Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)    №4 (9806)  №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668)  №20 (9667)  №19 (9666)  №18 (9665)  №17 (9664)  №16 (9663)  №15 (9662)  №14 (9661)  №14 (9712)  №13 (9660)  №12 (9659)  №11 (9658)  № 10 (9657)  № 9 (9656)  №8 (9655)  №7 (9654)  №6 (9653)  №6 (9704)  №5 (9652)  №4 (9651)  №3 (9650)  №2 (9649) 
 
 
24 ноября 2017, пятница, 04:49

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №18 (9769), 12/05/2016

В науку с первого класса

Инновационные процессы в системе образования сегодня - тема, неизменно пугающая родителей, будоражащая воображение учащихся и раскрывающая творческий потенциал педагогов на новых ступенях профессионального мастерства.

Требования к организации учебного процесса колоссальные, результаты - все больше на перспективу, из-за чего и вопросов возникает масса, и тревога у родителей и учащихся о своем ближайшем будущем, об универсальности и достаточности полученных знаний, о степени подготовленности к поступлению в вузы не исчезает.

Все новшества и эксперименты интересны со стороны, но стоит оказаться в числе участников, и появляется паника и неуверенность в завтрашнем дне. Если же над тобой проводится не один эксперимент, а серия, да еще и обкатка новых технологий... Тут уж лучше разобраться сразу в целесообразности всех инноваций и понять, так ли они новы, как страшны, и наоборот.

Прояснить ситуацию с инновационными процессами в образовании мы решили в беседе с директором МБОУ «Писковская средняя общеобразовательная школа» Татьяной ПОВАРЕНКИНОЙ. Об особенностях организации учебного процесса, внедряемых технологиях, программах, творческой и внеучебной работе учащихся школы «Псковская провинция» рассказывала неоднократно. Инноваций здесь множество, все не упомнить и не перечесть. И вот настало время подвести некоторые итоги и просуммировать результат.

- Татьяна Семеновна, тема школьных инноваций уже много лет в числе самых рейтинговых у всех, кого она каким-либо образом, прямо, косвенно или опосредованно затрагивает. Новшеств много, причем самых разных: не соскучиться и не привыкнуть. А хотелось бы порадоваться за детей. Есть ли повод? Какие из нововведений, на ваш взгляд, уже оправдали себя и помогают детям в долгосрочной перспективе?

- Одно из наиболее серьезных инновационных направлений, по нашему опыту, работа с одаренными школьниками. Это, в первую очередь, организация проектно-исследовательской деятельности. Уже можно сказать, что на постоянной основе более пятнадцати лет работает школьное учебно-исследовательское общество, у нас сложились очень хорошие отношения с различными профильными организациями в этих вопросах, в том числе с Псковским областным центром развития одаренных школьников.

Организацией учебно-исследовательской работы занимаются многие учителя-предметники, работают с учащимися сверхурочно, обучают их основам исследовательской деятельности, вдохновляют, направляют, и в результате ребята создают уникальные работы. Есть учителя, которые особенно активны в этом направлении. Самые результативные работы, пожалуй, у Надежды Павловны Романовой, учителя географии и биологии. Хотя и коллеги не отстают.

Ежегодно учащиеся принимают участие в районных, областных и всероссийских исследовательских конференциях. Неоднократно наши дети получали премии Губернатора в рамках поддержки талантливой молодежи. Совсем недавно в Москве проходил интеллектуальный форум «Шаг в будущее», и ученик нашей школы Степан Михайлов был награжден дипломом третьей степени.

- «Псковская провинция» рассказывала о его успехе, но тут хотелось бы подчеркнуть не только исследовательскую, но и нравственную ценность проведенных юношей изысканий. Ведь предметом глубинного изучения стала история семьи. Такой опыт по определению должен стать примером, не так ли?

- Безусловно, для каждого человека важно знать историю семьи, родословную, почитать предков. Это закладной камень развития личности, осознания себя, своего места в мире. Степан открыл для себя и окружающих уникальную историю своих предков, представителей разных народностей. Там и ветвь «норвежских корней», и представители маленькой, мало кому известной национальности вепс. Семья, конечно, удивительная, но, думаю, многие, изучив свою родословную, могли бы найти не менее интересные линии и почерпнуть новое видение истории страны.

- И с какого возраста учащиеся привлекаются к исследовательской работе?

- В рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов учащиеся начальной школы с 1-2 классы уже занимаются инновационной образовательной деятельностью, то есть вовлекаем в проекты даже самых младших. Даем задания, слушаем, советуем, подсказываем. Бесценно, когда в процессе исследовательской деятельности ребенка поддерживают и направляют родители. Ежегодно в школе проходят конкурсы творческих работ с элементами исследования «Я познаю мир», на которых мы прослушиваем детей начальной школы. Традиционно проводится конкурс исследовательских работ и в районе. Каждый год, начиная с 1999 года, управление образования Администрации Псковского района издает сборник лучших учебно-исследовательских работ учащихся, в которых есть работы наших учащихся и много интересных работ, имеющих практическое значение.

- Пример из жизни начальной школы уместен?

-    В течение двух лет ученица 4 класса Александра Гринчишина изучала подвижные игры, в которые играли её родители, родители одноклассников, их бабушки и дедушки. Девчушка поставила перед всеми вопрос, почему дети меньше стали играть на улице в игры, которые так полезны для развития ребенка
и его коммуникативных способностей. И ответ для всех очевиден - компьютерные аналоги, но ребенок сделал правильные выводы, узнав много полезных и увлекательных игр. Сейчас Саша стала знатоком и пропагандистом игр ХХ века, и я вижу, что во время прогулок группы продленного дня ребята стали играть в эти игры. Взрослым, пожалуй, уже не стоит объяснять, как важно дозировать общение ребенка с компьютером и следить, чтобы оно было исключительно развивающим, но еще более эффективно, когда такие убеждения складываются в кругу друзей-сверстников, и приходит осознание полезности и увлекательности подвижных игр на свежем воздухе. Вот вам и работа маленькой девочки.

Еще один важный момент в этом примере - работа учителя и семьи, тот тандем, который мы всячески стараемся налаживать. Начинаем с младших классов: родители вовлекаются в сотрудничество с детьми, поддерживают их. Интересно - всем! Дети вырастают, а память о них в школе остается.

Так у нас была очень интересная семья Жуковых: у мамы двое сыновей, погодки, оба занимались учебно-исследовательской деятельностью, оба вышли со своими работами на федеральный уровень, были в Москве, оба были призерами всероссийских конференций, сейчас они обучаются в сельхозтехникуме г. Пскова. У них были интересные, практического плана работы. Например, «Можно ли вырастить арбузы в Загорицах?» или «Как вырастить лук-чернушку из семян за год», традиции выпечки бездрожжевого хлеба и приготовления капорского чая. Все работы опубликованы управлением образования Администрации Псковского района, и мы к ним с удовольствием обращаемся.

Вообще, если говорить об учебно-исследовательской деятельности, думаю, это одно из самых благодарных направлений в школьных инновациях. Это не модная тенденция, это уже сложившееся направление школьной работы. Есть дети способные, есть очень способные. Эта работа просто необходима.

- И как далее складываются судьбы школьных исследователей? Вуз, работа и - прощай пытливость ума?

- Конечно, мы отслеживаем судьбы наших выпускников и далее. И надо отметить, что ребята, вовлеченные в школе в учебно-исследовательскую деятельность, загруженные общественной работой, развивающие свои таланты в музыкальной школе, как правило, не только в школьные годы отлично учатся, но, имея навык к самостоятельной работе и самодисциплине, продолжают исследовательскую деятельность и в вузах, участвуют в студенческих конференциях, развивают полученные творческие навыки и спортивные достижения. А мы с гордостью наблюдаем за их успехами по три десятка лет и более.

- Кто-то возвращается преподавателем в родные пенаты?

- В этом - одна из особенностей сельской школы. Из 36 педагогов сегодня ровно половина - наши бывшие выпускники. Это учителя истории, физкультуры, учителя начальной школы, русского языка и литературы, физики. Такой тенденции нельзя не порадоваться: молодые преподаватели уже знают традиции школы и, привнося в них что-то свое, продолжают и развивают. И сегодня есть наши выпускники - студенты пединститута, которые просто горят вернуться в родной коллектив.

- Единые образовательные стандарты сегодня воспринимаются как попытка усреднить учеников, подогнать под некие единые рамки. А как же индивидуальный подход и личностное развитие?


- Хочу отметить, что наша школа является пилотным образовательным учреждением, на котором обкатывались образовательные стандарты, начиная с начальной школы. И сегодня уже можно говорить, что никакого противоречия с индивидуальным подходом в обучении и направленностью на развитие творческого потенциала ребенка стандарты не имеют. У нас около 85 процентов учащихся начальной школы заканчивают первый уровень обучения на «4» и «5». А их участие в творческих конкурсах и учебной исследовательской деятельности, активность в кружковой и общественной работе позволяют говорить о широком раскрытии внутреннего потенциала ребенка. Технологические карты уроков, как всякое нововведение, сначала усложняют жизнь учителя, а затем, наоборот, значительно упрощают изложение материала с уже проверенной, технологически гарантированной высокой степенью его усвоения. Главный плюс данной инновации в том, что применяются методики, заставляющие детей думать и каждый день, на каждом уроке делать свои маленькие открытия. Знания, полученные собственным опытом и размышлениями, не забудутся.

- А как складывается работа с филиалами? Говоря об инновациях, нельзя не вспомнить, что в структуре вашего образовательного учреждения появились удаленные подразделения и, несомненно, есть связанные с этим проблемы.

- Управление образования района нам очень помогает, поддерживает. Но проблем, конечно, много, и далеко не все их можно решить финансированием. Это и организационные вопросы, много технических моментов, связанных с новыми требованиями к образовательным учреждениям. Например, в мае начинаются Всероссийские проверочные работы, которые выполняют ученики четвёртых классов по трём учебным предметам. Чтобы выполнить данный вид независимой оценки качества образования, необходимо проведение ряда подготовительных работ, которые строго регламентированы, так как контрольноизмерительные материалы получаем через Интернет. С этим и пытается в настоящее время справиться заместитель директора по информатизации Алексей Афанасьев, решая все возникающие вопросы с филиалами, например, подготовить техническую возможность участия в ВПР в Залитской основной школе для ученика 4 класса. Но на то и инновации, чтобы не останавливаться и находиться в постоянном развитии.

Ася ЗАМАРАЕВА.

province@pskovline.ru

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта