Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668) 
 
 
23 2018, понедельник, 16:29

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №1 (9803), 11/01/2017

Григорий Кубатьян: "Иногда я обнаруживаю, что веду себя как индиец"

Псков посетил российский путешественник, журналист Григорий Кубатьян. Автостопом и на яхтах, на велосипедах и мотоциклах Григорий обошел и объехал более восьмидесяти стран мира и побывал на всех континентах, включая Антарктиду.

Свои путешествия он описал на страницах журналов «Эхо планеты» и «Оео». На двух встречах в Пскове Григорий предстал в обоих качествах: в первый вечер он провел workshop (воркшоп или мастер-класс) по трэвел-журналистике, во второй рассказал, как вместе с другом Юрием Болотовым совершил путешествие на велосипедах из Китая в Индию через Гималаи. Наш корреспондент побывал на обеих встречах и решил расширить аудиторию, передав услышанное от Григория читателям «Псковской провинции».

Путешествовать Григорий начал в середине 90-х, будучи студентом Санкт-Петербургской государственной инженерноэкономической академии. Автостопом. Сначала по России, потом по Восточной Европе. Позже, когда появились деньги, стал колесить по странам и континентам на велосипедах и мотоциклах. Ходил на паруснике по Карибскому морю из Панамы в Колумбию, на яхтах по Балтике. По мнению Григория, попасть матросом на парусник не так сложно. Конечно, матросская работа нелегка, зато незабываемые впечатления гарантированы.

До путешествия по Гималаям Григорий, как он признался, никогда не ездил на велосипеде с переключением скоростей. Пришлось осваивать все, что называется, в процессе. Стартовали в Китае. Здесь же купили велосипеды (надеялись, что они не окажутся «слишком китайскими») и набор запчастей к ним. В том числе целый пучок велосипедных спиц.

- Когда дорога идет в гору, - рассказывал Григорий, - на заднее колесо приходится очень большая нагрузка, и в какой-то момент не выдерживает и лопается одна спица, а следом - одна за другой и остальные. На всем колесе. Так что наши запасы истощались быстро.

За четыре месяца путешественники проехали на велосипедах около четырех тысяч километров. За это время освоили в том числе и ремонт своих железных коней.

Ещё до старта познакомились с китайским спортсменом-велосипедистом. Он давно готовился к путешествию через Тибет. Даже сделал график высот. У него были карты и хороший спортивный велосипед. Договорились отправиться вместе. Но накануне парень исчез. Вероятно, посчитал, что осень - не самое лучшее время для подобных маршрутов, ведь уже в ноябре многие перевалы могут быть завалены снегом. Наши же герои отправились в путь.

Спустя несколько лет Григорий проехал по тому же маршруту на автомобиле. Многое изменилось. Китайцы построили асфальтированную дорогу, вдоль которой открыли магазины и различные сервисы. А во время той, первой поездки можно было за целый день не встретить ни одного села. Изредка попадались лавочки, где торговали списанными китайскими военными консервами, галетами и лапшой быстрого приготовления.

ЦАМПА - НАШЕ ВСЕ

Тибетцы, по мнению Григория, не отличаются особым гостеприимством. Путника накормят, но мяса вряд ли дадут. Основная еда в тибетских селениях - цампа. Один раз ее попробовать можно, но чтобы есть постоянно, надо обладать изрядным терпением. Цампа - это мука из слегка поджаренных зерен ячменя. В сухом виде ее проглотить невозможно. Обычно цампу разводят чаем или водой, или разминают с маслом яка и сахаром, получая своеобразную кашу. В каждом доме сухую цампу давали с избытком. И когда в следующем селении наши велосипедисты обращались к очередному хозяину с просьбой дать немного воды или чая, чтоб приготовить кашу, тот с видимой обидой не позволял даже открыть мешок, чтобы не подумали, что у него в доме нет цампы. Более того, накормив гостей, насыпал им цампу в дорогу. Так что мешок с этим национальным тибетским продуктом постоянно рос.

ПРОРОК ИЛИ БЕЗУМЕЦ?

... Первый пятитысячный перевал сыграл с парнями злую шутку. Виноват, конечно, не перевал, а незнание особенностей путешествия в горной местности. Дело в том, что после подъема на высоту больше трех тысяч метров возникает риск горной болезни. И чем выше и резче вы поднимаетесь, тем этот риск больше. Наши велосипедисты уже порядком устали от постоянного подъема вверх, когда на дороге показался грузовик. Решение пришло мгновенно: поднимемся на машине на перевал, а вниз педали сами крутиться будут. Погрузили велосипеды, доехали, поставили палатку для ночлега.

-    Утром я не проснулся, - рассказывал Григорий. - Четверо суток был без сознания. А когда пришел в себя, ощущение было такое, будто меня грузовик переехал. Плохо работал вестибулярный аппарат. Я не мог нормально стоять. Что-то случилось с нервами на ступнях - я ничего не чувствовал. Хорошо, что тибетцы из ближайшего поселка позвали на помощь военных с находившейся неподалеку китайской базы. Мне дали целую горсть таблеток разного цвета и формы, сделали укол. Юра сознания не терял, но ему тоже было несладко.

После помощи китайских военных медиков Григорий почувствовал себя лучше, но у него появились галлюцинации. Стоило ему представить какой-то предмет, например, офисное кресло, как это кресло размножалось, и у него перед глазами была уже тысяча маленьких кресел. Мозг, как будто желая наверстать дни, проведенные в коме, заработал с бешеной скоростью. Георгий представил, что они с Юрой добрались до Индии и проводят пресс-конференцию. А чтобы журналистам было легче, тут же сочинил несколько вариантов текста для разных изданий, причем на английском языке.

На следующий день военные передислоцировались. В грузовике среди армейских тюков и мешков нашлось место и рюкзакам с велосипедами наших путешественников. Сами же они ехали в жуткой тесноте вместе с китайскими военными. При этом мозг Григория продолжал фонтанировать идеями. За время поездки он придумал несколько бизнес-проектов по развитию окружавшей его местности. Дальше - больше. Григорий создал подробный план строительства собственной империи и начал при этом в лучших традициях компьютерных игр, имея лишь синьцзянский нож и кучку крестьян в подчинении. К вечеру он владел уже несколькими замками, составил подробный свод законов. А к полудню следующего дня все закончилось. Юрий, наблюдавший все странности своего друга, вздохнул с облегчением.

В общем, горная болезнь - вещь коварная. Можно стать пророком, можно безумцем. И еще интересное наблюдение: на высоте больше трех тысяч метров воздух настолько разряженный, что мир порой выглядит совершенно ирреально, как на картинах Рериха. К этому тоже надо быть готовым.

ОЧИЩЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ

Пророком Григорий не стал. Зато вместе с паломниками обошел вокруг горы Кайлаш - священной для представителей четырех основных религий региона: буддистов, индуистов, джайнами, и последователей религии Бон. Считается, что если ты совершишь кору - круг паломничества вокруг Кайлаша, получишь очищение от всех грехов нынешней жизни. Тибетцы якобы обходят эту гору за один день. Григорий прошел за два. «Круг» - это 52 километра на высоте 5600 метров - испытание не для слабаков.

Григорий и Юрий посетили тибетские монастыри - в прошлом «резиденции» Далай-ламы и Панчен-ламы, духовных лидеров тибетского буддизма. И направили свои колеса в Непал.

В столице Непала Катманду приняли участие в совершенно светском мероприятии - открытии веломарафона непальских художников. Григорий продемонстрировал нам фотографию, на которой они с Юрой стоят с гирляндами из цветов на шеях, а в руках держат картину, на которой изображены три сцепленных чайника. Значение этой композиции неизвестно до сих пор.

МОГИЛА ИИСУСА И ПОТОМКИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО


Трудно пересказать в одной публикации все услышанное на лекции, поэтому остановлюсь еще только на двух эпизодах путешествия. В Индии, в городе Сринагаре есть гробница, где похоронен. Иисус Христос. Так, по крайней мере, утверждают, когда демонстрируют туристам покрытый зеленым покрывалом саркофаг и надпись: «Здесь похоронен пророк Исса». Евангелия не рассказывают, где находился Иисус в возрасте от 14 до 29 лет. Пробел логично дополняет версия, что все это время он обучался в буддийском монастыре в Гималаях. Потом вернулся в Палестину и проповедовал там. Был распят, но не умер, его спасли последователи и помогли перебраться в Персию. Там Иисус стал известен как пророк Юз Асаф (Иисус, сын Иосифа). Он прожил долгую жизнь и был похоронен в Сринагаре.

Еще одно интересное место - горная деревня Малана. Известно, что Александр Македонский в своих завоевательных походах дошел до Индии. Часть его воинов не вернулась домой, а осталась жить в новой земле. Жители Маланы считают себя потомками воинов Александра. Долгие годы они зарабатывали себе на жизнь, выращивая и продавая некие клубни наподобие картофеля и коноплю. Деревню «нашли», когда начали строить гидроэлектростанцию. Тогда маланцам запретили выращивать коноплю. Специально присланный отряд скосил все посевы и развел из них огромный костер. А жителям предложили в качестве компенсации утраченного дохода развивать туризм.

Все бы ничего, но чужакам в деревне ни к чему и ни к кому нельзя прикасаться. За осквернение полагается искупительная жертва, которой еще недавно мог стать сам осквернитель. Рассказывают, что здесь частенько пропадали люди, в основном те, кто отправлялся за чаласом - конопляной смолой. Сейчас нарушители платят за прикосновение довольно крупный штраф. Маланцы покупают на эти деньги овцу и приносят ее в жертву. Деньги из рук в руки не передают - кладут их на землю. Также расплачиваются и за чалас, который маланцы по-прежнему производят. Для туристов проложены специальные дорожки, а на окраине деревни есть гостиница, в которой (о, счастье!) можно прикасаться ко всему.

ПОЕЛ ХЛЕБА - УЖЕ НЕ ЧУЖОЙ

Эти и другие истории Григорий описал в книге «В Индию на велосипеде», которую слушатели могли приобрести после лекции с автографом автора. Гость охотно отвечал на вопросы, поведав, что с тех пор, как он женился, его путешествия потеряли экстремальность. Теперь это, как правило, ведение хозяйства в экзотических условиях. Они с женой приезжают, снимают дом и остаются там на достаточно продолжительное время. Жили во Вьетнаме, в Индии.

Путешественник уверен, что разговаривать с людьми можно, даже не зная языка. Многое можно объяснить жестами, понять по интонации. Важно, чтобы человек, с которым ты разговариваешь, не испытывал комплексов. В этом смысле даже проще общаться с людьми малограмотными. Обычно они спрашивают, откуда ты, чем занимаешься. Григорий признался, что старается не отказываться, когда предлагают поесть. И не потому, что хочется «объесть» хозяев. Просто если вы преломили вместе хлеб, вы уже не чужие друг другу люди.

Конечно, путешествия оставляют след в сознании.

-    Все остается в голове, - сказал Григорий, - культура разных стран на меня как-то наслаивается. Иногда я обнаруживаю, что веду себя как индиец или китаец. Но все равно у меня остается европейское сознание.

В заключение хочу добавить, что встречи с Григорием Кубатьяном - первое мероприятие клуба путешествий «Тропы» имени псковского путешественника Глеба Травина, совершившего в 1928-1931 годах путешествие на велосипеде вдоль границ СССР, включая арктическое побережье. В рамках проекта проходят страноведческие лекции, кинопоказы, встречи с известными путешественниками, мастер-классы. Анонсы встреч можно найти в социальных сетях в группах проектов «Тропы» и ««Молоко и сено».

Виктория ПАВЛОВА.
Фото автора и из блога Григория Кубатьяна.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта