Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698) 
 
 
20 ноября 2018, вторник, 23:18

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №19 (9821), 17/05/2017

Наши фрески: храним, прячем или гордимся?

Идея создания музея фрески в Пскове сегодня, можно сказать, на пике обсуждений. Выставка копий мелетовских фресок и фотографий фресок Довмонтова города собрала не только посетителей-экскурсантов, но и круглые столы с чиновниками, специалистами и заинтересованной в сохранении наследия общественностью. Выставка экспонировалась также в Печорах, ведь и там монастырские стены хранят свои расписные секреты, и снова наряду с дифирамбами мелетовской иконописи зазвучала тема иных псковских фресок. И вновь со всей остротой ощущается актуальность создания псковского музея фрески.

ЗАБЫТЫЙ ПРОЕКТ

Идея единственного в своем роде уникального музея фрески, который может стать центральным образующим акцентом историко-туристической привлекательности Псковщины, восходит в своей истории к далеким 8о-м годам. Накануне перестроечных катаклизмов музей не просто обсуждался, но лег на бумагу в виде проектной документации. Руководитель авторского коллектива - почетный академик РААСН, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Георгий Степанов. Непререкаемый авторитет в мире искусства, он оставил потомкам богатое наследие своих работ, в числе которых и нереализованный проект музея фрески в Пскове.

Соавтором академика архитектуры в данном проекте была его супруга - художник-архитектор Зоя Степанова. Буквально на днях она сдала «Степановский» проект музея фрески в архив, оставив себе лишь наиболее памятные эскизы. Зоя Тимофеевна приезжала на открытие печорской выставки, и корреспонденту «Псковской провинции» удалось встретиться с ней и обсудить важные концепции музея фрески.

СОРАТНИЦА


Сегодня уникальные отреставрированные фрески Довмонтова города хранятся в запасниках Эрмитажа в Новой Деревне. В формат музея, ориентированного в основном на западно-европейское искусство, они не попадают. Зоя Степанова - одна из немногих современных специалистов, имевших возможность получить доступ к этим фрескам. Рассказывает, как расплакалась, когда увидела это великолепие, почувствовала силу живого письма и «многодонье» содержания.

Зоя Тимофеевна Степанова - член трех творческих профессиональных Союзов - архитекторов, дизайнеров и художников РФ, проектирует православные храмы, занимается творческой и преподавательской деятельностью, читает лекции по истории архитектуры, организовывает выставки, посвященные значимым именам российской архитектуры, и много работает с архивами. Выстраивает жизнь как служение, направленное на сбережение исконных крупиц отечественной культуры.

Говоря о псковских фресках, Зоя Степанова употребляет исключительно превосходные степени, неизменно подчеркивая, что они - уникальное достояние истории и духовной культуры нашего народа, квинтэссенция веры и основополагающих жизненных принципов, по которым жили наши предки, живоносный источник мысли, пронзившей века, и, увы, уже нуждающейся в расшифровке. Наше неумение читать настенную живопись храмов и незнание основ православной культуры для Зои Степановой - трагедия нынешнего века, целенаправленно разрушающего основы самоидентичности великого народа богатейшей страны. И потому говорить о фресках, как об умирающем достоянии, Зоя Тимофеевна отказывается: пока жива молитва в красках -жива Россия. Никакого пафоса, никакой конспирологии, просто - факт.

Сегодня, рассказывая о своем с мужем проекте и отталкиваясь от изменившихся реалий, Зоя Степанова говорит о возможной территориальной привязке будущего музея к обсуждающемуся памятнику Довмонту: логично и исторически оправданно. А экспозицию, конечно же, наполнят псковские фрески - в оригиналах и копиях, фотографиях и фильмах, в сопровождении лектория, дающего ключ к раскрытию их содержания, которое нашему поколению, увы, уже необходимо учиться «читать» и понимать. Ведь во фресках, в каждом сюжете, образе, размещении и взаимодействии фигур, в каждом мазке и подборе красок - глубина богословской мысли и квинтэссенция смысла, поучения и наставления, завет, прошедший через пласты веков.

МУЗЕЙ И МАСТЕРСКАЯ

Музей фрески в 80-е годы предполагалось разместить у стен Мирожского монастыря, причем идею вписать его в монастырский комплекс Георгий Степанов отверг как вандализм. В трактовке Степанова музей фрески гармонично объединял фресковые экспозиционные залы, реставрационную и иконописную мастерские, в центральной части здания предполагалась обязательная для мастеров иконописи домовая церковь. А также наличие лекционного зала, библиотеки, оранжереи, ряда мастерских декоративно-прикладного церковного искусства - ювелирной, златошвейной, керамики и декоративной металлообработки. Подземные помещения музея предлагалось отвести под запасники (растить здание вверх непозволительно из-за необходимой доминанты Спасо-Преображенского собора). В едином комплексе с музеем - гостиница с двумя трапезными и номерами различной комфортности, от паломнических до элитных, с церковными и сувенирными лавками. Оформление пространства перед музеем дополнено обязательной в святых местах надкладезной часовней. Мраморная часовня укрывает гранитную чашу и венчается крестом над ней. А вода - символ жизни, вечности, памяти, знаний, словом - сама жизнь.


В ТЕМУ


Зоя СТЕПАНОВА, художник-архитектор (г.Санкт-Петербург):
- Едва ли не с первых дней открытия Сикстинская капелла Микеланджело Буа-наротти стала мировой знаменитостью, прославившей Италию. Но наши псковские фрески - на сотни лет древнее и глубже по содержанию, а об этом не знает даже подавляющая часть псковичей. Музей фрески, столь востребованный и логичный на псковской земле, должен объяснить всему миру, почему мы говорим, что Россия начинается здесь.


ДОГОВОР С ЭРМИТАЖЕН

Василий Дмитриевич Белецкий (1919-1997г.г.) - археолог, впоследствии - Почетный гражданин Пскова, приехал в Псков в середине 50-х, воспротивился устройству сквера у стен Кремля и «подарил» Пскову Довмонтов город и его фрески. С 1962 года В.Д. Белецкий возглавлял Псковскую археологическую экспедицию Эрмитажа. Его исследования фресок обогатили науку уникальными открытиями.

Директором Эрмитажа в это время был Борис Борисович Пиотровский (1908-1990 г.г.) - ученый, археолог, действительный член АН СССР.

Георгий Петрович Степанов (1924-2007 гг.) - ректор ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, академик архитектуры, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор института им И. Е. Репина, Академии Художеств. Он работал в Пскове с 1947 по 1953 годы в летние каникулы, когда учился в институте И.Е.Репина. Построил гребную базу на р. Великой напротив Мирожского монастыря, проектировал жилые дома, делал обмеры крепости в Изборске.

Трое ученых часто пересекались в работе и решали общие задачи. В конце 80-х годов ХХ века В.Д. Белецкий, Б.Б. Пиотровский и Г.П. Степанов сошлись на том, что Эрмитаж отдаст фрески Довмонтова города Пскову при одном условии: если найдется достойное здание для музея, где они будут размещены - здание музея фрески.


Ася ЗАМАРАЕВА.

province@pskovline.ru.
Фото проектов предоставлены Зоей Степановой.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта