Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668)  №20 (9667)  №19 (9666)  №18 (9665)  №17 (9664)  №16 (9663)  №15 (9662)  №14 (9661)  №14 (9712) 
 
 
23 2018, пятница, 17:01

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №32 (9783), 17/08/2016

Вход в четвертое измерение

В Псковском музее-заповеднике открыта новая, привлекательная своим объединяющим межконфессиональным содержанием, выставка - выставка четок. Несмотря на то, что четки ни для одной из религий не являются канонизированным ритуальным предметом, они используются православными, католиками, мусульманами, буддистами, индуистами и последователями некоторых более ранних религий как вспомогательное средство в духовных практиках.

Интернациональный культовый предмет, по оценочным данным специалистов, насчитывающий в истории своего распространения и развития более четырех тысяч лет, представляет несомненный интерес для коллекционеров.

Автор коллекции, составившей экспозицию в Псковском музее-заповеднике - научный сотрудник исторического отдела Олег Матюхин. Четки он собирает относительно недавно, но знает о них много и рассказать может интересно. К своей экспозиции ученый подобрал репродукции старых картин, свидетельствующих о наличии четок в обиходе в давние времена, а также - фотографии последнего века со священнослужителями разных конфессий с четками в руках. Ношение четок, впрочем, вопрос отдельный: самый распространенный способ ношения - на руке, но на деле все зависит от числа узелков либо зерен, и брахманы носят четки-пояса, могут быть четки-браслеты, четки-кольца, четки-ожерелья (обычно - индуистские), и даже не замкнутые в круг четки-полоски. Есть еще, правда, «кримиальные» четки- «болтухи», напоминающие веера из плоских полосок, перебираемых пальцами и служащих тренажером для «щипачей», но эту категорию четок Олег Матюхин оставляет за гранью своего интереса, как не выдерживающую родства с духовным наполнением жизни экспонатов его коллекции.

В витрине экспозиции есть старообрядческие лестовки — черная повседневная и белая покойницкая - из полосок ткани, собранных в жгуты (бобки) и заканчивающиеся треугольными (в честь Святой Троицы) лепестками по числу четырех последних откровений (Смерти, Суда Божьего, Рая Небесного, Преисподней). Подобная кожаная лестовка была и у Серафима Саровского, и иные представители канонического православия использовали и могут использовать лестовку, трактуя ее как образ Лествицы восхождения. Вервица - веревочка с узелками - появилась в обиходе на Афоне благодаря Пахомию Великому, рекомендовавшему завязывать узелки, считая число молитв и поклонов, она и осталась в обиходе у христиан в закольцованном виде. Вервицей пользовался Сергий Радонежский, и сегодня это - один из самых популярных видов христианских четок, чаще всего используемый в монастырях.

В русском названии четки предполагают счетный предмет, и потому число бусин, зерен и узелков в них — это элемент богословия, задает определенное правило и число ритуальных действий - поклонов, молитв, молитвенных декат. В них нет ничего случайного, все глубоко символично, согласовано с догматами вероисповедания и наполнено смыслом. Отсюда — и конфессиональные различия. Для прочтения мантр — длинные вереницы зерен (108 и далее) , для совершения Иисусовой молитвы — четки на сорок десятков, разделенных бусинами другого цвета, и так далее... В употреблении четок иных конфессий, как оказалось, тоже нет жесткости: классический католический «розарий», к примеру, православные с удобством используют для Богородичного правила, радуясь при этом, что объединяющим узелком служит либо символ сердца, либо образ Богоматери.

Смыслом наполнен и выбор материала, и завершение, и кисти. Такие вот простые и затейливые, доступные и непостижимые четки, небольшие предметы, помогающие концетрации и переводящие человека в мало изученное молитвенно-медитативное состояние, расширяющее сознание и трактующееся рядом ученых как выход в четвертое измерение. Просто - четки.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru

Фото Ивана ЧУЛКОВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта