Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668)  №20 (9667)  №19 (9666)  №18 (9665)  №17 (9664)  №16 (9663)  №15 (9662)  №14 (9661)  №14 (9712)  №13 (9660)  №12 (9659)  №11 (9658)  № 10 (9657)  № 9 (9656) 
 
 
23 2018, вторник, 22:45

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №10 (9761), 16/03/2016

Протоиерей Андрей: "Пост - это твоя тайна, а человеку приветливо улыбнись"

Пост - явление для нерелигиозного человека странное. Непонятно, как отказ от мяса может помочь душе, сделать человека добрее, например? Да и цены на фрукты, овощи и орехи сегодня такие, что поститься выходит дороже, чем жить обычной жизнью. О том, зачем многие псковичи соблюдают начавшийся на этой неделе Великий пост и как из-за него не навредить здоровью, мы поговорили со священником Андреем (Большаниным), настоятелем храма святителя Василия Великого (Василия-на-Горке).

- Пост — особенно Великий — сегодня стал модным среди людей, которые в храм приходят редко.

- Думаю, что это всё-таки не мода. Мода - это диета какая-нибудь. А эти люди пытаются хоть что-то сделать для Бога и для души. Единственное, что у них может быть попутная мотивация только похудеть. Пост - не диета, хотя если он будет очень строгим и суровым - однозначно человек похудеет. Но если есть булки, кашу, пусть и на воде, но много, то вес можно наоборот набрать. Объяснение Великому посту прп. аввы Дорофея такое: если отбросить все субботы и воскресенья, которые идут с послаблениями, и Страстную седмицу, которая присоединяется к Великому посту, то оставшиеся дни составят 10-ю часть от года. Эго духовная «десятина» Богу. Пост имеет силу, даже если он не осмысленный. Пища нас, как говорит апостол Павел, не приближает к Богу, и не удаляет. Но без поста и воздержания никакого духовного совершенствования быть не может. Мы же двусоставные: есть душа и тело. Сытый голодного не разумеет. В 90-е историю рассказывали: встречаются два друга -богатый и бедный. Бедный говорит, что 3 дня ничего не ел. Богатый отвечает: «Ну, надо себя заставить». Разное мышление. Чтобы его не было, нужен пост. Человек начинает понимать чужую боль, когда себя ограничивает. Воздержанность во всём должна быть у каждого человека, иначе он пресыщается и превращается в такого духовного поросенка.

- Отказ от еды помогает душе?

- Да. Но мы не полностью отказываемся от еды. По сути, пост сейчас ослабленный, Церковь снисходит к современным людям. В условиях современной жизни людям стало тяжело поститься. То ли организмы стали слабее, избалованнее, то ли ещё что-то. Даже отказываться от мясной и молочной пищи - уже сложно теперь людям, очень сложно. Но это хоть какой-то подвиг ради Христа. Потому что вера не только на словах. Сейчас многие любят говорить - у меня Бог в душе. Люди в храмы ходят, с ума сходят, а вот я сижу на диване, бездельничаю, но у меня Бог в душе. Вера выражается делами. Нет дел - нет веры. Люди церковные служат Богу в буквальном смысле слова: вечером и утром молятся, в воскресенье - хочет, не хочет - идёт в храм и стоит службу. А они у нас продолжительные в посту. Казалось бы, понятен их подвиг и мотивация, но некоторым образованным и неглупым людям этого просто не понять. Как сытому не понять голодного. Якобы они «сыты» мудростью, а верующие люди испытывают «голод» духовный. Поэтому и готовы поститься, молиться и многое другое делать, чтобы Бога в жизни обрести. Когда человек начинает ограничивать себя в пище, у него душа становится более чувствительной к духовной жизни, она «раскрывается», человек начинает вспоминать грехи, плакать о них, сострадать, сожалеть. Душа очищается в буквальном смысле этого слова.

- На Всеправославном соборе хотели обсудить вопрос о посте. «Постный» устав писался для монахов, живущих в Средиземноморье, а не для обычных людей.

- Нашим Патриархом все вопросы о постах сняты с обсуждения, и ничего не будет изменено. Многие традиции у нас вышли из монашеской среды, но не все посты оттуда. Церковь - единый народ Божий и монахи - тоже часть этого народа. Православным мирянам в древние времена настолько полюбилось монашеское рвение и особое воздержание, что они стали принимать монашеские традиции. Эго не было навязано. Не Патриарх вдруг сказал, что завтра будете поститься ещё 40 дней. Традиция постепенно развивалась. Все миряне хотели уподобиться подвижникам, и в течение сотен лет это делали. Если сейчас всё взять и отменить, потому что мы стали более ленивыми -это будет шаг к погибели. И так обмирщение всех нас коснулось. Сегодня отменим «ненужные» посты, завтра - нужные, послезавтра, что в храме не нужно долго молиться. Так и было на II Ватиканском соборе у католиков. Чтобы привлечь людей в храм, они отменили многие вещи. В итоге отток верующих усилился. Если кто-то не хочет поститься, это его право, но ответственность за это на нем самом.

- Современному человеку реально соблюдать пост полностью?

- Почему нет? Устав и так сейчас уже смягчён. Некоторые говорят, что миряне должны соблюдать сухоядение, есть неварёную пищу. Монахи пусть это соблюдают. Миряне - кто как может. Если здоровье, образ жизни не позволяет, то человек просто ограничивает себя в мясном, молочном и от рыбы в строгие посты, но пищу себе сварить может. Великим постом и масло растительное запрещается. Если человеку посильно это - пожалуйста. Если нет - ни один священник не осудит, когда человек себе картошку пожарил. Это всё касается людей со средним здоровьем. Для больных, кто за эти рамки выходит, есть врачи. Если пост приведет к большим проблемам со здоровьем и усиление болезни, с ними пусть поговорит. Может, диету посоветуют. То же самое для беременных, кормящих женщин и малых деток. Им пост не нужен, если только условный. От сладостей и мясного отказались, и все. Как мама решит, чтобы здоровью ребенка не навредить. Младенцам вообще пост не нужен.

- Как совмещать пост с неверующими родственниками, корпоративами?

- Если отроку 9 лет, он кушает то, что ему мама сказала. Можно, конечно, попросить, уговорить постную пищу готовить, но как мама решит. Лишнюю котлету можно не есть, по крайней мере. А если человек самостоятельный, кто ему может запретить? Если муж категорически против постящейся жены, то она же готовит. Пусть приготовит себе отдельно. Какие-то уступки всегда можно сделать. Как и везде: нужно договариваться.

Корпоратив корпоративу рознь. Есть такие, куда ходить не нужно и не в пост. Если же у коллеги «круглая» дата, ребёнок родился, и человек на радостях - то можно принять участие, что в этом плохого? Съесть кусочек тортика. Как говорили святые Отцы - пост всегда с тобой. Разделить с людьми радость, любовь - выше условностей. Но у нас же бывает, что человек в ресторане на корпоративе себе заказывает то, что сам желает, и не только рыбку, но и поросёнка, медвежонка - всё, что было. Объелся больше остальных. Это уже грех.

- Я больше спрашиваю о еде, но смысл поста — не только в ней?

- Свят. Иоанн Златоуст видел смысл поста в том, чтобы за счёт того, что меньше и проще есть, сэкономить деньги и раздать их нищим. На Руси, например, богатым в пост нельзя было рыбу есть, а бедным - можно. Потому что богатый мог себе позволить всё, а у бедного была только редька, квас, хлеб и рыба, если получится выловить. Что поймал, то и съел. У нас сегодня такого разграничения нет. Бедная бабуля идёт и кается, что масла растительного поела, а у богатого такое изобилие постное на столе и каяться не в чем. Поэтому когда в посту положена икра, а денег на нее нет, бабуля бедная может и рыбку поесть, и не согрешит. В пост должна быть скромная пища. Богатый? Ущеми себя. Без любви поста не бывает. Некоторые начинают из себя принимать вид постников суровых и становятся к людям неприветливыми - это никак не связано с жизнью христианства.

- Но в пост нужно отказаться от развлечений?

- Да, воздержание и в супружеской жизни, от походов по увеселительным мероприятиям, многие верующие в посты телевизор никогда не смотрят.

- Если отказываться от привычного образа жизни, как не принимать вид постника?

- Так вид же заключается не в том, чтобы все видели, как ты отплясываешь в кабаке. Вид в том, чтобы у тебя лицо было приветливое. У нас вообще с этим проблема в обществе, все ходят понурые, злые и недовольные. Это вообще недопустимо для всякого христианина. Когда с человеком общаешься, на лице должно быть написано, что ты доброжелательно к нему относишься. А когда изображаешь постника: суровый, голодный, злой и поэтому очень благочестивый - это полный бред. Пост - это твоя тайна, твои отношения с Богом, постись, сколько хочешь. А человеку приветливо улыбнись.

- После поста - в праздники — многие «отпускают вожжи»: можно снова поесть. Это не наносит человеку вреда?

- Наносит. Поэтому Бог через одного из пророков в Библии говорит: «...и праздников ваших Я ненавижу». Праздник, конечно, связан с тем, что люди должны пойти за стол, на котором будет и скоромная пища, но люди должны порадоваться не только телом, но и духом. Но если застолье превращается в объедение, когда человека уже тошнит, то это безобразие. Ну, сядь и поешь. Ты же не по морю 40 дней без еды ходил, что ж с ума-то сходить? Порадовались, поели, Христа прославили. Но не так, что потом все пьяные валяются.

- Кафе сейчас стали предлагать «постные меню». Поддерживаете?

- Замечательно. Люди работают, где им ещё есть? А так может человек прийти, кашу постную заказать - дёшево и сердито.

- Сейчас, кстати, наоборот - постные продукты стоят недёшево. Пост обходится дороже праздников.

- Дороже, но смотря, что покупать. Даже в советское время свежие помидоры и огурцы зимой никто не ел. Хочешь поститься со свежими фруктами, продуктами, выращенными в теплицах, заморскими орехами? Конечно, такой пост выйдет однозначно дороже.

А если пост будет со всякими садовыми «закрутками», лапша, картошка, каша, то дешевле, чем в обычное время. Креветки, например, постом допускаются, но не во все дни. Морепродукты можно есть, а рыбу нельзя. Почему? В древности омаров, кальмаров за еду не считали. Их выкидывали, а бедняки собирали, потому что они рыбу купить не могли. И стало считаться, что в пост это можно есть, хоть и не каждый день. Но для нас-то понятно, что креветки и кальмары - дорого. Уставом разрешено, если деньги есть, то можно иногда купить. Но если постоянно креветки «трескать», пост выйдет «золотым».

Павел ДМИТРИЕВ.

dpa@province-pskov.ru

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта