Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668)  №20 (9667)  №19 (9666)  №18 (9665)  №17 (9664)  №16 (9663)  №15 (9662)  №14 (9661)  №14 (9712)  №13 (9660)  №12 (9659)  №11 (9658)  № 10 (9657)  № 9 (9656) 
 
 
22 2018, понедельник, 08:59

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №31 (9782), 10/08/2016

Блики прошедших лет

- На такой точно белой «Победе» мы с отцом, мамой и младшим братом перевернулись в кювет, а вот этот черный «Баркас» напоминает мне о годах службы в Германии, там много таких машинок было. ГАЗ-51 -вообще очень родная машина, я на нем ездить учился, а свою «Волгу» ГАЗ-24 я привез из Германии, причем купил ее у директора завода «Карл Цайс». Это, конечно, уже другие машины, но - родные страницы моей памяти...

Наш собеседник продолжает экскурсию, и мы понимаем, что автомобили, мотоциклы, мопеды и прочая собранная на участке техника - это его рассказ о себе, о жизни, о целой эпохе: «Москвич-408» - лучшая из советских машин! Это было первое, что я купил, вернувшись из Афгана. Моя первая личная техника - мотороллер «Вятка», потом был «Восход», красный работяга-«Муравей». Красненький «Запорожец» я запомнил по учебе в академии, после Афганистана учился в академии бронетанковых войск имени Малиновского. Так мы с ребятами на какой-то сабантуйчик ехали в пригород на таком «Запорожце» - 8 человек в него помещалось, можете себе такое представить? Веселые времена были... А вот главная редкость «Форд-Перфект» выпуска 1938 года. Их было выпущено всего 70 тысяч штук, по моим данным, в России больше таких нет. Привожу потихоньку в порядок, хотя запчасти и не оригинальные».

Не заметить выставку ретротехники под открытым небом в деревне Тешевицы, что на дороге Псков-Печоры, просто невозможно: уже с трассы приковывают взгляд раритетные машины, а порой и на въезде стоит какая-либо автодиковинка, да еще и украшенная развевающимся флагом. В нашем случае приветственного знака не было, но и в ворота ломиться не пришлось - все открыто. Правда, автора музея Александра Илларионовича Попова пришлось поискать, нашелся со сварочным аппаратом под подготовленным к покраске с заклеенными фарами и слоем шпатлевки древним «УАЗиком».

К вниманию журналистов и экскурсантов хозяин привык, но и временем своим поделился охотно, хотя оно у занятого человека - на вес золота, и работа ждет интересная, и новых планов громадье, да еще и огород, и куры, и собаки - все требуют внимания. На вопрос, как возникла идея музея, Александр только пожимает плечами: «Да не было никакой идеи, просто так само собой получилось. Можно сказать, пришлось открыться по требованию трудящихся». Это сейчас к Поповым на участок заезжают ведомственные делегации и организованные группы туристов чуть ли не со всего света: и американцы, и немцы, и итальянцы, и французы, и прибалты, по обобщению хозяина - «весь интернационал». А началось с того, что задумался, чем большой участок украсить.

Когда служил в Германии, обратил внимание на традицию украшать участок у дома цветами и малыми формами, оригинально, заметно отличаясь от других. И на своем участке захотелось повторить этот опыт. Места много, площадь протянулась вдоль трассы. Домик был старенький, требовал капитального ремонта, зато сарай - крепкий, хоть и столетней кладки, да завален всяким древним хламом. Впрочем, выбросить бытовые приборы и иные раритеты раннего послевоенного времени у хозяйственного «технаря» не получилось. Александр Илларионович сделал хлам основой домашнего музея советского периода, который организовал на скорую руку для показа друзьям. Друзья неизменно приходили в восторг, а потом стали и сами пополнять коллекцию сохранившимися на чердаках бликами советской эпохи.

Нынешний музей - отдельно стоящая на площадке с техникой изба - наполнен телефонами, радиолами, древними телефонными аппаратами, швейными машинками, стеклянной тарой самых замысловатых очертаний и прочими разностями прошлого века с неизменным сопровождением в виде плакатов, портретов, вымпелов соцсоревнований, и даже вполне себе ростовым памятником Ленина с пионером. Впрочем, памятник стоит у входа в избу соцпогружения, а самое ценное - знамя кол-лектива-героя социалистического труда - венчает начало автоэкспозиции, напоминает, сколько усилий и кропотливого труда вложено во все эти экспонаты, чтобы они не ушли в металлолом, а превратились в хранителей времени.

Первым экспонатом из автотехники стал старый мотоцикл на лужайке, предложенный соседом. Когда после него подарили древний мопед «Рига-16», Александр только обрадовался, узнав старого знакомца. Некогда именно этот «мотик» был предметом вожделений восьмиклассника, выросшего в семье начальника по эксплуатации автобазы и проведшего все детство в гаражах. Ради того, чтобы купить у соседа свой первый мопед, Саша все лето работал на консервном заводе, сбивая ящики для овощей и банок. Было это в Таджикистане, в Курган-Тюбэ. После школы ориентир на интересную технику привел Александра в Омское танковое училище. Затем - служба в Орджоникидзе (ныне Владикавказ), далее -Шиндандт Афганистан, учеба в академии бронетанковых войск имени маршала Малиновского в Москве, ограниченный контингент в Германии.

Из Германии начальнику штаба полка Александру Попову пришлось выводить контингент и технику, оставляя базу и жилье, быть свидетелем сворачивания боевой мощи Союза на европейских рубежах. Происходящее было больно и непонятно, служить дальше уже никак не хотелось, только в военкомате и только до пенсии.

В трудные 90-е Александр с женой Галиной привезли из Таджикистана в Псков родителей. И сами не сидели без дела, она работала у прилавка, он -при автомобилях. И таксистом был, и перевозчиком, потом на большегрузы перешел. А в 2006 купили дом. Для себя, дочерей - Ирины и Александры, для друзей, чтоб приезжали погостить. Ремонт старой техники, «приходящей» в хозяйство, как правило, случайно, бесплатно либо с минимальными затратами, очень долго оставался только хобби.

Запчасти для своих приобретений Александр искал не в любительских магазинах, чаще - на свалках металлолома. Ходовые части собирал из чего подойдет, хотелось, чтобы ретромашины были еще и «живыми», на ходу.

А однажды количество машин во дворе переросло в качество и стало выставкой само по себе, просто проезжающие стали часто останавливаться и «ломиться» в ворота с просьбой посмотреть. Спорить с этим было бессмысленно, напротив, любимое увлечение оформилось в идею и получило псевдокоммерческое развитие, по крайней мере - мощное оправдание перед домашними «девочками» за свое «мальчишество». Ради посетителей пришлось заняться оформлением экспозиции: подготовить информационное сопровождение каждой модели, позаботиться о том, чтобы дети и взрослые могли и в кабину залезть, и в клаксонпогудеть, словом, чтобы все удовольствия сразу! Радость и благодарность гостей - главная награда хозяину, который и на вопросы ответит, и планами поделится, и расскажет, почему «Москвич-408» был лучшей советской машиной, и какой наш движок родной старому «Фиату».

Из всех праздников Александр Попов особо выделяет День Победы, и, как правило, участвует в параде ретроавтомобилей в Пскове в этот день. Относительно других мероприятий сетует, что любители ретро есть, а организаторов среди них - не наблюдается, интерес к отрасли развивать некому. В той же Прибалтике, в Выру, например, в каждой четвертой семье есть ретроавтомобиль, и увлечение ими - очень популярное. Вот бы и мы ценили, что имеем!

О методах популяризации хобби с Александром можно поспорить: ведь он, как никто другой знает, что заинтересованность рождается как понимание, как результат труда.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта