Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677) 
 
 
25 2018, понедельник, 11:04

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №38 (9789), 28/09/2016

Пушкин и другие

- Театр сродни церкви, - высказывает почти крамольную мысль Владимир Рецептер. И поясняет, расставляя всё по своим местам: и в храме, и в зрительном зале человек учится понимать, что есть добро и что есть зло.

Театр Владимира Рецеп-тера действительно дидактичен. Истину, открывшуюся для него с ясностью простой гаммы, режиссёр часто твердит зрителю несколько раз кряду. «И дук его простил», и тут же, буквально в следующее же мгновение снова: «И дук его простил» - а вдруг с первого раза не услышали, не поняли, не запомнили...

ИСТОРИЯ О ПРАВИТЕЛЕ С КАМЕННЫМ СЕРДЦЕМ

Премьерный спектакль «Анджело» или «...ничего лучше я не написал», который, как и пушкинская поэма, заканчивается этими словами о прощении, принципиально важен для Владимира Рецептера и созданного им театра. «Ключевые» слова о милосердии звучат со сцены на трёх языках. По-русски герои спектакля говорят о необходимости любить и прощать словами Пушкина. Но, как известно, поэма «Анджело» родилась как своего рода «ответ» Шекспиру

-    Пушкин начал было переводить комедию «Мера за меру», увлёкся сюжетом и переписал историю о правителе с каменным сердцем по-своему. И хотя пресса поэму, мягко говоря, не похвалила (в связи с ней в очередной раз писали об упадке таланта Пушкина.), сам поэт ценил её. «Наши критики, - жаловался он своему ближайшему другу Павлу Нащокину, - не обратили внимания на эту пиесу и думают, что это одно из слабых моих сочинений, тогда как ничего лучше я не написал».

Это обстоятельство подтолкнуло Владимира Рецептера к мысли ввести в спектакль и английский текст - соответствующие сцены из Шекспира. Но тут же рядом оказалась и классическая латынь - трактат «О милосердии», который римский философ-стоик и тоже поэт Луций Анней Сенека написал в форме наставления ученику своему Нерону. Ученик, несмотря на все старания учителя, увещеваний не услышал и вырос настоящим тираном, но труд Сенеки остался в веках. В своё время его читал Пушкин - на языке оригинала. На русский трактат впервые перевели только в этом году - без малого через две тысячи лет после того, как он был создан (в 56 году нашей эры). Работал над переводом - причём именно по заказу «Пушкинской школы», для спектакля «Анджело.»

-    Михаил Позднеев, блистательный российский филолог, профессор кафедры классической филологии Санкт-Петербургского университета. Фрагменты трактата Сенеки актёры читают на латыни и по-русски, а зрителю остаётся только удивляться, как актуально звучит сегодня то, о чём античный мудрец предупреждал так давно: правитель должен быть справедлив и милостив — «ведь всегда жизнь может измениться настолько, что наказанию подвергнут и похвальные дела». Или ещё: что бы ни случилось, в безопасности может чувствовать себя лишь тот правитель, чья жизнь угодна всем подданным и за которого молятся не под присмотром стражи.

Вобравший в себя столько всего сразу спектакль (на фото сверху) получился сложным и стильным. Актёры, представляющие разные времена и страны (Римская империя; Австрия у Шекспира; Италия у Пушкина), не только говорят - даже движутся по сцене по-разному. И только вечное и повсеместное - слово о милосердии - звучит во всех сценах одинаково драгоценно.

ТРИ ТРЁПКИ ЗА ДЕНЬ

Ещё одна новая работа труппы, которой петербургский театр поспешил поделиться с жителями и гостями Пушкино-горья — спектакль по комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Здесь — всё иначе: никакого монтажа, никакого многоязычья. Образец классической русской пьесы XIX века по классическим канонам и играется - так, чтобы работа режиссёра была на первый взгляд и не видна.

Не случайно поэтому в «Свадьбе Кречинского» столько ярких сценических работ. Восхитительно лёгкая — сущий ребёнок, который снова и снова просит, чтобы ему говорили о любви - Лидочка (дебютная роль вчерашней выпускницы РГИСИ Анны Дуловой). Светский красавец и игрок, всё и всех готовый заложить ради своей страсти Кречинский (его играет Никандр Кирьянов). Простоватый старик, помещик Муромский (Денис Волков). Да, собственно, каждый в этом спектакле выразителен и хорош. Однако настоящим открытием в этом премьерном спектакле, своего рода центром очень гармоничного актёрского ансамбля оказался Иван Мозжевилов в трагикомической роли Расплюева, горе-компаньона главного героя (на фото сверху). Смешной и чертовски обаятельный, пребывающий, кажется, в непрерывном движении, он остаётся чудесно жизнерадостным, несмотря на все трёпки («по три за день.») и прочие несчастья, так и сыплющиеся на него.

ЗАГЛЯНУТЬ В ЗАВТРА...

Наряду с премьерами 2016 года в гастрольную афишу театра вошли и работы прошлых лет — интересные каждая по-своему. Среди них — и моноспектакль «Гололедица», которому в декабре этого года исполнится десять лет. Его автор - актёр «Пушкинской школы», молодой, но имеющий в творческом активе уже три серьёзные постановки режиссёр Григорий Печкысев. «Гололедица» по ранней прозе Андрея Синявского — первая по времени.

-    Рассказ Андрея Синявского - о любви и нежности, о страхе за близких. А ещё о том, что в каждом человеке живёт и память предков, от самых дальних, пещерных людей, и, может быть, - знания потомков. Это спектакль о заблуждениях - а кто из нас не ошибался. В нём очень много личного, человеческого, и поэтому, кажется, мне и сто лет будет, а я всё буду его играть, а зритель - находить что-то важное только ему, - размышляет вслух Григорий Печкысев.

Вторым «героем» молодого актёра стал собирательный образ из стихов и мало известной прозы Мандельштама; третьим был спектакль о современнике Пушкина - поэте Батюшкове, фигуре прекрасной и трагической. Но сейчас мыслями Григорий Печкысев снова в ХХ веке. Ему хотелось бы поставить спектакль по «детской» прозе Андрея Платонова, которого считает чуть ли не первым русским прозаиком минувшего столетия.

Сам же мэтр сейчас задумал вынести на сцену «Записки сумасшедшего» Гоголя - вещь нежную и пронзительную в своём сочувствии к малым мира сего. Уже определён и исполнитель роли Поприщина, которую в своём стихотворении «Вальс имени Гоголя» Владимир Рецептер называет «самой российской ролью». Играть влюблённого безумца будет Денис Волков, уже сыгравший и Арбенина, потерявшего рассудок от ревности и горя («Маскарад»), и глупца-Митрофанушку («Недоросль»), Гамлета. Один их ведущих артистов труппы, Денис сейчас - правая рука режиссёра; а ещё он преподаёт на новом курсе Рецептера в Российском государственном институте сценических искусств. Так что слова принца датского, которые Волков произносит со сцены - о разорванной нити времён - будем надеяться, к театру «Пушкинская школа» никогда никакого отношения иметь не будут: вот уже четверть века «птенцы гнезда Рецептерова» работают в лучших традициях русского классического театра и намерены хранить и развивать их и далее. Рассказывать об общечеловеческом и сугубо личном. Говорить о доброте и милосердии.

Учиться и учить своих зрителей тому, что есть добро и зло - во все времена и повсеместно.


ВАЖНО: Гастроли театра «Пушкинская школа» третий год подряд проходят в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» во исполнение президентского поручения о создании здесь постоянно действующего, ориентированного на отечественную и мировую литературную классику театрального проекта. В этом году они включены в федеральную программу «Большие гастроли 2016» Министерства культуры Российской Федерации.


«И Я ТАМ БЫЛ...»
Десять дней в Государственном музее-заповеднике «Михайловское» шли гастроли Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге - театра «Пушкинская школа». За это время на спектаклях по произведениям классической литературы побывало без малого четыре с половиной тысячи человек. Взрослые и школьники ехали в Пушкиногорье из Пскова и Великих Лук, из Бежа-ницкого, Великолукского, Дедовичского, Дновского, Локнянского, Новоржевского, Новосокольнического, Опочецкого, Островского, Пыталовского, Себежского районов, даже из столичных Москвы и Петербурга, поодиночке и организованными группами. Среди зрителей были и жители Псковского района. В частности, ученики Писковской школы смотрели в Пушкинском Заповеднике спектакль по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».


Лидия ТОКАРЕВА.
Фото Николая АЛЕКСЕЕВА
(информационная служба
Пушкинского Заповедника).

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта