Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668)  №20 (9667)  №19 (9666)  №18 (9665)  №17 (9664)  №16 (9663)  №15 (9662)  №14 (9661)  №14 (9712)  №13 (9660)  №12 (9659)  №11 (9658)  № 10 (9657)  № 9 (9656) 
 
 
19 2018, пятница, 16:28

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №42 (9740), 28/10/2015

Оставаться человеком

15 октября весь мир отметил международный день белой трости. С 1921 -го она считается символом слепоты. Но белая трость в руках прохожего на улице -ещё и своеобразный знак, напоминающий обществу, что совсем рядом живут люди с особыми потребностями и нужно быть внимательнее к ним. Сколько всего в стране людей, имеющих проблемы со зрением,не могут сказать даже во Всероссийском обществе слепых. Да и не нужно считать, уверен единственный в мире слепоглухой профессор, доктор психологических наук Александр СУВОРОВ.

КАЖДЫЙ - ЕДИНСТВЕННЫЙ

Александр Васильевич Суворов называет себя поздно оглохшим слепым: он ослеп в три года, а слух потерял в девять, когда речь уже сформировалась и стала основным средством общения. Не всем слепоглухим так «везёт»: некоторые теряют слух раньше, чем начинают связно говорить, некоторые рождаются уже с этим трудным комплексным диагнозом. Впрочем, что «лучше» - со временем выбыть из мира звуков и картинок или вообще никогда его не знать - вопрос совершенно некорректный, да и неважный. «Лучше бы таких инвалидов вообще не было, очень уж неприятная штука, эта слепоглухота, - замечает сам Александр Васильевич, добавляя: - Но раз она есть, нужно учитывать, что эти люди находятся в очень тяжёлом положении. И им требуется разносторонняя помощь».

Александр Васильевич рассказывает, что в американской школе Перкинс познакомился с глухим мальчиком, у которого была тяжёлая форма ДЦП. У подростка не работали ни руки, ни ноги, но он занимался за компьютером с помощью специального приспособления на голову.
- Он этим «клювом» нажимал на клавиатуру, - вспоминает Суворов. - У него, возможно, одного в мире есть такое устройство. Никто не спрашивал, много ли таких, как тот ребёнок. Достаточно того, что он один есть и ему нужно овладевать компьютером. А в России постоянно интересуются - сколько? А когда узнают, размышляют: а стоит ли один человек таких трат, не проще ли сдать его в какое-нибудь соцучреждение? А зачем тогда детей учили, прививали навыки самообслуживания? Чтобы в домах инвалидов сотрудники их обслуживали? Я категорически против статистического подхода. Много, мало -каждый единственный. Во всём мире говорят, что общество таково, каково его отношение к инвалидам. Все имеют право на то, чтобы оставаться, быть людьми.
ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Об обучении инвалидов Александр Васильевич начал говорить не случайно. Он стал одним из четверых участников уникального «загорского эксперимента», в рамках которого четверо молодых слепоглухих людей получили высшее образование на психологическом факультете МГУ.
Александр Суворов родился в городе Фрунзе (сейчас Бишкек). Он пошёл во Фрунзенскую школу для слепых. Но уже перед третьим классом у него обнаружилась резкая потеря слуха. Мама, которую Александр Васильевич с теплом называет главным человеком в своей жизни, начала искать школу для слепоглухих детей. Во Фрунзе тогда такой не оказалось. К слову, и сейчас Загорский (Сергиево-Посадский) детский дом - уникальное место. На всей территории бывшего СССР второго такого нет. Да что там СССР. Это единственная в мире школа-интернат, где воспитываются дети, лишённые зрения, слуха и речи.
Через семь лет после обучения в Загорском интернате Суворова вместе с тремя другими воспитанниками перевезли в Москву для подготовки к обучению в университете. К слову, он оказался самым младшим участником эксперимента - в МГУ будущий профессор поступил в 17 лет. После шести лет обучения, в 1977-м году, дипломированных слепоглухих психологов распределили в Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР.
Рассказывая об уникальном загорском эксперименте, президент единственного в стране государственного фонда помощи слепоглухим «Со-единение» Дмитрий Поликанов отмечает, что сейчас, 40 лет спустя, многие говорят о повторении «загорского эксперимента» в новом формате, с использованием средств технической реабилитации, которые значительно упрощают жизнь слепоглухого человека.
- Мы думаем об этом, но проблема в том, что сейчас всё больше не просто слепоглухих детей, а слепоглухих детей со множественными нарушениями. Тяжёлые дети - это вызов, который беспокоит весь мир. Этих ребят гораздо важнее обучить элементарным бытовым навыкам, - подчёркивает Дмитрий Поликанов.
КОВЧЕГ ДЛЯ КНИГ
Первый в мире слепоглухой учёный Ольга Скороходова говорила, что спасение слепоглухих - в чтении. Единственный в мире слепоглухой профессор Александр Суворов называет спасением современные ТСРы, делая поправку на то, что лично он не представляет жизни без своей электронной, 32-гигабайтовой библиотеки.
- Книга для слепых, выпущенная в брайлевском шрифте, в среднем в 6 раз больше обычной. Суворов читает книгу примерно за полтора дня. В начале 2000-х мы ездили в горы. Жили там около трёх месяцев. Книги действительно возили грузовиками, - вспоминает Олег Гуров, главный помощник Александра Васильевича, его не просто тифлосурдопереводчик, а «сынок» (родных детей у Александра Суворова нет. - Прим. авт.).
В книге Ильи Бражнина «Сумка волшебника», посвящённой писательскому труду, Александр Васильевич прочитал об интересном тесте, «всемирном потопе для книг». Автор предлагал читателям задуматься, каким бы ю книгам они предоставили место в своём ковчеге.
- Я думаю, что в этом списке должны быть книги о воспитании детей, - размышляет профессор. - «Педагогическая антропология» российского педагога Бориса Бим-Бада, «Как любить ребёнка» Януша Корчака, «Педагогическая поэма» Макаренко. Ещё это книга Ильи Мещерякова «Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения». Я бы добавил в список Владислава Крапивина. Его книги для меня тоже настольные, и время от времени я их читаю. А одну любимую книгу назвать трудно. Вообще, когда меня спрашивают о любимых книгах, я говорю, что это сказки. Но понимаю это понятие широко. Для меня любая нескучная книга - уже сказка. К числу сказок относится, например, «Роза мира» Даниила Андреева. Куда более захватывающая сказка, на мой взгляд, чем «Властелин колец».
ДЕТСКАЯ ВЕШАЛКА
Александр Васильевич Суворов на автобиографическом материале защитил кандидатскую диссертацию по теме «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации сле-поглухоты», а его докторская была посвящена «Человечности как фактору саморазвития личности». Успешный учёный, автор работ по психологии, педагогике, философии психологии, почётный международный доктор гуманитарных наук Саскуаханского университета, действительный член Международной академии информатизации при ООН, сам Александр Васильевич больше всего гордится званием, которым его наградили малыши - «детская вешалка». С 1981 года он работает с ребятами - сначала в родном интернате, потом в детских лагерях, школах актива Детского ордена милосердия. Суворов, кстати, кавалер этого ордена: в 1994 году он попал в первую дюжину людей, признанных ребятами самыми добрыми в России. Доброе сердце, мягкое чувство юмора и удивительная внимательность ко всему и всем, что его окружает, - отличительные черты Александра Васильевича.
- Могу сказать точно: людьми не рождаются, а становятся. Можно стать доктором раз и навсегда, а человеком нужно быть постоянно, - замечает Александр Суворов. - Своё право на это звание нужно подтверждать каждый день, каждую секунду. Своим поведением, своими поступками.
Наталья ИГНАТЕНКО.

nata@province-pskov.ru.

Фото предоставлено пресс-службой фонда "Со-единение"


Факты

- Еще в конце 18 века консилиум ученых в Англии вынес вердикт о невозможности обучения слепоглухого мальчика.
- Специальная педагогическая дисциплина, которая занимается проблемами обучения и воспитания слепоглухих людей, - тифлосурдопедагогика, - возникла к середине 19 века. Примерно в это время стали известны и были подробно описаны самые первые успешные случаи воспитания слепоглухонемых детей.
- Начало радикального изменения отношения к этой проблеме связано с именем доктора Хоува (Howie), педагога Перкинсовской школы для физически дефективных детей в Бостоне (США), которому впервые удалось воспитать и обучить слепоглухонемую девочку Лору Бриджмен.
- Еще одна слепоглухая девочка - Эллен Келлер - стала впоследствии писательницей и общественной деятельницей. Она встречалась с М. Горьким, М. Твеном и др. Сама Келлер - автор нескольких весьма объёмных книг.
- В течение октября в Доме слепоглухих в Пучково (Московская область) прошла обучение группа 8 слепоглухих людей. Три человека (двое из Санкт-Петербурга и один из Перми) изучали работу на компьютере, а еще трое (тоже из Санкт-Петербурга) прошли курс социокультурной реабилитации. По одному человеку (Зеленоград и Екатеринбург) изучали Брайль и индивидуальную реабилитацию.
Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта