Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669) 
 
 
25 2018, среда, 17:26

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №45 (9796), 16/11/2016

Мелетовская жемчужина - 2

В начале ноября «Псковская провинция» писала об уникальных фресках XV века, находящихся на грани исчезновения в храме Успения Богоматери в деревне Мелетово Псковского района и составляющих главную ценность памятника культуры федерального значения («SOS из XV века», № от 2.11.2016).

Сегодня мы вновь возвращаемся в Мелетово. С еще большей горечью в сердце. Потому как буквально в 10 метрах от Успенского храма умирает другой, совсем обойденный реставрацией, деньгами и вниманием, но удивительно красивый, необычный, культурно и исторически значимый храм - во имя Живоначальной Троицы.

ЗАПУСТЕНИЕ

Половинка двери над разбитыми, покрытыми мхом ступеньками. Некогда нарядные, пышно украшенные порталы входов. Стены красного кирпича пресекаются белизной ажурного лепного узора бровок над глазницами окон. Они - высокие и узкие, со сложными переплетами и замысловатыми решетками - сгруппированы по 3-4-5 для объединения светового потока. Окна стен попарно (восток-запад и север-юг) расположены в двух уровнях света и рождают невидимый глазу воздушный световой крест в пространстве храма. Впрочем, увидеть его сейчас невозможно и по другой причине: основной поток света внутри храма дает пролом, точнее - отсутствие крыши в алтарной зоне, вызванное обрушением перекрытий. Пятигранный алтарь со своими особыми окнами оставляет догадываться о былом величии предназначенного ему убранства. Рухнувшие здесь потолочные балки жестко предупреждают, что вот-вот могут не выдержать и соседние перекрытия, и крыша с пятью куполами сложится внутрь помещения, прямо на местами уцелевший, а местами - провалившийся узорчатый пол рижской керамики.

Над алтарем еще сохранилась часть масляной росписи на библейский сюжет «Снятие с креста», края картины теряются в разрухе. Незначительными фрагментами сохранились арочные орнаменты: взгляд цепляется за них и рисует продолжение. Еще один сохранившийся живописный сюжет - на улице, над западным входом изображает Троицу с Авраамом и Сарой. Внутри - строительный хлам, деревянный и кирпичный лом под слоем вековой пыли. Большой металлический крест подпирает дверь внутреннего бытового помещения и почти незаметен средь общей разрухи. Дыхание апокалипсиса.

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет» (Мф., 24:15). Пророческие слова Христа предрекают явление антихриста и начало конца времен.

Смотритель Успенского храма Александр Михайлов указывает в сторону второго этажа и говорит, что еще совсем недавно здесь находилась интересная чугунная винтовая лестница на хоры, но кто-то из питерских приезжих, видать, позарился, да на дачу упер. Храм Животворящей Троицы никто не охраняет, с такими провалами его даже запереть невозможно, хотя формально объект охраняется государством как памятник культуры регионального значения.

На замшелых ступенях у ржавой двери под сохранившейся «Троицей» кто-то поставил столик со свечой и иконкой, украсил искусственными цветами. И этот чистый человеческий порыв еще сильнее подчеркивает разрыв между земным и небесным, стремлениями и возможностями, возвышенным замыслом и убогой реальностью.


РЕАЛЬНОСТЬ

Действительность такова, что... денег нет, кризис. Денег нет ни у кого, ни на что. Ни на спасение фресок Успения, ни на сбережение Животворящей Троицы. Но, если древние фрески вопиют на всю Россию, предрекая безвозвратную потерю, относительно молодой предреволюционный храм 1914 года освящения, пусть и немыслимо интересный своим псевдорусским стилем, модерном и эклектичностью, может надеяться только на сочувственную помощь очевидцев своего горя. Вот-вот в любой момент может обвалиться потолок, большой и плоский, «имеющий опорой большепролетные подпружные арки и являющийся основой под ложные барабаны пяти куполов», как сказано в паспорте объекта.

Хранитель Псковского музея заповедника Ирина Мельникова соглашается, что надо срочно что-то делать, только вот - что и как? Памятник культурноисторического наследия нельзя ремонтировать самочинно, хозяйственным способом, если даже найдутся меценаты, готовые спонсировать работы. Необходимо сделать, и соответствующим образом, пройдя по всем инстанциям, согласовать и утвердить проект. Это -время и немалые деньги.

Но кому этим заниматься? Епархия себе на баланс забирать памятник не планирует: прихода фактически нет, в деревне проживают всего семь человек. Как тут не вспомнить, что когда-то новый теплый храм был построен, потому как в старом не помещались прихожане. И спланировали его с размахом, да попросторнее: без столпов в основании, но с большим крестообразным пространством внутреннего помещения.

Сейчас эти размеры и просторы составляют предмет главной угрозы. Составлявший еще в 1981 году паспорт памятника старший архитектор «Спецпроектреставрации» Сергей Михайлов отмечает, что на протяжении своей истории храм ни разу не укреплялся и не реставрировался. И 35 лет назад ставился вопрос о ремонте, но в атеистическом обществе с осторожностью относились к подобным проектам, хоть и сохранять было что. Сегодня опомнились, а многое уже утрачено.

Мне на ум сразу приходит винтовая лестница, «собранная из ступеней на основном стержне. На нижней ступени сохранилось клеймо «Чугунно-медно-литейный завод И. Каменщиковъ г.Псков 1910». Жаль, что не увидела своими глазами. Сергей Петрович видел и большие утраты, и находки. Видел даже веранду, собранную из старого иконостаса. «Ни страха Божия люди не имеют, ни совести, не понятно, понимают ли вообще, какое это кощунство».

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Нерастраченная за столетие красота храма делает его эклектику уникальной. В первую очередь, по словам архитектора, здесь интересны множество удачных реплик псевдорусского стиля. Округлые полуколонны порталов с килевидным навершием создают очень нарядный вход, необычны наугольные элементы, празднично смотрится белый лепной декор на красном кирпиче. Широкие окна у западного входа сделаны с двухцентровой перемычкой, стилизованы под XVII век, в центре перемычки -рельефы в виде херувимов. Карнизы основного четверика украшены лепниной. Группы окон объединены белыми изгибами рельефных наличников, напоминающими своими изгибами по-закомарное покрытие древних храмов.

Так ненавязчиво, но отчетливо читается замысел строителей сочетания и перехода от древнего Успенского храма к новому Троицкому: постепенно, с подчеркнутыми штрихами разных веков, гармонично сплетенными в нарядную легкость и оставляющему воспоминания. По остаткам росписи над одним из порталов, есть основания полагать, что один из боковых пределов был в честь старого храма посвящен Успению Богородицы. Несомненно, что храмы неразрывно связаны друг с другом, хоть и по-разному оценены людьми в культурно-историческом аспекте. Несомненно, что Троицкий необходимо срочно спасать.

Разрушается удивительная красота, предел ее прочности явно исчерпан прошедшим столетием, и теперь процесс стремителен и необратим. Быть современниками этого процесса и строить новые храмы, забывая о разрушающихся - совсем не по-христиански и совершенно бесхозяйственно. Причем, по словам смотрителя Успенского храма, среди частых посетителей фресок периодически находятся люди, которых потрясает бедственное положение соседней церкви, и люди хотят внести посильные суммы для ее восстановления, но - некуда.

Нет счета, да и некому взять на себя такую ответственность при неясных перспективах. И в этом вопросе, пожалуй, стоит обратиться к идее преемственности и вспомнить, что строили храм всем миром, почти двадцать лет собирали деньги, общим собранием прихожан был даже назначен сбор «по 50 коп. с окладной души на расширение храма». И сегодня, если каждый внесет свой полтинник в общее дело, можно поднять из руин и воссоздать утраченную красоту, сотканную из уникальных идей и традиций.

НАДЕЖДЫ

На власть, верстающую бюджет и пытающуюся растянуть его шагреневую шкурку на все прорехи, можно надеяться только в части аварийных моментов. Врио начальника Госкомитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Наталья Сергеева рассказала, что специалисты комитета за октябрь-ноябрь дважды выезжали в Мелетово, там было проведено выездное заседание министерского научно-методического совета по сохранению объектов. Душа болит, и аварийное состояние храма бесспорно, и, если при верстке бюджета на 2017 год комитету перепадет какая-то сумма на их проведение, есть намерение провести в том числе и противоаварийные и консервационные работы по кровле Троицкого храма.

Это - надежда сохранить от дальнейшего разрушения мелетовскую жемчужину. Вторая надежда - только на неравнодушные сердца и готовность волости и вышестоящих властей вплоть до Губернатора содействовать возрождению храма Живоначальной Троицы. Пусть не ради малочисленного прихода, но ради увеличения потока туристов, и ради ангела-хранителя храма, который неизбежно несет свое скорбное служение на развалинах святыни.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru

Фото Ивана ЧУЛКОВА, Ирины МЕЛЬНИКОВОЙ.

Оцените статью:


Комментарии

артём | 22/11/2016 09:14
смотрю всю жизнь как всё там погибает но увы изменить не могу

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта