Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690) 
 
 
20 2018, четверг, 03:15

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №2 (9753), 20/01/2016

Бог свободу дал всем: сам выбирай дорогу

С епископом Великолукским и Невельским Сергием мы побеседовали о возможности строительства новых храмов в епархии, беспокойстве о монашестве, уродливом духовничестве. И о любви.

(Окончание. Начало в №1 «Псковской провинции» от 13.01.16: "Храмов настроить можно, но само здание никого не спасёт")

- В Великих Луках почти нет храмов. В прошлой своей епархии вы начали программу «Клинцы-20»: планировали построить 20 храмов. Что-то подобное возможно сегодня?

- Мы там построили 8 храмов и кафедральный собор начали строить. Здесь же очень серьёзно прошлась война, и почти все храмы были разрушены. Только сохранилась одна маленькая Казанская церковь, которая существовала ещё во времена прошлой Великолукской епархии. Вознесенский собор тоже был обезображен: там какая-то база была, склад. Ну вот от него что-то осталось, его удалось восстановить. Мы сейчас начали работу по храму на Успенском Коломенском кладбище, готовим документы. В епархиальном здании на 3-м этаже был храм Святителя Николая Чудотворца. Он тоже постепенно оживает, уже приход есть, службы начались. Но до благоустройства ещё далеко, много проблем, поскольку это историческое здание. Тем не менее, уже 4 храма мы имеем здесь. Такие планы, а уж там, как Господь поможет.

- Но программы по 20 храмам сейчас уже сложно начать?

- Да, это уже сложно. Это уже, можно даже сказать, придётся отложить. Реалии не позволят этого сделать.

- Владыка, вы интересуетесь работой со старообрядцами?

- В Клинцовской епархии был старообрядческий центр в Новозыбкове. У нас Патриархия, а там - Архиепископия. И даже два течения было. Надо сказать, что «беглопоповцы» - это Старообрядческая Древлеправославная церковь - очень замкнутые, с ними сложно иметь общение. Только иногда на официальном уровне у главы администрации встречи бывали. Дичатся они, сложно найти контакт. А вот «белокриничные» - те более общительные. Там был священник адекватный, с ним можно было иметь какие-то отношения. В основном они сводятся к очень слабым контактам. Здесь же нет старообрядцев. У них всё не очень хорошо, эта архаичность уже не удовлетворяет современных людей. Смешанные семьи появляются, и они потом переходят к нам. Собственно говоря, с них же все «прещения» сняты ещё на соборе 70-го года. Не надо их никаким чином принимать, они могут просто приходить в наши храмы. Бывает, приходят. Ассимиляция идёт.

- Вам интересна работа с другими христианскими церквями?

- Мы же не занимаемся прозелетизмом, чтобы обращать католиков. Как любые христиане, мы должны в мире жить и с католиками, и с любой другой религиозной конфессией или общиной. Как и должно христианам делать. Враждовать мы не должны, никого Христос к этому не призывает. «Христос - Мир наш», - говорят апостолы. Поэтому со всеми нужно иметь братское доброе общение. Они, если увидят в нас добрых христиан, то кто-то, наверное, и присоединится к нам.

- В монастыре в Брянской области вы ещё в девяностых открыли Центр для наркозависимых...

- Реабилитационный центр. Эго первая обязанность церкви. Помогать. Больным, страждущим, немощным. Сейчас все возможности есть для того, чтобы Церкви служить народу своему. Вот таким свойственным ей образом. Как было построено в царской России? Вся благотворительная, социальная деятельность была в руках Церкви. Сейчас это не всегда возможно, в основном, по материальным, меркантильным соображениям. А вот посещать такие заведения с целью как-то подбодрить, утешить людей, укрепить их, можно. Многие нуждаются просто в добром слове. Мы приходим к ним, потому что нельзя иначе, это прямой долг. Смотрите, Христос же всех принимал. К нему больные, слепые приходили, блудницы, разбойники - всех принимал и обнимал своей любовью. Так же и Церковь должна делать, потому что она наша мать, а мать всегда своих чад любит и жалеет. Иначе что, мы здесь помолились - а где добро? Скажем, на Страшном суде, читаем в Евангелии, ведь Господь не спрашивает, сколько мы молились, постились, поклонов сделали. А спрашивает о делах добра. Сказано: посетил в темнице человека? Болящего посетил, поддержал? Накормил голодного? Это мы должны прежде всего делать.

- Ваш духовник отец Серафим (Тяпочкин), которого многие ещё при жизни святым считали, никогда не говорил людям: «Я тебя благословляю». Вместо этого он только советовал им что-либо делать. Как вы строите своё общение с паствой?

- Так вот каждому же человеку дана Богодарованная свобода. Вот поэтому существует зло, потому что Бог никого не подавляет: человек свободный. Вот перед тобой два пути: путь жизни и путь смерти - сам выбирай. Мы видим, что большинство людей всё-таки выбирают пространный путь, ведущий к погибели и духовной, и вечной. И поэтому никакой духовник, какой бы он ни был духовной жизни старец, не должен подавлять волю человеческую. Вот батюшка Серафим говорил: «Я бы посоветовал сделать вот так». А когда человек говорил: «А может быть, вот так, батюшка?» - «Ваша святая воля». То есть, как хотите, так и поступайте. Я вам посоветовал. И человек, верящий в силу духовничества и благодати Божьей в этом старце, конечно, принимал , его совет. И так любой духовник делать должен. Нельзя так - я тебя благословляю! - а человек совершенно к этому не готов. Были случаи такого уродливого духовничества. Если услышите, что духовник постоянно: «Я, я, я», - значит там нет настоящего духовничества, это не Божий дух, это дух гордыни, желание властвовать над наследием Божием. Бог свободу дал всем.

- Современное монашество вызывает у вас беспокойство. Пропал дух христианский?

- Скажем, дух-то никогда не пропадёт, он всё равно есть в людях. Но, конечно, многое изменилось в теперешней жизни монастырской. В основном монастыри ведь питало крестьянство. Они умели всю крестьянскую работу делать, монастыри этим жили. Сейчас деревня почти умерла, и все современные люди уже не умеют и не хотят учиться этой работе. Они выросли в квартирах около батарей, около телевизоров. Поэтому у них уже нет этого горения духа. Потом прекращение гонений расслабило людей. Иоанн Златоуст говорит интересную вещь: истинная свобода церкви тогда, когда она гонима. Да и люди не те: духовно повреждены, слабы. Скажем, монахи сейчас из монастыря в монастырь переходят. Непослушание, ропот, нетерпение, послушания не нравятся. Почему? Подумал: мы же, можно сказать, из прошлого века, могикане. А детство вспоминаю: мы все почитали и слушались своих родителей. Выскочишь на улицу побегать, там ребята по 17-18 лет. Мать выходит, кричит: «Витька, Ванька, домой». «Ой, мать вышла», - и сразу все по домам разбегались. Это воспитывало послушание и уважение к старшим. А теперь прыщавый юнец лежит перед телевизором, мать скажет - пойди, помоги. «Да пошла ты!». Если они своих родителей не почитают, то как они нас-то будут слушать? Почему это изменилось? Благодаря большевизму, который разрушил все устои жизни. Корни были вырублены. Ничего плохого нет в том, чтобы слушать и уважать своих родителей. За их почитание Бог обещает долгую жизнь и благоденствие.

- Иеромонах Фотий недавно прославился: во время Рождественского поста участвовал в шоу «Голос». Патриарх его поздравил с победой. Станут ли для монахов нормой такие выступления?

- Для меня, по крайней мере, это странно. Как монах во время поста где-то там поёт?

- Вы бы не благословили его?

- Разумеется, не благословил бы. Пусть он в другое время, в пасхальный период поёт, выступает. А постом Рождественским... Да и вообще, как монаху участвовать в шоу? Мне это непонятно.

Епископ Сергий (Булатников)


- На сайте епархии есть раздел «вопросы-ответы», многие связаны с семейной жизнью. В России процент разводов зашкаливает.

- Зашкаливает.

- С чем вы это связываете?

- С отсутствием христианского воспитания и гордыней. Ведь брак - тоже крест, испытание. Двое встретятся - юные, горячие, красивые, молодые. И у них мысль, что они друг для друга созданы: прекрасные глаза, красивый голос, походка, внешние данные. Но одно дело встречаться под луной, другое - жить вместе. У каждого человека свои недостатки, странности. Это надо же терпеть, понять другого человека, стать его частью. Брак складывается, когда стараются что-то друг другу прощать. Восторги любви быстро проходят, потом начинается неизбежная проза жизни, когда нужно трудиться, обеспечивать семью, заниматься домашним хозяйством. И, может, к середине жизни приходит глубокое, настоящее чувство единения. Но терпения нет. Молодежь сейчас - всё и сразу. Что-то не так? Ножкой топнула: «Я с тобой развожусь». Так всё легко и просто. Не хотят терпеть, а надо. Что-то прощать, что-то исправлять любовью своей. Некоторые в вечном поиске находятся, по 4,5 раз женятся. В лучшем случае это всё превращается в долголетнее мирное сожительство разных людей: «доброе утро» друг другу говорят, и расходятся по своим делам. Но это же не семья. Семья должна быть любовью спаяна. Одно целое - отец, мать и дитя по образу Троицы, один дух, одно тело. Это понятие утрачено. Сегодня пылкая любовь, а через 2-3 месяца охлаждение. И ведь дети от этого страдают. Они появляются, а потом у них второй папа, третий. Это уже травма для ребёнка.

- Может, тогда современному нетерпеливому человеку вообще не жениться?

- Но как? Жизнь же должна продолжаться. Если люди думают в брак вступить, если они верующие хоть как-то, надо обратиться к священнику, побеседовать, чтобы он им рассказал, что такое брак, как к этому подходить. Чтобы они уже не делали поспешных шагов, а смотрели вперёд: получится ли что-нибудь с этим человеком в жизни. Раньше как было? Сейчас это считают жестокостью, домостроем. Одна старушка мне рассказывала: «Отец утром говорит: девка, пора тебя замуж выдавать. А я боюсь спросить: «Пап, а за кого ж?» - «Да вот Яшка с той деревни». - «Ах, он же страшный! Косолапый, рыжий, я за такого не пойду». - «Отец скажет - и пойдёшь. Люди работящие, не пьяницы, самостоятельные, ничего плохого за ними нет». Не нравился, потом привыкла. И всю жизнь с ним счастливо прожила». Потому что благословение родительское на ней было. Это же Божье благословение. А теперь молодым нужна «любовь». А они же даже не понимают, что такое истинная любовь. Страсти выдают за неё, и даже кощунственно говорят: «Давай займёмся любовью». Это же духовное понятие, единение душ человеческих, прежде всего. И она не сразу возникает, её надо возгреть, возрастить. Она прежде всего духовная, платоническая. Физическая сторона жизни - приложение. А у нас наоборот: сначала страсти. А потом рушится семья.

Павел ДМИТРИЕВ.

dpa@province-pskov.ru

Фото автора

Оцените статью:


Комментарии

Анастасия | 21/01/2016 10:00
Спасибо, Батюшка!

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ПРЯМОЙ ВОПРОС

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта