Псковская Провинция

Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  №4 (9702)  4 (9720)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668)  №20 (9667)  №19 (9666)  №18 (9665)  №17 (9664)  №16 (9663)  №15 (9662)  №14 (9661)  №14 (9712)  №13 (9660)  №12 (9659)  №11 (9658)  № 10 (9657)  № 9 (9656)  №8 (9655)  №7 (9654)  №6 (9653)  №6 (9704)  №5 (9652)  №4 (9651)  №3 (9650)  №2 (9649)  №1 (9648)  №51 (9647)  №50 (9646)  №49 (9645)  №48 (9644)  №47 (9643)  №46 (9642)  №45 (9641)  №44 (9640) 
 
 
20 2017, среда, 19:19

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №45 (9796), 16/11/2016

Резчик

Значительную часть его жизни можно назвать увлекательной беседой с деревом. Она пронизывает канву биографии Павла Порфирьевича Егупца с юных лет, и отзывается работой в художественных мастерских, преподаванием в художественной школе и неусыпным поиском вдохновения мастера-резчика, изучающего свой материал и ждущего от него подсказки.

Полки его мастерской, как в выставочном зале, уставлены множеством изделий из дерева: статуэтки, панно, иконы и изображения святых, декоративные элементы к мебели и сама мебель, в большинстве - липовые, золотисто-медовые, но есть и дуб, и ясень, и красное дерево. Много набросков и незавершенных работ, то и дело попадаются на глаза заготовки, которых еще не касался не то что инструмент резчика, но и карандаш. Это о них мастер говорит, что сначала надо услышать и понять, какой образ и идею содержит молчаливый собеседник. И о готовых работах: «Если людям хочется дотрагиваться, брать изделие в руки, значит, вещь удалась».

В его мастерской хочется трогать все.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ


Павел Егупец родился в Хабаровске во второй год войны. Мама была родом из Сталинграда, отправилась в свое время осваивать восточные земли по комсомольской путевке, да там и нашла свою судьбу. После войны семья предприняла попытку вернуться к родным в Сталинград, и даже жила там недолгое время. У Павла Порфирьевича остались яркие детские воспоминания о полностью разрушенном городе, и об играх в ватаге ребятишек у врезавшегося в землю вражеского самолета, фото которого вошло в историю и стало визитной карточкой послевоенного Сталинграда. Но жить было негде, пришлось вернуться и обосноваться в Комсомольске-на-Амуре.

Хорошо помнится и первый серьезный, детально проработанный рисунок, который первоклассник Паша Егупец подарил любимой учительнице. Это был во всю ширь тетрадного листка советский танк. Затем была детская художественная школа, ремесленное училище, в котором, не иначе, как Божьим промыслом, Павла перенаправили от «металлистов» к столярам, отработка по направлению и вновь - поступление. На этот раз - в художественное училище имени Калинина в Москву. И снова вмешивается промысел, и абитуриенту, хорошо сдавшему рисунок и провалившему живопись, предлагают поехать попытать счастье в подмосковное Хотьково, в Абрамцевское художественно-промышленное училище имени Васнецова.

Уже через короткий срок и далее - всю жизнь Павел Порфирьевич благодарит судьбу, что все случилось именно так, и он окунулся не в постижение академических знаний, а в совершенствование основ ремесла. Когда сокурсники волновались, что будут говорить о своих дипломных работах комиссии, он решил, что надо делать так, чтобы работа сама о себе все рассказала.

«Мне это удалось, - смеется он, указывая на монументальный триптих «Амур-батюшка» - члены комиссии, рассматривая детали, сами все рассказали друг другу. «Хитрая» работа, действительно, содержит детальный рассказ о богатствах и норове реки-кормильца, а также свидетельствует об уровне мастера по художественной обработке дерева: его уже трудно назвать начинающим.

Распределение в Псков Павел выбрал по подсказке друга. Съездил предварительно, полюбовался многочисленными и (диво!) действующими церквями, уютными улочками, шикарным, по сравнению с московским подвалом, залом тяжелой атлетики на Октябрьском проспекте. И тренер по душе оказался. И книга -почему-то именно о Пскове, подаренная ему еще в ремесленном училище, вдруг стала путеводителем. Он стал псковичом.

ЖЕНА

«ГорПромКомбинат» на ул. Леона Поземского специализировался на выпуске советской сувенирной и бытовой продукции, в основном - бытового назначения. Никаких особых традиций на предприятии еще не сложилось, но был областной художественный совет, на котором обсуждались образцы изделий, и была установка: делать много, быстро, дешево. То есть - вроде художественно, но с минимальной себестоимостью, и вроде - замысловато, но так, чтобы любой рабочий справился.

Спорить с таким подходом было трудно, хотя молодой художник все время пытался это делать, и выносил на совет свое вдохновение, воплощенное в замысловатых сувенирах, вполне способных стать визиткой края. Часть из образцов хранится в его мастерской и сегодня. Павел Порфирьевич дотягивается до верхней полки и достает сухарницу и солонку, одна - с выжженным орнаментом, вторая - с росписью, радуют глаз и просятся на полку. На обороте, на старом советском ценнике рядом с именем мастера имя художника - Наталья Егупец, жена.

Девчонка, едва после школы, с охапкой своих рисунков пришла устраиваться на предприятие живописцем. Главный художник, которым был тогда Павел Егупец, внимательно посмотрел на девушку, мрачно пролистал рисунки и сказал: «Не возьму. Иди доучивайся!», отправил восвояси.

Так случилось, что слышать эту историю знакомства мне довелось еще из уст Натальи, а теперь, спустя годы - от ее вдовца. Она говорила об обиде и шоке от такого приема, ведь учительница уверяла и сама была уверена - ее сразу примут. Ведь не успокоилась тогда, получив отказ, пошла к директору - настаивать, проситься, и получила место, и стала работать. А он рассказывает: «Увидел, и первая мысль в голове - «хорошая жена кому-то достанется». И пожалел по обретенной на худсоветах мудрости молодую художницу, пришедшую туда, где заканчивается творчество.

К поступлению в родное Абрамцевское он Наталью готовил год, немилосердно гоняя по основам рисунка и запирая в мастерской на выходные для написания работ. И учиться они поехали уже вместе, как муж и жена.

Их жизнь отразилась в красках и дереве, во множестве скульптур и озорных картин, в пэчворке и тряпичной кукле Наташи. Немецкие гвардейцы разных родов войск - стройные крашеные статуэтки, долгие годы отправлялись по заказу в город-побратим, и, помнится, когда изделия мужа Наталья встретила в Европе, поразилась немыслимой многократной наценке. Многие произведения стали созвучием общего творчества супругов, Павел создавал форму, Наташа - цвет. Работы сделали их знаменитыми далеко за пределами любимого Пскова и даже России. Сын Александр, начав жизнь с того же училища, что и родители, также пошел по творческой стезе, но в другом искусстве: стал телеоператором.

И вот уже два с половиной года, как Наташи не стало. Остались ее наполненные солнцем работы: в мастерской, дома, у общих друзей. И лица молчаливых резных ангелов с едва уловимыми знакомыми чертами.

ДЕРЕВО

При том, что Павел Егупец силен в разных видах изобразительного искусства и известен как скульптор, главный и любимый материал - дерево, потому как - живое, разное даже в одной породе. Главный подход, который исповедует резчик при обработке изделий: «Дерево и в изделии должно оставаться деревом». Липа не любит шлифовки, ее характер - в мягких, пластичных штрихах. Дуб скульптурен и может быть гладким, как камень. Красное дерево, часто использовавшееся в виде накладок для резки на старой мебели, также имеет твердый норов и любит изящную детализацию. «Любое дерево нужно понять и раскрыть, словно икону, чтобы не нарушить его внутренней гармонии», - рассказывает мастер о своих отношениях с материалом, обращая внимание на особенности обработки того или иного изделия.

Бревна-заготовки могут лежать у него годами в ожидании быть востребованными и услышанными. А бывает и щепочка случайная из стружки на полу в пару движений ножа становится чьим-то портретом. И скол на дереве становится задуманной складкой одеяния, и игра текстуры передает свет.

Сегодня Павел Егупец много работ посвящает церковной тематике. Рассказывает, как профессия привела его в храм, и, работая вдвоем с напарником над оформлением иконостаса церкви Константина и Елены, он поразился тогда, как быстро и ладно идет работа, огромный объем на сложном материале успевали сделать едва ли не вдвое быстрее, чем обычно. Подошел батюшка Владимир, объяснил феномен: «Во славу Божью всегда все ладится!», и, узнав, что Павел не крещен, предложил исправить ситуацию. В 50 лет Егупец стал православным, и его путь к храму, зрелый и серьезный, отразился в тематике работ: Георгий Победоносец для герба города Пскова, собор Архангелов, Троица, Покров Богородицы, Христос, отец Николай с Залита и Серафим Саровский в вариациях, всего не перечесть. Для храма - резные киоты для икон и канонические сюжеты. По отдельным заказам - домашние иконостасы, иногда - из дорогого дерева.

Оглядываясь назад, на все пробы резца, тематики работ и жизненные события, мастер лучисто улыбается: «Часто мы в молодости занимаемся ерундой, не тем, чем нужно, но понимание приходит позже. Сейчас я вижу, что Господь вел меня по жизни с пеленок. Слава Богу за все!»

Ася ЗАМАРАЕВА..
province@pskovline.ru.



Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта