Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694) 
 
 
20 октября 2018, суббота, 09:43

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №44 (9744), 11/11/2015

Не тот друг, кто "лайк" поставил. Психолог Сергей Калинин о социальных сетях и их «жертвах»

Любой нож - это всего лишь железка, но с ее помощью шеф-повар может сделать кулинарный шедевр, а маньяк - расправиться с очередной жертвой. Так же и социальные сети.

Созданные в помощь человеку, они стали незаметно управлять нашей жизнью. В виртуальном пространстве творятся дела великие и ужасные. Здесь можно найти свое счастье или лишиться всего в одночасье. Многое зависит от умения «фильтровать базар». И если у взрослых есть голова на плечах, дети, выросшие на гаджетах и неизбалованные родительским вниманием, категорически не умеют отличать зерна от плевел. Впрочем, научиться этому никогда не поздно. Предлагаем краткий курс выживания в социальных сетях от популярного псковского психолога Сергея КАЛИНИНА.

- Сергей Иванович, после известных в городе событий родители некоторых подростков объявили социальные сети абсолютным злом, с которым надо бороться всем миром. Так ли страшен «черт», как его малюют?

- То, о чем мы с вами говорим, это еще один канал коммуникации. Сам по себе он нейтрален. Все завит от того, кто и с какими целями его использует. Давайте смотреть на вещи реально -технический прогресс мы не остановим, а он предполагает максимальную открытость и уязвимость пользователей глобальной сети. Сейчас во всем мире существует тенденция, которую можно охарактеризовать как «Жизнь в стеклянном кубе». О каждом человеке все более доступной становится его личная информация. В этой связи, кроме социальных сетей, говорят еще и о неком Интернете вещей. В Японии, например, буквально каждое бытовое устройство имеет выход в сеть. Мы находимся в шаге от того, когда наш холодильник сам начнет заказывать недостающую еду, при этом информация о съестных запасах будет доступна каждому. Уже сейчас создается система датчиков, благодаря которой можно, не ходя к врачу, получить информацию о состоянии здоровья и отправить ее по Интернету в единую медицинскую базу. Скоро о каждом нашем телодвижении будет известно в сети. Но если технологии меняются быстро, то человеческие отношения и мораль имеют многовековые корни, и с этим нельзя не считаться тем, кто является завсегдатаем социальных сетей.

- Под колпаком Интернета многие теряют бдительность, но ведь это не единственное, что должно настораживать?

- Есть еще один страшный факт, против которого, как говорится, не попрешь. Виртуальная реальность гораздо привлекательнее обычной, и это обстоятельство не самым лучшим образом влияет на формирование важнейших умений и навыков у детей. Например, для развития интеллектуальных способностей полезнее, если ребенок дошкольного возраста будет играть с какими-то простыми предметами -цветочками, камешками, палочками. На них надо сосредотачиваться, кроме того, они помогают фантазировать. Но что происходит, когда дошкольнику добрые родители «подсунут» планшет? На экране одна яркая картинка сменяет другую, и совсем не надо напрягаться. Толку от такого обучения будет мало. Это, кстати, понимали продвинутые корифеи айти-индустрии. Например, Стив Джобс старался как можно позже познакомить своих детей с компьютерами и гаджетами, и глупее они от этого не стали.

- Существует ли идеальный возраст для знакомства ребенка с Интернетом?

- Это как появление в детском меню сладкого. Главным лакомством для дошкольника должно быть яблоко или морковка. Чем позже он начнет есть синтетическую химию, тем здоровее будут его зубы и тем меньше риск заболеть диабетом. По такому же принципу должна формироваться и информационная гигиена. Чем больше ребенок находится в естественной среде, тем лучше будет развит его интеллект, и тем здоровее окажется психика. Так что те родители, которые со стороны могут показаться тиранами, потому что не покупают любимому чаду планшет, на самом деле поступают мудро. В детском возрасте гаджеты должны стать вознаграждением по принципу «хорошего понемножку».

- Когда все-таки можно внять стенаниям чада и зарегистрировать его в социальной сети?

- Безопаснее всего это сделать, когда ребенку исполнится 8 или 9 лет. Но никак не раньше! Я с ужасом читаю новости о том, что в некоторых городах разрабатывается социальная сеть для дошкольников. Регистрируясь, ребенок получает в свои руки средство общения, а дальше начинается то самое множество вопросов. Важно знать, с кем общаться, по каким темам, когда и в какой ситуации. Для младших школьников это некий «пробный шар».

У них, как правило, очень маленькое количество «френдов» - близких друзей и родственников. В этот удобный момент, когда еще не сформирована стойкая зависимость от социальных сетей, маленьким пользователям нужно уяснить для себя одно важное правило. Какой бы привлекательной ни была виртуальная реальность, общения «в живую» должно быть больше. Если не успел что-то сказать при встрече, написал в личном сообщении - и на этом успокоился. Интернет хорош для обучения, совместного решения задач и обсуждения интересов. Все остальные эмоции должны идти из реальной жизни.

- Легко сказать... Социальные сети - как семечки, которые, если уж начал щелкать, то потом долго не остановишься. Как объяснить детям, что реальное общение лучше и полезнее виртуального?

- В данном случае потребуются не ваши нравоучения, а конкретные действия. Разумеется, речь не идет о полном запрете Интернета. В противном случае вы наживете себе врага или партизана, который, уже поверьте, найдет втайне от вас способ зайти на свою страничку. Осознание ценности реального общения закладывается у ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте и только в семье. Лучшими друзьями детей в первую очередь должны быть их родители. Но не с позиции «начальник - подчиненный». Я имею в виду отношения на равных. Это такие друзья, с которыми можно гулять, играть, ползать на четвереньках, обсуждать сказку, делиться важными мыслями. Пока между детьми и родителями много общего, реальная дружба будет иметь ценность. Еще очень важно, насколько взрослые сумеют создать для своего ребенка среду общения со сверстниками - одноклассниками, соседями, приятелями по двору. Дом должен быть открыт для друзей. Так, кстати, делали мои родители, о чем я до сих пор вспоминаю с благодарностью. Никакая даже самая продвинутая компьютерная игра не научит реальным человеческим отношениям.

- Ваши советы актуальны для родителей маленьких детей, а что делать с подростками, для которых Интернет важнее душеспасительных бесед?

- Изменить их отношение к виртуальной реальности невозможно, но знать подводные камни социальных сетей и рассказать о них подросткам не помешает. В интернет-пространстве никто не является самим собой. У каждого человека есть маска, и все его слова и эмоциональные реакции - только часть айсберга. Самое главное для подростков - занять достойное место в группе сверстников, приобрести некий статус. Если у молодого человека не получается быть лидером или равным среди равных, он начинает создавать и отыгрывать свой желательный образ в виртуальной реальности. Подростки хотят казаться значительнее, сильнее, влиятельнее, круче, чем они есть на самом деле. Для того, чтобы самоутвердиться, одни отчаянно стараются быть хорошими для всех, а другие начинают «троллить» своих собеседников. В любом случае, если виртуальное общение у подростка перевешивает реальное, значит, существует явное неблагополучие в отношениях с родителями и сверстниками. Таких детей не принимают, они не включены в какие-то реальные тусовки. У них остается только виртуальная реальность, которая строится исключительно на словах. Там все очень сложно опровергнуть или перепроверить...

- Как еще убедить подростка в том, что реальное общение лучше виртуального?

- Для того, чтобы хорошо чувствовать собеседника и знать, как с ним общаться, недостаточно слов. Нужно видеть его глаза, мимику, жесты. Зеркальные нейроны, которые помогают нам настроиться на волну другого человека, основаны на языке тела. Общаясь виртуально, таких богатейших возможностей мы не имеем. Кроме того, есть лексика нейтральная, а есть эмоциональная, которая нравится, мягко говоря, далеко не всем. На последнюю в Интернете перейти в разы легче. По данным исследований, использование эмоциональной лексики в социальных сетях в среднем в 5 раз больше, чем в обычном живом разговоре. В Интернете можно что-нибудь ляпнуть, не опасаясь за последствия. Хамство никогда еще не было конструктивным способом общения и не добавляло «веса» в глазах собеседника. Есть еще одна скрытая опасность. Современные подростки не понимают разницы между другом и френдом в социальной сети. Они готовы открыть душу первому встречному, который, в свою очередь, использует откровенность для того, чтобы троллить, преследовать и наказывать. Это очень больно. А еще общаясь в реальности, мы стараемся искать людей своего круга, тех, кто на нас похож. В Интернете таких барьеров нет. Подростки, не имеющие жизненного опыта и сформировавшейся системы ценностей, могут познакомиться черт-те с кем и попасть под дурное влияние.

- Можно ли избежать страшных последствий такой дружбы?

- Прошу прощения, если мой совет покажется вам жестким, но по-другому нельзя. Если с несовершеннолетним что-то случится, отвечать будут родители. А коли так, то до наступления 18-летия ребенка они по праву должны иметь доступ к его личной информации. Правда, делать это следует крайне деликатно. Если ваше чадо ненароком провинилось, не надо бросаться на него с шашкой и воспитывать. Вы тут же получите обиду и недоверие. Если нет непосредственной угрозы жизни и здоровью, то усердствовать не надо. И примите, пожалуйста, тот факт, что подростки - не ангелы. Они могут и матом выругаться, и втихаря покурить, и с уроков сбежать. Не надо прессовать их по мелочам. Доступ к личной информации должен быть оправданным. Но мониторить эмоциональное состояние ребенка нужно постоянно. Если после общения в социальных сетях он доволен и спокоен, значит все нормально. Но если вы видите, что у него портится настроение, он огрызается и идет беспричинный негатив, значит что-то происходит неладное. В данной ситуации любые приставания, вопросы и предложения помощи будут уместны. Очень важны слова поддержки. Скажите ребенку, что в любой ситуации вы будете на его стороне. Кстати, многие проблемы возникают по принципу снежного кома. Подростки панически боятся рассказать обо всем родителям, опасаясь их острой реакции. В итоге мы узнаем о сложной ситуации слишком поздно. В любом случае, если ребенок понимает, что родители - это его близкие друзья, что они гораздо чаще поддерживают, чем упрекают, то рисков, связанных с социальными сетями, будет значительно меньше.

- Школа как-то может посодействовать?

- На мой взгляд, нужно разработать краткий курс выживания в социальных сетях и преподавать его на уроках информатики или ОБЖ. Понимаю, что на это потребуется время. Для начала достаточно памятки наподобие той, как действовать, когда тебе предлагают наркотики. Где общаться, на какие темы, с кем, как отличить реального человека от робота или проходимца - варианты могут быть разными. Иногда в сети я вижу следы того, что уже сделано для детской интернет-безопасности энтузиастами - родителями и педагогами. Но пока, к сожалению, этого мало...

Ульяна МИХАЙЛОВА.

umi@province-pskov.ru

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта