметь хорошую фантазию, чтобы рассмотреть в нем черты лица. Но краеведы говорят, что таких идолов в Европе всего два.

Бежаницы — относительно молодое поселение. В 1793 году была построена церковь, при которой появился погост. В 1904 году, когда началось строительство железной дороги Санкт-Петербург — Витебск, село превратилось в поселок. Местное население связывает название поселка со словом «бежать». Считается, что именно здесь осуществилась попытка бегства одного из узников Новоржевской тюрьмы. Рядом с Бежаницами раньше проходил белорусский почтовый тракт, по которому часто гнали каторжан. Название селения должно было подсказать им, что пора бежать. В 10 километрах к северо-западу от Бежаниц находится деревня Успенье. Совсем рядом, за поворотом на юго-запад, расположено село Хряпьево, объясняющее, что пора убивать конвоира и использовать этот последний шанс каторжанина, бежать в болота и топи. Эго якобы нашло своё отражение и в гербе района. Аллегорическая передача образа беглых поселенцев выражена идущим лосем. Лось - животное, символизирующее свободу, независимость и достоинство.

ПЕЧОРСКИЙ РАЙОН

Печоры по преданиям существовали как поселение уже в X веке (во времена княгини Ольги, не случайно в Печорском районе есть и народный музей - Ольгин хутор). Но известно поселение стало позже, когда в Печорах основали Псково-Печерский монастырь. По легенде охотник, бродивший в этих местах, услышал хоровое церковное пение и счёл его ангельским. Современные историки вполне прагматично считают, что петь могли монахи, жившие здесь в пещерах. Однако место стали почитать святым. А над одной из пещер якобы была найдена надпись «Богом зданная пещера». А чуть позже православный священник Иван, бежавший из Тарту после разгрома ливонцами «правоверной церкви, поставленной от псковичей», основал на границе с Ливонией монастырь - оплот православия против западного католичества. Монастырь разрастался. Здесь часто бывали российские государи. Особенно любил этот монастырь и часто жаловал его подарками и наделами Иван Г розный. С его именем тоже связано несколько легенд. Традиционно, достаточно «кровожадных». Приехав в Печоры, Иван Грозный собственноручно отрубил голову вышедшему ему навстречу тогдашнему настоятелю монастыря Корнелию, которого уважал и всячески жаловал до тех пор, пока не узнал, что игумен ратовал за независимость Пскова от Московского государства, и к тому же связался с изменником князем Курбским. Мгновенно раскаявшись, царь внёс обезглавленное тело настоятеля на своих руках в монастырь. Именно поэтому путь от главных ворот Никольской банши до главной площади монастыря называется «кровавым путём». Это, пожалуй, самая известная печорская легенда, которую местные рассказывают всем туристам.

ЛОКНЯНСКИЙ РАЙОН

С образованием железнодорожной станции в Локне, которая была построена в 1901 году, тоже связана легенда. Министр путей сообщения пришел с чертежами к Николаю II и сказал, что железнодорожный путь должен соединить Петербург и юг страны. Царь приложил на карту палец, указав, в каком направлении нужно строить. На месте, где стоит Локня, получилась загогулинка от сгиба царского перста. Эта легенда скрывает истинные причины такого странного расположения Локнянской ж/д станции. Ведь от Петербурга железнодорожные ветки идут ровно, без непонятных поворотов. Эту и еще одну легенду, перекликающуюся с реальностью, нам рассказала директор межпоселенческого библиотечного объединения Нина Егере-ва. Раньше через Михайлов погост, Полынино, Тимофейково, Сенино, Валуевское и другие деревни пролегал так называемый «екатерининский большак», - тракт, который соединял Петербург и юг страны. Однажды по этому пути ехала Екатерина II. Во время путешествия по местности, которая буквально кишела змеями, кого-то из свиты укусил гад. К счастью, среди приближенных нашелся человек, который занимался заговорами. Да так этот знахарь заговорил, будто бы на три столетия вперед на земле близ большака не будут появляться змеи. Действительно, на территории ползучих не видели. Местные жители говорят, что сейчас гады уже начинают появляться на некогда заговоренной земле. Вот и кажется, что легенда - совсем не легенда, а быль...

ПСКОВСКИЙ РАЙОН

Самая известная легенда, подтверждаемая несколькими серьезными историческими источниками, связана, разумеется, с княгиней Ольгой. Псковский район является родиной первой русской святой. В Выбутах она перевозила князя Игоря с одного берега Великой на другой, запала ему в душу, и через некоторое время он приехал к ней свататься. Как известно, Ольга была бабушкой святителя Руси князя Владимира и является особо почитаемой на Псковщине святой. 

Еще одна легенда повествует о святом Никандре — основатели Никандровой пустыни в Порховском районе. Однажды святого несправедливо обвинили в краже лошадей. Он долго скитался по лесу и присел отдохнуть на огромном валуне. А в том месте, где он опирался локтем, осталось небольшое углубление. Некоторые краеведы предполагают, что именно это событие дало название деревне Локоть ныне Карамышевской волости. Г оворят, что на том же камне было углубление от слез Никандра. Якобы на протяжении многих лет в этом каменном блюдце хранилась вода, не испарявшаяся даже в самые жаркие дни.

С кладами и сокровищами тоже связано немало легенд. Есть такая деревня — Щучья гора. Она расположена в 10 километрах от Большого Загорья. Не доезжая 2-х километров до неё, находится гора под названием Воровская. Местность вокруг нее лесистая и гористая. В этих лесах в старину жили разбойники и грабили проезжающих. Г оворят, что название деревни дал вор по прозвищу Щука. Когда неподалеку делали карьер, нашли много человеческих костей. Перед Щучьей горой на старой дороге находился большой валун, на котором было углубление в виде пистолета. И говорили, что дуло пистолета указывало на направление клада. Клад пробовали копать, но слухов, что нашли, не было. В стороне от деревни есть местечко «хутор», где расположен родник. Сруб в роднике в виде прямоугольника. Местные жители, когда чистили родник, обнаружили на дне плиту, на которой были старославянские буквы. Они хотели поднять эту плиту, но хлынула вода метра на полтора...

Подготовили Марина ПЕТРОВА, Наталья ИГНАТЕНКО, Ульяна МИХАЙЛОВА, Константин КОЗЛОВСКИЙ, Павел ДМИТРИЕВ.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта