Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)    №4 (9806)  №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  №4 (9702)  4 (9720)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668)  №20 (9667)  №19 (9666)  №18 (9665)  №17 (9664)  №16 (9663)  №15 (9662)  №14 (9661)  №14 (9712)  №13 (9660)  №12 (9659)  №11 (9658)  № 10 (9657)  № 9 (9656)  №8 (9655)  №7 (9654)  №6 (9653)  №6 (9704) 
 
 
16 декабря 2017, суббота, 00:42

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №51 (9802), 28/12/2016

Автор колокольных звонов

Предвкушая встречу с человеком, создавшим музей колоколов, мы, безусловно, надеялись встретить неординарную личность, заковыристую историю, интересные экспонаты... Реальность же многократно превзошла ожидания и просто шокировала.

Нашим собеседником оказался Александр Владиленович Лапшин - профессор, доктор наук, специалист по металлам с коллекцией его авторских колоколов, для которых он построил уже второй музей, своими руками, на новом месте, в деревне Сигово. Кроме написанных им монографий и научнопопулярных книг, есть авторская лирика - стихи и проза, а его всероссийское научное признание на уровне докторской, оцененной ВАК в качестве образцовой, соседствует с включением в ряды Союза художников России.

А еще он знает, как творится волшебство. Как звучат рождественские колокольчики на санях Деда Мороза, и как формируются узоры на морозном окне. Кристаллизация - вообще его тема.

УЗОРЫ НА СТЕКЛЕ


Он первым из советских ученых обратил внимание на то, что процесс остывания металла в форме зависит не только от температуры, но и от зоны контакта. До этого в силу скоротечности процесса (доли секунды!) было принято считать структуру металла однородной. Лапшин заинтересовался кристаллизацией и сделал массу открытий на этом пути, став самым молодым доктором наук в направлении. Он научился формировать структуру металла, делать ее неоднородной, научился управлять модельными сплавами, дарить им цвет, старение, закалку. Впрочем, без Божьей помощи явно ничего бы не получилось, но это понимание вместе с осознанием предопределенности пути пришло гораздо позже, когда у ученого был накоплен достаточный жизненный опыт для анализа и осознанной веры.

Немыслимыми зигзагами привела судьба Александра в Рыбинскую авиационно-техническую академию. Ведь и в школе учился на «троечки», и в техникуме, где тема металлов и литейного дела уже практически стала профессией, интерес к учебе не проснулся. И в армии, так уж сложилось, пришлось работать с металлами, а товарищи по подразделению стали звать в МГУ... Но нет, отправился в геолого-разведывательную экспедицию. Тема металлов присутствовала и там, и через некоторое время все же победила. Кое-как поступив в институт, Лапшин так увлекся учебой, что закончил курс с красным дипломом и научной практикой, и уходить уже никуда не собирался, благо, лаборатория позволяла проводить самые сложные эксперименты. В московскую аспирантуру Александр приехал с готовой диссертацией и быстро, практически за год, защитился. Докторская стала результатом многолетних экспериментов: благо, все сложилось до перестройки.

Когда закончилось время чистой науки, чтобы выживать и кормить семью, надо было переориентироваться на прикладное направление. Профессор с окладом неквалифицированного рабочего должен был доказывать свою состоятельность на коммерческой стезе. И тут из опыта воронежских и московских коллег пришла подсказка - отливать колокола. Тем более, что на примере колоколов Александр уже изучал влияние процессов кристаллизации металла на звук и цвет.

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН

Александр Владиленович достает одну из своих последних монографий и, листая, показывает схемы колоколов и анализ их характеристик. Рассказывает, в чем промахнулись воронежские мастера из «Веры», взявшие за основу труды русского колокололитейного промышленника Николая Оловянишникова. Умышленно или нет, но автор, по мнению Лапшина, в своих рецептах колокольного литья все же скрыл крайне важные моменты, которые мастерам пришлось постигать самостоятельно. В своей книге о колоколах Лапшин расширил дореволюционный источник своим опытом и детально описал схемы различных колоколов, включая построение плеча. Многие мастера в профиле колокола обращают внимание на «юбку», на соотношение толщин металла по профилю, но, по мнению Лапшина, именно профиль плеча дает колоколу звучание, именно от него так зависит «малиновый» звон. Книга получилась востребованная, почти весь тираж ушел по запросам.

Сам собой напрашивается вопрос о последователях: годы, проведенные в академии, не могли пройти безрезультатно. Но и тут все сложно. Как оказалось, из двадцати самых близких учеников, самых увлеченных подмастерьев и фанатов только один смог пробиться в жизни, и то - не в колокольной теме, а в ювелирном деле. Мало кому непростое ремесло литья дается: кроме знаний и хитростей, и опыт нужен, и деньги немалые, чтобы производство наладить. Но тут уж у каждого свой путь.

У Александра - свой. Вырастив сына и дочь, они с женой расстались, и долгое время он жил один в рыбинской деревне - лил колокола, писал стихи и прозу, работал на десятую ставки в академии и пересматривал свою жизнь с точки зрения Божьего промысла, удивляясь и радуясь новым открытиям. Встреча на деревенском портале с Эрикой привела его в Псковскую область, где он и остался, поначалу - в деревне Буравеньки, а теперь в Сигово. Александр Лапшин рассказывает о цепи счастливых и грустных событий приведших его к Эрике и не позволивших им уехать в его родные края, как собирались. Столько совпадений и случайностей просто не могло быть, но к этому моменту и он, и Эрика уже научились доверять промыслительности всего происходящего. Относиться с благодарностью к каждому дню - один из важнейших жизненных уроков Александра. У Эрики - свои уроки, и своя интересная история жизни, поэтому о ее счастливой звезде и таланте огненной птицы феникс стоит рассказать отдельно, возможно - после Рождества. Пока же, в предвкушении малиновых звонов стоит поспешить в музей.

ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ОТ МЫШЕЙ

Здесь пока холодно, и на длинном столе - множество инструментов. И дом, и музейную пристройку к дому, а также баню и кузню - литейную мастерскую - Александр строил сам, своими руками. Эрика улыбается: только один чужой человек в доме был за все время строительства: скважину бурил. Золотые руки литейщика, оказывается, и с деревом управляются неплохо. Талантливые люди талантливы во всем. В музее прежде всего поражает небольшая звонница. Девять колоколов различных размеров и профилей изяществом форм и затейливостью орнамента диссонируют с аскетичными досками, на которых закреплены. Здесь и две полукруглые чаши «часовых» (башенных) колоколов, и классические русские, и европейские.

Александр берет отвертку и пластиковым наконечником касается каждого колокола. Чистота звука и абсолютно равное расстояние между тонами звучания - малая септа - радуют слух. А мастер за время выездов на ярмарки в Ярославль и Вологду, оказывается, и звонарскому делу подучился: берет в руки канаты и. мир вокруг оживает. Насыщенный малиновый звон заполняет комнату. В их доме это упражнение - ежедневный ритуал, который здоровья хозяевам придает (пока звонили - не болели, а во время переезда - почувствовали). А еще эта удивительная домашняя звонница, закрывающая септаккордами три октавы, изводит из дома мышей.

Как можно было так тонко угадать звучание? Как подбирались или подгонялись колокольцы по звуку, коль даже создавались в разное время? Оказывается, 1/8 тона можно подточить по стеночкам, а в целом звучание мастер может прогнозировать, создавая уменьшенную копию колокола: главное, четко соблюсти параметры при увеличении.

Александр берет в руки гроздь из восьми колокольчиков - как камертон на октаву, и снова оказываются важны не внешние атрибуты дивного музыкального инструмента, но звучание. Мастер исполняет на нем «Боже, царя храни», а я просто провожу ручкой по раскрытым чашам сверху вниз и радуюсь звуковой гармонии. Звон просто дивный, хотя мастер явно уделяет внимание и внешнему изяществу форм. Почти все его колокола - еще и скульптурные шедевры. На классических русских - медальоны с посвящениями, слова молитвы и благословения. Многие из колоколов автор посвятил родным и любимым городам

-    Рыбинску, Ярославлю... Чуть поодаль, на полках - мелкие поддужные бубенцы, для снаряжения парадного выезда. На них и орнамент шаловливый, и слова разудалые. Автор ссылается на традиции: мол, не надо путать колокола по предназначению, разные надписи всегда были: для храмов все делалось светло и свято, а для ярмарки - весело, а порой и скабрезно.

Из сумок, еще не разобранных с переезда, на столе появляются кабинетные колокольчики - с прорезями и без, большинство с замысловатыми фигурками - навершиями. Они тоже мелодичны и очень красивы, но здесь главное - посвящение. В фигурках - и Пушкин, и Высоцкий, и Петр 1, и сказочные персонажи. Размышления над этими героями запечатлены в стихах Александра, сопровождающими изделия, а сами изображения, увековеченные в бронзе, и стали основанием для включения мастера в Союз художников России. Произошло это событие без участия автора, и он относится к нему с некоторым недоумением: ну какой, мол, я художник, рисовать не умею, только с объемом работать могу. Но колокольчики говорят сами за себя - аккуратно точеные, богатые декором и мелкими деталями, удивительно разные и неуловимо похожие тем, что называется «рукой мастера». А, главное - как звучат!

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.

Оцените статью:


Комментарии

07/04/2017 19:51
Эрика позвони 8 921 334 74 12

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта