Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690) 
 
 
20 2018, четверг, 04:09

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №1 (9752), 13/01/2016

Храмов настроить можно, но само здание никого не спасёт

Епископ Великолукский и Невельский Сергий (Булатников) стал архиереем всего 2,5 года назад, но уже успел возглавить две епархии. Полтора года в Клинцовской епархии Брянской митрополии прошли для владыки под знаком строительства новых храмов, которых здесь набралось почти 10. Затем - год назад - последовал неожиданный перевод в епархию Великолукскую. Наш корреспондент встретился с епископом Сергием и узнал у него, богата ли Церковь, почему в советское время он вместо пионерии выбрал монастырь, и может ли епископ не соглашаться с мнением Патриарха.

- В регионе вы оказались не впервые, в 20-летнем возрасте попали в Псково-Печерский монастырь. А родились в Омске...

- Нет, дело-то в том, что мы жили там по вынужденным обстоятельствам, и мне пришлось там родиться. Мама с бабушкой были высланы в Сибирь. Наша родина в Петербурге. В хрущёвскую оттепель - конец 1950-х годов - уже разрешали возвращаться тем, кто мог. А Псково-Печерский монастырь не так далеко от Петербурга, но поскольку в то время сведений негде было почерпнуть - было «табу» церковное - я даже просто не знал, что есть монастыри. Читал о них, конечно, в дореволюционной литературе, мама рассказывала, но не знал, что монастыри ещё существуют. Узнал через знакомую, с которой вместе работали. Потом выяснил, с какими сложностями это сопряжено. Только благодаря смелости приснопамятного архимандрита Алипия удалось в монастырь попасть. Пробыл там три года, пришлось уйти учиться в семинарию. Но я уже был иноком, путь был положен. Благодарю Бога, что тогда увидел много настоящих старцев, монахов-подвижников: схиигумен Савва, отец Иоанн Крестьянкин... Были богатыри духа, действительно старцы, умудрённые жизнью, опытом.

- Сейчас монастырь поменялся?

- Всё меняется. Современный человек уже не такой. Тогда монахи были из крестьянства, трудолюбивые люди, хозяйство монастырское крепко вели. Почти половина братии - фронтовики, закалённые в боях, в гонениях. Крепкие духом люди.

- Вы получили специальность фельдшера. Получается, что вы и тело врачевать можете, и душу?

- Теперь-то я никого не могу врачевать. Потому что медицина так шагнула вперёд, что те знания, что я получил - на уровне медбрата. А поступал затем, что в семинарию невозможно было поступить в то время, из монастыря это было проще сделать. Надо было учиться. Вот и получил образование, так скажем, довольно близкое к духовному.

- Навыки фельдшера вам пригодились?

- Первую помощь приходилось оказывать, уколы поделать, перевязки. Но и сейчас могу любые инъекции сделать, перевязать, как это положено.

ДАВЛЕНИЕ БЫЛО УЖАСАЮЩИМ

- Религиозные репрессии вы видели собственными глазами?

- Конечно. У меня мама пела на клиросе и с раннего детства в церковь водила. Я застал хрущёвские годы. Давление действительно было ужасающее. Там маму несколько раз вызывали, обещали отнять ребёнка, так как она его неправильно воспитывает. В школе был прессинг постоянный. Там я один был такой.

- Зачем же, вместо того, чтобы стать обычным пионером, комсомольцем, вы рвались в монастырь?

- Думаю, что с помощью Божьей всё можно было вытерпеть. Вот такой эпизод: в школе побили меня, обзывали попом, монахом, даже архиереем, видимо, пророчески. Пришёл домой с плачем. Мама расспросила, мы с ней сели, она нашла и стала читать переписанные от руки житие мученика Ореста, какие он претерпел мучения за Христа. Она меня спрашивает: разве то, что тебя побили, сравнимо с тем, что перенёс этот мученик. А за этих людей, говорит, нужно молиться. Они больные, заблудшие, обижаться не надо. Как Христос делал, так и мы должны. Но странное дело, когда стал постарше, была учительница, которая всегда неприязненно относилась ко мне, старалась неожиданно спрашивать на уроках. Но я всегда был начеку, отвечал. И ей скрепя сердцем приходилось ставить «4». И чем больше она на меня нападала, тем больше у меня появлялась какая-то радость. Она начинала ехидничать, ёрничать по поводу религии, а мне наоборот становилось веселее. Радовался, даже не скажу почему. Наверно, Господь помогал. Она ругалась: «Что такое? Ничем его не прошибёшь, всё улыбка какая-то на лице!»

- Некоторые из них, наверняка, верующими были, крещёными?

- Они только приняли крещение, а веры у них не было. Ведь принять крещение и быть христианином - это разные вещи, всё должно развиваться, человек должен расти. Посадили зёрнышко, оно дало росток. Его же надо поливать, ухаживать за ним, от вредителей защищать. Так же и здесь: крещение— зерно. А если его не поливать, сколько оно проживёт? «Поливать» нужно Таинствами Церкви, нужно жить жизнью Церкви. Человек, как на дереве прививка. Черенок к дереву привили, он приживается и начинает расти, потому что питается соками этого дерева. А если не будет ими питаться, то засохнет и погибнет. Мы питаемся соками великого дерева Церкви.

ЦЕРКОВЬ - БЕДНА

- Вас несколько раз назначали настоятелем разрушенных храмов, которые нужно было восстановить, и обе епархии, которые вы возглавляли — новосозданные. Почему вас часто назначают строителем?

- К сожалению, далеко не всё наше духовенство стремится этим заниматься. Это же сложное дело, особенно в наше время. Церковь, вопреки расхожему мнению - бедна. И мы не можем сами всё строить, вынуждены просить людей о помощи. Слава Богу, что они в России есть. С их помощью всё созидалось, потому что одному человеку это сделать невозможно.

- Но в СМИ периодически появляются истории о священниках на спортивных авто, живущих совсем небедно?

- Это очень сложный вопрос. Если мы видим некоторых священников, которые, скажем, не совсем правильно живут, это создаёт впечатление о том, что якобы вся Церковь такая богатая. Нет. Она бедна. Не сказать, что нищенствует, но совсем не в том состоянии, чтобы она могла строить храмы, особенно сейчас. Сложности кругом. И в государстве экономические сложности, и у нас, потому что мы все взаимосвязаны. Люди обеднели, уже не могут жертвовать. А мы же тоже должны всё оплачивать: коммунальные услуги, налоги. В таком положении что-то делать сложно. Но останавливаться нельзя. Что в наших силах, мы должны созидать. Для чего строить? Храмов-то, конечно, можно много настроить, но само-то здание никого не спасёт. Храм для того делается, чтобы в нём была духовная жизнь, чтобы здоровая церковная община создавалась, люди воспитывались в духе Церкви, чтобы шла жизнь духовная. А само-то здание... Есть храмы, стоят, а в них ужё нет жизни.

- Но вы - епископ, можете повлиять на священников, которые создают плохое впечатление о Церкви.

- Везде, наверно, такие бывают экземпляры. Во всяком случае, когда были ставленники, кандидаты в священники, старались выбрать таких людей, которые действительно шли служить для пользы Церкви. Это видно: как человек себя ведёт, как относится к богослужению. Действительно ли он Богу служит, или это временщик, приспособленец. И апостолы говорят: «Руку ни на кого не возлагай поспешно, чтобы не быть тебе соучастником чужих грехов». То есть рукоположение поспешно совершать нельзя, нужно сначала человека изучить, понять, действительно ли он человек церковный. Долг каждого епископа - внушать духовенству, каким должен быть священник настоящий.

ЗА МНЕНИЕ - НЕ НАКАЖУТ

- Вы в 90-е попали в Брянскую епархию с архиепископом Мелхисидеком, который служил в Екатеринбургской епархии и оттуда ушёл со скандалом, обвинялся в коррупции, чревоугодии. Перевод в Брянск тогда воспринимался, как наказание.

- Мне об этом, например, вообще ничего не было известно, впервые услышал об этом сейчас от вас. Насколько я понимаю, что одна из причин перевода была в том, что он почитал царственных мучеников, и первый совершил крестный ход и установил крест на месте Ипатьевского дома, где была убита царская семья. В то время ещё этот вопрос был спорный и тяжёлый. А в Брянскую епархию он меня пригласил для организации монастыря. Святейший покойный Алексий требовал, чтобы они были организованы в епархиях. Но, к сожалению, там монахов не было. Владыка Мелхисидек меня пригласил, я просьбу его уважил. Он сейчас на покое, замечательный человек, пастырь из старых священников. У него трагическая судьба, во время хрущёвских гонений его матушка оставила, он один воспитывал четверых детей. Службы, как помню, наизусть знал.

- Владыка Мелхисидек почитал царскую семью, а епископ омский Николай был известен тем, что в 1997 году на Соборе выступил против канонизации. По его мнению, царь виноват, что «по доброй воле отказался от престола» и в смерти православных Новомучеников.

- Во-первых, когда я знал владыку Николая, был совсем мальчиком, и такого вопроса даже не стояло. Царская тема была под строгим запретом. А то, что владыка так выступил в 97-м - это, видимо, его личное мнение. Почему он против выступил - не знаю. Нe думаю, что отречение было добровольным. Император вынужден был это сделать, его предали все, отказались, поставили условия. Во всяком случае, он был человеком благочестивым, можем видеть, что он посещал монастыри, нёс мощи, присутствовал при канонизации Серафима Саровского, создавал храмы. Разве мог человек преступный, низкий такие поступки совершать? Не думаю.

- Но довольно радикальное мнение владыки Николая имело место быть. Сейчас же, как рассказал протоиерей Всеволод (Чаплин), в церкви нет возможности свободно высказываться, существует лишь мнение Святейшего Патриарха. Если выскажетесь по-другому — последует наказание. Есть ли в современной Церкви место спорам?

- Мы все представляем единую Церковь. И вопросы общецерковного мнения должны быть едиными. Каждый епископ должен позицию Церкви высказывать. Но, кроме неё, у него есть и личные мнения, о которых можно говорить. Есть такие вещи, в которых даже архиерей не может иметь личного мнения. Например, догматы Церкви, уставы. Это не подлежит никакому обсуждению. Но естественно, что по другим вопросам, у нас у каждого есть своё мнение. И я думаю, что если выскажу свою позицию, не от лица Церкви, вряд ли Святейший Патриарх будет меня преследовать. Естественно, против мнения Церкви мы выступать не должны, будет раскол. Отчего ереси возникали? От того, что люди своё личное мнение выдавали за мнение всей Церкви. По определённым политическим вопросам, общественным, Церковь высказывает мнение, и мы должны быть с ней едины. Я могу быть с этим не согласен, могу сказать кому-нибудь об этом в приватной беседе, или даже вот так, вам. Что есть официальная позиция, я её исполняю, но с этим не совсем согласен. Но публично нельзя этого делать, анархия наступает. Везде должно быть послушание. Но я ещё раз говорю, не думаю, что если своё мнение выскажу, и подчеркну, что это моё мнение, кто-то будет меня преследовать.

Павел ДМИТРИЕВ.

dpa@province-pskov.ru

Фото автора


В следующем номере читайте вторую часть интервью. Об иеромонахе Фотии и шоу «Голос», монахах «от телевизора и батареи» и о том, как жениться, чтобы не развестись через 2 месяца.


Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта