
— Я целый год занимался этой работой, — говорит Игорь Дмитриевич, — и наконец моя детская мечта сбылась: мои рисунки ожили. Это невероятное ощущение, когда ты рисовал-рисовал и это всё вдруг задвигалось. Снег пошёл, тень упала, солнце вышло...
Нечасто так случается, когда меньше чем в полчаса — 26 минут мульти-времени, если быть точным — умещается несколько веков трагического и вместе с тем прекрасного времени. Анимационный фильм «Божий дар» режиссёра Натальи Федченко и художника-постановщика Игоря Шаймарда-нова рассказывает об истории Феодоровской иконы Божией Матери и о судьбе семьи священника, взятой на изломе веков. Лента основана на летописях и, что, наверное, ближе современному невоцерковлен-ному зрителю, — на фактах из истории ХХ века. Здесь есть и визит императорской семьи в Кострому в 1914 году, и Первая мировая, и военный госпиталь в Царском Селе, где великие княжны работали сёстрами милосердия, и Советская власть, и Соловецкие лагеря...
Предложение работать над анимационным фильмом Игорь Шаймарданов до сих пор воспринимает как своего рода подарок к юбилею — звонок со студии «Балтийское телевиденье» раздался в скором времени после того, как художник отметил пятидесятилетие.
— Я всю жизнь мечтал рисовать мультфильмы, ну, наверное, как любой ребёнок. Тем более, когда становишься художником и пишешь сюжетные картины — с людьми, собаками, птицами. Для тебя это всё равно будто маленький фильм, и ты сочиняешь: какие характеры у придуманных тобой героев, представляешь, как они живут, как смеются, ходят, размахивают руками. Тем более, у меня же ещё и образование театральное.
В общем, художник целый год, семь дней в неделю, даже без выходных этим занимался и больше не занимался ничем. Счёт на листы не актуален, и когда его сейчас спрашивают, сколько эскизов сделал, то честно говорит: больше пятидесяти килограммов. Фоны, объекты, предметы, персонажи — причём каждый персонаж, как на плакатах «Разыскивается преступник», видели? — анфас, профиль, три четверти оборота. Отдельно головы, фигуры, руки (тоже и в профиль, и в три четверти), чтобы ребята-аниматоры могли со всем этим материалом потом работать. Пейзажи, дома, пароходы, фонари. — всё вплоть до ложек и чашек. И, по секрету, автор получил такую счастливую возможность иногда что-то пририсовывать из своей жизни, из своего детства. К примеру, сцена, где мальчик режет хлеб и плачет, разворачивается в доме, «срисованном» с дома его бабушки. Буфет, этажерка, стол, окно, вид из окна. — это всё из детства, из воспоминаний Игоря Шаймарданова.
Посыл «из детства» — явный или подспудный, не суть — в этой работе был важен чрез вычайно. Вольно или невольно сам предмет разговора в фильме в конечном счёте апеллирует к абсолютно детской (детской — в человеке любого возраста) способности верить. Беззаветно, искренне. «И тогда всё в жизни будет хорошо, — резюмирует художник, — все возвратятся, все встретятся и все останутся живы». «Ведь мы, — вторит Игорю Шаймар-данову режиссёр-постановщик Наталья Федченко, — хотели не просто сообщить зрителю те или иные исторические сведения, но повести разговор так, чтобы он был интересен и понятен современному человеку, и прежде всего, современному ребёнку. Для нас было важно, чтобы нынешний школьник, подросток увидел своего сверстника в трагедийной ситуации и получил некий образец для подражания. Чтобы понял, что по сути человеку всегда приходится делать выбор между добром и злом. И что в любой, даже в самый сложный момент жизни, когда рядом нет ни друзей, ни родителей, остаются, тем не менее, какие-то главные, непреложные ценности, которые дают человеку опору и смысл бытия».
Больше всего, признаются сейчас режиссёр и художник фильма, они боялись скатиться в ложный пафос, потому что на самом деле это очень сложно — говорить просто о вещах действительно высоких. Старательно уходили от «литературщины» и штампов, искали максимально «работающие на смысл» технические приёмы. Так, например, чтобы ярче оттенить «летописные вставки» от основного сюжета, развивающегося в ХХ веке, художник-постановщик и аниматоры совместили разные анимационные стили, и в результате герои из разных столетий даже движутся по-разному.
В ходе творческой встречи, которая состоялась в день «михайловской премьеры», благодарные пушкиногорцы даже предложили Наталье Федченко, Игорю Шаймарда-нову и Вадиму Крейнину (это — генеральный директор ООО «Балтийское телевидение», которое делало ленту, и продюсер фильма «Божий дар») свой сюжет для нового фильма. Ведь псковская история о явлении блаженному пастушку Тимофею чудотворной иконы на Си-ничьей (Святой) горе, где потом был поставлен Святогорский Свято-Успенский монастырь, тоже достойна того, чтобы её так красиво нарисовали.
И непременно оживили потом: вот снег пошёл, тень упала, солнце вышло!..
ФАКТЫ
- Фильм «Божий дар», посвящённый Феодоровской иконе Божией Матери, — часть большого проекта «О православных святынях России», который вот уже более десяти лет воплощает в жизнь анимационная студия «Балтийское телевидение». В свет уже вышли фильмы о Тихвинской, Казанской, Иверской, Смоленской, Владимирской иконах Божией Матери.
- Премьерный показ анимационного фильма в «Михайловском» сопроводили выставкой эскизов к фильму. Особенно ценно, что в экспозиции можно увидеть и те «сюжетные линии», которые не вошли в окончательную редакцию «Божьего дара». Выставка в музее будет работать до конца года.
- Меньше чем за год со времени своего создания анимационный фильм «Божий дар» получил серьёзное признание. Этой весной он был удостоен первого приза XXV Международного кинофорума «Золотой Витязь», в октябре стал вторым на кинофестивале «Святой Владимир» в Крыму, в ноябре снова первым — в Москве, на XIII Международном кинофестивале «Лучезарный Ангел», где «обошёл» 79 конкурентов.
- Мультфильм «Божий дар» — не единственный, над которым так или иначе работал Игорь Шаймарданов. Художник давно задумал сериал «МультПушкин», написал сценарии для шести «трёхминуток» и сделал рисунки к фильмам с рабочими названиями «Я ехал к Вам...», «Масленица», «Буквы», «Русалка», «Ночные стихи», «Заморский фрукт». По характеру, настроению и манере художественного изложения эти работы продолжают линию знаменитых шаймардановских «Михайловских царапок» — шуточных «хроник» о жизни Пушкина в Пушкинском Заповеднике.
Лидия ТОКАРЕВА.