Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693) 
 
 
16 октября 2018, вторник, 04:41

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №48 (9799), 07/12/2016

Вот и скит открыт

Столбушино встретило нас величественной, необычной архитектуры церковью, окрашенной в ярко-голубой цвет. На площадке возле храма уже стояло довольно много автомобилей из разных регионов.

КАКИЕ ТРАГЕДИИ ПЕРЕЖИЛИ

Эта лесная грунтовая дорога, пересеченная во многих местах корнями больших деревьев, похоже, оберегается многочисленными водителями легковушек. Потому полтора десятка километров мы преодолели довольно быстро: без проблем для машины и с хорошим настроением. Да и светлый солнечный октябрьский день радовал. А путь наш лежал к давно заброшенной деревне Новоржевского района - Столбушино. Но Столбушино встретило нас не развалинами, а величественной, необычной архитектуры церковью, окрашенной в ярко-голубой цвет. На площадке возле храма уже стояло довольно много автомобилей из разных регионов.

В обновленной церкви, рассчитанной на сотни прихожан, в наш день было довольно свободно. Литургия уже закончилась. Молодой священник хорошо поставленным голосом беседовал с прихожанами о христианской нравственности. По всему было видно, что эта удаленная церковь для многих посетителей стала своим Божьим домом.

Позднее после знакомства с нынешним Столбушином, разговоров с необычными обитателями, гостями, я загорелся желанием рассказать о необыкновенной истории этой церкви и о сегодняшнем дне обители.

Она любопытна уже тем, что, несмотря на беспощадную борьбу с религией в хрущевские шестидесятые годы, в Столбушине молились, выполняли христианские обряды вплоть до 1975 года, когда на всех сельских приходах был наложен запрет. Наверное, в том заслуга тогдашнего старенького (1877 г. р.) настоятеля Алексея Вышегородского, хотя служители этой церкви подвергались даже большим нападкам атеистов. Вместе с протоиереем Алексеем все невзгоды переносила еще сравнительно молодая жена Елизавета Васильевна в должности псаломщика. Их совместное служение продолжалось целых пять трудных и опасных лет. Потом приход возглавил иеромонах Иона. В 1955 году прихожане снова позвали старенького Алексея. Но, пожалуй, самая трудная доля выпала на священника Александра Михайлова (1927 г. р.). Он защищал храм в самые жестокие годы до 1960 года. Позднее на протяжении пятнадцати лет сторожила храм без документов и без оружия местная жительница, верующая крестьянка М. С. Сергеева. Молебны и службы, обряды, конечно, не проводились.

Из книги А. Дерягина «История Великолукской епархии» (изд. Псков, 2016 г.) мы узнаем новые интересные факты борьбы членов двадцатки Стол-бушинской Успенской церкви, которые писали жалобы даже в Московскую патриархию. Ответа не получили. В письме рассказывалось о вандализме прихожан других церквей, где служба была разрешена. Из Столбушинской церкви было увезено все самое ценное и дорогое.

БЕССИЛЬНЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ


Прежде в партийных учреждениях не было должностей с названием уполномоченный, а конкретно - по делам религии. Появилась она, видимо, после памятного обещания генерального руководителя огромной многонациональной страны Н. С. Хрущева, обещавшего еще при своей жизни показать советским людям последнего ПОПА. Партийным органам на местах было доведено соответствующее указание - усилить борьбу с религиозным мракобесием.

Псковские власти тоже включились в борьбу с религией. Я помню имя одного из первых таких уполномоченных, назначенных партией коммунистов - А. И. Лузина, 1906 года рождения. Явно бывшего крещенного по-христиански. Видимо, этот пожилой человек понимал несостоятельность атеистической борьбы с вековыми убеждениями земляков. Потому допускал в работе с народом и со священниками немало упущений. Слишком добрым был, людей и священников пытался выслушать и понять. За что и был неоднократно руководителями партийными и советскими снят с должности.

Наиболее неотступным в исполнении обкомовских распоряжений стал преемник Александра Ивановича, молодой уполномоченный К.П. Филиппов. Он несколько изменил метод работы с верующими. Сделал ставку на проведение массовых мероприятий: чтение своих лекций, организовывал увеселительные атеистические вечера. Все это не прельщало деревенских жителей. Этот уполномоченный мог указывать в отчетах любые цифры охвата, проведенных мероприятий. Этим и козырял. Но для руководителей области важнее было ликвидировать приходы. Не сдавалась, продолжала действовать последняя на Псковщине сельская церковь Успения в Столбушине. Доканывал ее и доконал уже известный, но не последний уполномоченный Филиппов.

Благодаря письменному стилю главного атеиста области в архиве сохранился доподлинный документ, состряпанный этим уполномоченным. Отмечая свои заслуги, он сообщает, что в результате проведенной в 1961-62 годах разъяснительной работы местные органы власти гораздо внимательнее относятся к контролю за выполнением законодательства о культовых обрядах, своевременно принимают меры к устранению нарушений. А далее идет перечисление провинностей настоятеля Успенской церкви села Столбушино. Их несколько. За то, что Михайлов крестил детей в частном доме, за это был предупрежден райисполкомом. Потом еще был случай отправления религиозного обряда в доме верующего. Как рассуждал батюшка: если на дверях церкви замок, а люди просят, и совесть подсказывает... Потом Филиппов вместе с местными властями получил от неизвестного источника информацию о том, что Михайлов выступает перед верующими с проповедями, в которых призывает не верить пропаганде безбожников коммунистов, просили принять к Михайлову меры. Священник получил последнее предупреждение с угрозой, если подобные факты повторятся, он будет снят с регистрации. После очередной жалобы в марте 1962 года священник Александр (Михайлов) был изгнан из церкви.

Но с уходом мужественного борца за веру, надежного хранителя храма отца Александра, как я указывал выше, община прихода, так называемая двадцатка, дружно держалась и, как могла, отстаивала и охраняла любимую церковь. Более 30 лет оставалась она бесхозной, но не до конца разрушенной. Видно, сам Господь сберегал святыню. Не забывали сюда дорогу паломники, краеведы, интересующиеся историей этой новоржевской глубинки.

Как все изменилось за одно столетие! В начале прошлого века к Столбушинскому приходу были приписаны 264 крестьянских двора, в которых проживали более 2600 человек -взрослых и детей. Священнослужители местной церкви знали и помнили каждого, аккуратно записывали дни рождения, крещения, венчания, исповеди, причастия и отпевания. Благодаря этим людям дошли до нас описанные события и имена чьих-то предков, живущих доныне.

МУДРОЕ РЕШЕНИЕ

С года возведения первого здания, считая нынешний год, Столбушинской церкви Вознесения пресвятой Богородицы исполняется 230 лет. Для Дома Божьего возраст не такой уж большой, и годы были не только радостные, но и трагические, о чем я и поведал в этом очерке.

Но Господь наш, слава ему! Не оставлял в забвении эту удивительную, ни с чем не сравнимую святыню. Верил, что настанут благодатные времена, справедливость восторжествует. Так оно и вышло по воле Божьей. В 2005 году руководство Псковской Епархии и Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря решили взять под опеку и покровительство столбушин-ский израненный храм, присвоив этому месту статус скита в честь святого отца Макария Великого Египетского Ионы Псково-Печерского. На новое местожительство были откомандированы из Святогорского монастыря один монах, два послушника и пятнадцать так называемых трудовиков, способных во всяких делах. А дел было, как говорят, непочатый край.

Жизнь скита решили начать с поднятия на сохранившуюся высоченную звонницу колокола, освященные архиепископом Псковским Евсевием. Чтобы серебряный благовест разносился далеко и звал к храму прихожан из разных мест. К первоочередной заботе относилась и почти запущенная дорога до Столбушина, протяженностью почти 15 километров.

Самая тяжелая ноша легла на плечи братии Святогорского монастыря во главе с наместником Священно Игуменом Макарием. Изначально в ските было заведено правило, все обитатели раз в неделю бывают на молебнах в родном монастыре в Пушкинских Горах. В свою очередь в Столбушине постоянно бывает духовник обитателей скита отец Иона, чтобы поддержать трудовой настрой энтузиастов.

За десять лет существования небольшой общины тут много сделано по ремонту, восстановлению и содержанию храма. Теперь величественная церковь радует глаз свежей краской. Вокруг аккуратно постриженные газоны, оборудованы стоянки для автомобилей, которых с каждым годом появляется все больше и больше. Популярность и известность уникального храма, живописность мест, удаленность скита многих утешают, вселяют покой в душу и сердце. Такие места время от времени полезно посещать, убежденно говорят священнослужители прихожанам Вознесенской церкви и посетителям скита, такого необычного в наши дни заведения.

Интересен этот глухой край для путешественников, туристов-экстремалов. В чистых водах просторного местного озера можно выловить редкую и крупных размеров рыбу.

А как богаты близкие леса разными ягодами, грибами! Скитовцы умело пользуются природным богатством. Часть заготовок передают для братии в Пушкинские Горы.

Монастыри в России всегда имели свои земли, в основном для внутренних хозяйственных нужд. Столбушинские поселенцы тоже много внимания уделяют сельхозугодиям. С запасом выращивают картофель, овощи для внутреннего потребления. Излишки передаются в головной Святогорский монастырь. Природные условия позволяют жителям скита успешно заниматься пчеловодством. Посетители монастыря и скита в качестве особого подарка покупают монашеский мед, считая его самым целебным по качеству и освященным святым духом.

А еще столбушинские монахи разузнали рецепт, по которому в былые годы готовили забытый ныне, оригинальный, очень полезный для здоровья напиток с чисто русским названием - сбитень. В основе подожженного меда, сдобренного определенными целебными травами и продуктами, получаемыми на пасеке. Всю эту смесь надо умело настоять. Сбитень, как и чай, пьют горячим. Надо отметить, что он не содержит алкоголя. Есть предположение, что его придумали церковные или монастырские служащие. Потому что в народе до сих пор жив приговор продавцов сбитня: «сбитень горячий пьет подъячий». Для посетителей столбушинского скита это экзотическое угощение самое желанное.

СОСНЫ СВЕЧИ

Мне особенно запомнилось возвращение в Пушкинские Горы, домой. Посещение столбушинского скита и прекрасной церкви Успения Пресвятой Богородицы оставили в душе радостное настроение. Зажженные мной свечи перед образом Богородицы горели как-то не так, как в других храмах. Пламя казалось необыкновенно высоким, устремленным к верхушке купола с крестом, небесному своду.

Не могу забыть высоченные, стройные, как на подбор, сосны, послевоенного поколения. Золотисто-желтые стволы деревьев на лесной свободе, устремленные ввысь.

Чем-то походили они на церковные свечи. Только верхушки деревьев нарядно кудрявились пышными хвойными ветвями.

Такой счастливой и памятной оказалась эта поездка!

Владимир ФЕДОРОВ.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта