Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№ 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681) 
 
 
20 2018, пятница, 21:03

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №37 (9788), 21/09/2016

Энне, старшая дочь

В сетоском хореЭнне Пиириимяги (по мужу - Иванова) поет, можно сказать, с детства. Маленькой девочкой начала подпевать в подражание маме Анне, бывшей одной из ведущих исполнительниц, а в старших классах ее уже включили в состав.

Репетиции у знаменитого некогда Кошельского хора были по нескольку раз в неделю, в хорошую погоду собирались на окраине деревни, на живописном пригорке, и возносили свои глубокие, душевные напевы - ле-эло - прямо к небесам. И неудивительно, что собирались тогда на репетиции, как на концерт - и стар, и млад, все, кто не занят хозяйством. Дети же, схватывая на слух увлекательные, порой былинные, порой игривые истории, затем перепевали все это в своих играх, пели и старались скопировать мастерство и интонации взрослых. Мамины певческие вечерки - из самых ярких детских впечатлений Энне.

Из восьми детей Анны и Николая старше Энне - только брат Виктор, а сестры Валли, Лииви и Малле и братья Артур, Алвар и Райво - младше. Разница между детьми в семье - от года до полутора. Старшим приходилось нянчиться и ухаживать за младшими, присматривать за ними. Правда, и жесткого распределения обязанностей не было: не успел первым сбежать на улицу после уроков - отвечаешь за всех. С нежной благодарностью вспоминает Энне своих родителей. И маму, успевавшую после утренней дойки не только детей в школу собрать, но и пироги к завтраку испечь, и папу, следившего, чтобы в доме не переводились сладости и фрукты. Спустя годы, после того как у всех появились свои семьи, им уже кажется удивительным и непостижимым, что родители никогда никого из детей не наказывали, даже голос не повышали, старались баловать, не в пример другим семьям. И вырастили настолько дружными, что и сегодня крепости их связей многие завидуют. Костяк семьи оказался крепким магнитом и для мужей, жен, детей, внуков, вне зависимости от фамилий и частоты встреч.

Сегодня в отчем доме в деревне Кошельки из старшего поколения остался жить Артур, остальные - кто в Печорах, кто в Пскове, кто в Старом и Новом Изборске, а дети-внуки и того дальше, рассыпались по России и Эстонии как горох. На праздники, да по субботам к Энне по возможности семья собирается, и на «Семейные встречи Сетомаа» большинство приезжает. Но есть особая традиция, святой семейный праздник - «Маль-ское», престольный праздник часовни Малы. Здесь позиция старейшин - должны быть все в сборе, как бы не были заняты, где бы не находились, изо всех уголков страны приезжают в этот день и дети с семьями, и внуки, это - большой семейный сбор, порядка тридцати человек собирается.

Для обсуждения новостей и решения проблем? Энне смеется: «Нет, проблемы мы постоянно обсуждаем и решаем, где, кому и чем помочь можно. А семья собирается просто на праздник. Мы надеваем свои наряды, отдыхаем, веселимся, поем много, готовим наши народные кушанья, все, как на семейных встречах сетомаа, но для нашей семьи это - главный кирмаш в году».

Образование у Энне - средняя школа. До переезда в Печоры из родной сетоской деревни русской речи она и не слышала. Работать начинала в советском общепите, а в переломные 90-е стала продавцом в рыночной палатке. Сегодня о ней говорят - успешный предприниматель, а ведь бизнес держится исключительно на ее плечах, давно стала вдовой. Сыновья Янис - в Питере, Томас - в Великих Луках. В надежде, что они вернутся в Печоры, Энне строит-расширяет-украшает дом, разбивает цветники и грядки, выращивает розы и орхидеи. В интерьере современность обрамляет элементы сетоской культуры и огромный фотоколлаж с многочисленными лицами родных. У многих уже кровь сето «разбавлена» русской или какой-то еще, отношениям это совсем не мешает.

Перебирая традиционные сетоские украшения - серебряные (и не очень) цепочки, мониста, небольшой сыльг, вспоминает маму, наследницей которой стала по праву старшей дочери. На окончание школы было принято делать выпускникам серебряные кольца, так одной монеты из маминого ожерелья на три кольца дочерям хватило. Потом, правда, те украшения украдены были. Теперь Энне выступает в мамином концертном наряде, а свой, девичий, подаренный когда-то мамой, отдает сестре. Ансамбль их взрослеет и редеет. Собираются теперь больше на праздники, по 5-6 человек. И жаль того еще недавнего времени, когда и в Москву на фестиваль ездили, и в Эстонию, и репетировали часто, и почти каждые выходные выступали. Теперь чаще - традиционные «Семейные встречи» и песни в кругу семьи.

Впрочем, появилась смена, которая не может не радовать: хор сето печорской школы с изучением эстонского языка. Леэло туристам поют теперь молодые девчонки - в тех же национальных костюмах с монистами и сыльгами, и замечательно, что поют, берегут традицию.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru

Фото Ивана ЧУЛКОВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта