Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694) 
 
 
18 октября 2018, четверг, 13:37

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №7 (9758), 25/02/2016

Католический священник Кирилл (Горбунов): "Когда Патриарх и Папа обнялись, было ощущение освобождения"

Историческая встреча Патриарха и Папы в кубинской Гаване, скорее всего, поставила обе Церкви на путь воссоединения. Стоит ли ждать этого в ближайшие годы, и как оно может произойти, рассуждает католический священник Кирилл (Горбунов), пресс-секретарь Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, который был на Кубе во время исторического события.

- Вы были на Кубе. Расскажите, как происходило историческое событие вашими глазами?

- Я был там как журналист, как пресс-секретарь Архиепархии Божьей Матери в Москве и впервые участвовал в событии такого уровня. У меня было наивное предположение, что я смогу увидеть всё своими глазами. Но на самом деле, когда оказался на месте, увидел, что вместе с Папой и Патриархом приезжают огромное количество журналистов, свой «пул» есть и у того, и другого. И даже многие из них не были допущены на саму встречу. Поэтому была возможность увидеть прилёт Святейшего Патриарха, прилёт Папы и его отлёт, участвовать в нескольких богослужениях, связанных с прилётом Святейшего Патриарха и кардинала Коха, который возглавлял ватиканскую делегацию. Но саму историческую встречу увидеть своими глазами не удалось. Видел её, как и все, на экране телевизора, который был установлен в пресс-центре.

- Какие у вас впечатления от встречи?

- Прежде всего, было ощущение радости. Радости, потому что до последнего момента было какое-то опасение: вдруг Папа и Патриарх встретятся как два общественных деятеля, пожмут друг другу руки вежливо... Когда они обнялись и расцеловались, вернее сказать, облобызались как два церковных иерарха, было ощущение глубочайшей радости и освобождения. Потому что как много, очевидно, было причин, чтобы откладывать эту встречу так надолго, и вот она состоялась.

- Как вы оцениваете результаты встречи: совместную декларацию, которую подписали Патриарх и Папа?

- Для меня самым сердцем этого документа являются слова - они там звучат, что для меня огромная радость - о Богозаповеданном единстве Церкви. Разумеется, есть насущные, в высшей степени важные проблемы, к решению которых призывает этот документ, но главным, по сути, является признание, что мы призваны быть единой Церковью и делать всё возможное, чтобы позволить Богу привести нас к этому единству. Это очень важный ответ для людей, которые полагают, что разделение Церквей имело неким образом промыслительный (по Промыслу Божьему. - Прим. авт.) характер: разделились - и хорошо. Что на Западе всё равно нет ничего хорошего, или - не важно - на Востоке. Это единство на самом деле является заповеданным Богом, и нужно к нему стремиться. Все наши остальные усилия: свидетельство о христианских ценностях в современном секулярном мире (мирском, светском. - Прим. авт.), защита семьи, помощь нашим братьям-христианам в различных местах, где они страдают от гонений - всё это проистекает из этого единства, которое Бог заповедал, и Он же его и созидает.

- Обе Церкви, если брать текст документа, согласны по многим непростым вопросам: позиция по Украине, Сирии, абортам, гомосексуальным бракам. А что разделяет сегодня две Церкви?

- Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть. У меня до сих пор живы воспоминания о том, как однажды, зайдя в один из крупнейших монастырей Москвы, в книжную лавку - было это лет 15 назад, я нашёл брошюру с грифом «По благословению...», где говорится о Католической Церкви как о неоиндуистской секте, которая поклоняется своему пантеону богов и никакого отношения к христианству не имеет. Это, конечно, очень «крайний» пример, но на бытовом уровне у людей в России примерно такое представление о Католической Церкви. Что это такое странное, отдалённо похожее, но тем более чуждое и непонятное явление, которое многие наши сограждане не отождествляют с христианством. Поэтому для меня очень важно, что эта встреча помогла почувствовать самое существенное, о чём говорил Папа Бенедикт какое-то время назад, что существует почти полное единство. Ёдинство, которое между нами есть, намного сильней того, что разделяет наши Церкви. И об этом напомнил Папа Франциск около года назад, что существует, помимо догматического единства, и мир мучеников, которые перед Богом взывают о том, что они уже едины. Начинать нужно именно с этого: между нашими Церквями существует огромное глубочайшее единство. Мы признаём фактически существование действительности Таинств, действительности Пресвятой Евхаристии - самое существенное, что есть в Церкви. Если мы признаём подлинной Евхаристию, которая совершается в Церкви друг друга, то это, в общем, означает что-то фундаментальное. Мы не можем общаться пока: не можем служить, не имеем права причащаться друг у друга, но, тем не менее, это означает огромную степень единства и относительность тех проблем, которые нас разделяют.

Имеются некоторые противоречия догматического характера, они, во многом, разъяснены. Будь то Богородичные догматы, которые приняты в Католической Церкви, или разница литургического характера. Есть очень важный ватиканский документ «Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа», его можно найти в Интернете. Там разъяснена позиция по этому вопросу, приведены различные точки зрения, которые, мне кажется, довольно исчерпывающе отвечают на этот вопрос. И, конечно же, самой существенной проблемой является вопрос лидерства в Церкви, вопрос первенства во Вселенской Церкви. Патриарх Кирилл встречался с Папой как предстоятель одной из православных Поместных Церквей, тогда как Папа встречается как глава всей Католической Церкви. И вот в этом месте существенная разница. Католики верят, что по Божьему установлению именно епископ Рима является Главой Вселенской Церкви на земле. Разумеется, это не означает отрицание того, что Христос является Главой Церкви. Разумеется. Но римский епископ осуществляет руководство, ему вверены бразды правления как преемнику апостола Петра. Мы убеждены, что на протяжении первого тысячелетия это первенство признавалось другими Патриархами и осуществлялось. Но вот каким образом можно к этому вернуться? Это звучит в Католической Церкви. Папа Иоанн Павел II предлагал, давайте вместе размышлять о том, каким образом мы можем вернуться к тому единству, что существовало в первом тысячелетии. И на самом деле продолжало существовать и дальше, потому что представление о том, что в 1054 году Церкви разделились, исторически не очень точно. Те анафемы, которые были провозглашены, это анафемы между конкретными людьми, которые прекратили действовать со смертью этих людей, как и любая анафема (Анафема - отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения. - Прим.авт.). Поэтому мы можем думать, как вернуться к этой степени единства. Разумеется, не в буквальном смысле, что мы должны регрессировать на тысячу лет назад, а именно сегодня открыть, каким образом можно снова переживать такого рода единство в современном мире, где иная степень коммуникации, иная жизнь. Мы уверены, что если следовать Воле Божьей, такое единство возможно.

- Значит, эта встреча - шаг к возможному объединению, а не политическое событие?

- Мне кажется, что слова о единстве, к которому мы призваны, об общей традиции - это именно об этом. В современном мире, где люди смотрят на любую религию как заведомый источник ненависти, насилия, потому что религия - всегда утверждение неких абсолютных ценностей. Люди говорят, что ради своих абсолютных ценностей вы готовы убивать, готовы отрицать свободу других людей и, главное, мы видим, что вы не в состоянии примириться друг с другом, хотя проповедуете евангельскую любовь. Хотите нас учить, а сами не можете друг с другом примириться. Не то, что примириться, а даже встретиться друг с другом не можете. И вы нас будете учить, что мы должны быть миролюбивыми, добрыми? Эта встреча исправила это глубочайшее несоответствие между тем, что декларируется Церковью, и тем, как она поступает.

- Если объединение случится, то, наверняка, не через одно десятилетие. И обеим Церквям придётся идти навстречу друг другу в ряде догматических вопросов. Не случится ли расколов внутри Православной и Католической Церквей, из-за согласия по «больным» многовековым вопросам? Как им воссоединиться в своей полноте?

- Каким образом это единство возможно, сейчас не знает никто. Действительно, есть разные уровни диалога, который происходит между конфессиями: есть богословский диалог. Людям иногда кажется, что эта встреча в некоем безвоздушном пространстве произошла, что между нами нет никакого диалога. Диалог идёт. Давно и довольно плодотворно. Существует богословский, культурный, иерархический диалог. Ёго яркое проявление мы только что видели. Очень важно, чтобы происходил диалог на уровне простых верующих людей. Прежде всего, через совместное служение, дела милосердия, благотворительные инициативы. Которые затем, возможно, будут вести к совместной молитве, если не Евхаристическому, то молитвенному общению. Единство Церкви не может произойти через «встретились, подписали документы», а теперь остальным придётся с этим разбираться. Это должно прорасти органично через жизнь людей, через единство, которое происходит, например, сейчас между Старообрядческой и Русской Православной Церквями. Есть изменение отношения. Какие-то разделения, которые казались необратимыми, фатальными, на самом деле могут со временем исцеляться. Мы видим, что на другом уровне какие-то вещи можно решать. И надо дать время Богу свободу действовать, и Он каким-то образом нас к этому приведёт, если мы будем сотрудничать. Есть разные модели богословского, юридического характера, но думаю, что история покажет, каким образом это возможно.

Павел ДМИТРИЕВ.

dpa@province-pskov.ru

Фото из архива отца Кирилла и patriarchia.ru

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта