Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694) 
 
 
21 октября 2018, воскресенье, 15:13

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №19 (9821), 17/05/2017

Двадцать лет без России

Небольшой город Печоры, расположенный в западной части Псковской области, в нескольких сотнях метров от российско-эстонской государственной границы, для большинства россиян ассоциируется, прежде всего, со Свято-Успенским Псково-Печерским мужским монастырём, находящимся здесь и передавшим городу своё название - Печоры Псковские.

ГОРОД ДВУХ КУЛЬТУР

 Однако в силу почти уникальной особенности своей истории город обладает ещё одной притягательной чертой, способной усилить его туристическую привлекательность и расширить её спектр. В этом городе, как в археологическом раскопе, соседствуют и перемежаются материальные следы двух культур. Причина такого уникального сочетания в том, что старый русский город Печоры из более чем пятисот лет своей истории двадцать лет находился в составе другого государства, а именно - Эстонской Республики. Как известно, по Тартускому мирному договору 1920 года граница между Советской Россией и Эстонией была установлена по линии фронта, проходившей примерно посередине между Псковом и Печорами. Таким образом, издревле русский край, Изборск и Печоры оказались на двадцать лет оторваны от нашей страны. Но не от русской культуры.

ЭСТОНСКИЙ СЛЕД

Эстонский период печорской истории оставил весьма значительный след в городской застройке, который отчётливо виден до сих пор, по прошествии почти сотни лет. Его не стёрла война, дважды прокатившаяся через город, не смогли заслонить уныло-однообразные постройки советского периода.

Печоры вступили в эстонский период своей жизни крохотным уездным городком, облепившим монастырские стены. Чуть более 2000 жителей, две сотни домов, из которых только дюжина - каменные и полукаменные. По этническому составу население Печор было преимущественно русским. Эстонский путеводитель, изданный в Таллине в 1931 году, уничижительно называл Печоры начала 1920-х годов большой русской деревней.

Достаточно долго, вплоть до начала 1930-х годов, государственная власть Эстонии, а также её наместники в Печорах более-менее лояльно относились к сохранению элементов русской культуры в городе. Наряду с этим уже с 1924-25 годов была начата активная политика «эстонизации» городского населения путём привлечения в Печоры бывших сельских жителей юго-восточных районов Эстонии. И эта политика привела к тому, что к 1940 году эстонское население уже немного превышало русское.

Градостроительная политика эстонских властей стала отражением их стремления преобразовать вышеупомянутую «большую русскую деревню» в современный (пусть и небольшой) европейский город. Перефразируя советские лозунги середины ХХ века, Эстонская Республика на примере Печор древнего русского города, ближайшего к границам СССР (Изборск к тому времени не был городом уже полтысячи лет), стремилась наглядно продемонстрировать преимущества капиталистического образа жизни.

В ОСНОВЕ - ГЕНПЛАН

К середине 1920-х годов был разработан генеральный план развития Печор. Его авторы были реалистами и весьма трезво оценивали те финансовые ресурсы, которые небогатая Эстонская Республика могла выделить на переустройство нежданно доставшегося ей подарка в виде Печор, Изборска и прилегающей к ним территории. Поэтому разработанный ими генеральный план не предусматривал немедленной кардинальной реконструкции плотной, преимущественно одноэтажной деревянной застройки. Чтобы не тратить скромный бюджет на расчистку центра города и на переселение его жителей, новый административный центр Петсери (как теперь официально назывались Печоры) решено было возводить на тогдашней северной окраине города, развивая в дальнейшем город в северном направлении. Одной из важнейших причин для выбора такого вектора развития стало взаиморасположение города и железнодорожной станции, находящейся в трёх километрах севернее центра Печор. Когда к 1931 году была построена железнодорожная ветка Тарту - Печоры, соединившая кратчайшим и удобнейшим маршрутом Печорский уезд с центральной частью Эстонии и с Таллином, идеи генерального плана стали ещё более оправданы.

Новая улица, выходящая из старого центра Печор, и, круто поворачивая на север, прямой стрелой уходящая в направлении железнодорожной станции, стала главной композиционной осью нового Петсери. Да и название ей скоро поменяли: с непритязательного Aiatanav на Vabadusetanav (улица Свободы - кстати, она до сих пор носит это название). Именно вдоль этой улицы или в непосредственной близости от неё активно велось строительство жилых коттеджей, и были возведены все крупные новые общественные здания.

Первым крупным общественным зданием, построенным в Печорах после вхождения в состав Эстонии, стала кирха Святого Петра. Ранее кирхи не было по причине малого количества лютеран -городок-то был русским. А представители финно-угорской народности сету, составлявшие большинство местного нерусского населения, исповедовали православие. Конечно, за 5-7 лет количество лютеран не стало сопоставимо с количеством православных печерян, но возведение кирхи стало первым символом нового этапа в жизни города. Проект кирхи в сотрудничестве с петербургским архитектором, эмигрировавшим в Эстонию, Борисом Крюммером разработал коренной уроженец Псковской губернии архитектор Анатолий Алексеевич Подчекаев. Блестяще начав свою профессиональную деятельность в Пскове в 1910 году, он в 1919 году покинул Россию, как оказалось, навсегда. До середины 1920-х годов он успешно работал в Печорах - и в качестве архитектора, и в качестве совладельца строительной конторы «Зубченков и Подчекаев». Впоследствии он вёл весьма успешную архитектурную деятельность в Тарту, построив там немало зданий и занимая некоторое время должность городского архитектора.

Возвращаясь к кирхе Святого Петра, строительство которой в основном было закончено в 1925 году, заметим, что она стала и остаётся до сих пор самым высоким сооружением Печор. Если все панорамные фотографии, запечатлевшие облик города с конца 1910-х до 1925 года, были сделаны с верхнего яруса водонапорной башни, то самые эффектные панорамы нового Петсери сфотографированы с колокольни кирхи Святого Петра.

ГИМНАЗИЯ, ШКОЛА...


Возведение кирхи Святого Петра ознаменовало начало первой волны строительства новых зданий (прежде всего, общественного назначения), постепенно под давлением Великой Депрессии стихнувшей к середине 1930-х годов. Из довольно многочисленного (по меркам уездного городка) ряда построек необходимо отметить следующие здания:

1)    Гимназия, построенная в 1926-28 годах по проекту Тыниса Михельсона. Её главный фасад обращён в сторону улицы Свободы, а боковой фасад выходит на дубовый бульвар - один из непременных атрибутов новых городов и районов первой Эстонской Республики.

Здание построено в архитектурном стиле «историцизма», популярном в застройке Петсери на излёте 1920-х годов (а в других регионах Эстонии и до середины 1930-х), но не получившее дальнейшего развития.

2)    Начальная школа для эстонских детей, построенная рядом с кирхой Святого Петра в 1928-30 годах. Двухэтажное деревянное «П»-образное в плане здание спустя два года после постройки было оштукатурено и оформлено сдержанным классицистическим декором. Автор проекта пока не установлен, но весьма вероятно, что это тоже работа А.А. Подчекаева.

3)    Общественно-административный центр в самом начале улицы, вплоть до 1960-х годов остававшийся вторым высоким зданием в Печорах после кирхи Святого Петра. Автором проекта был довольно известный эстонский архитектор этнический немец Фердинанд Густав Адофф. Это здание было фактически первым многофункциональным зданием в городе. В нём были расположены отделение Государственного банка Эстонии, городской администрации, почты, суда, а также жилой блок.

4)    Здание печорской дружины (малева) военно-патриотической организации Кайтселийт, построенное в 1928-30 годах по проекту Бориса Крюммера.

5)    Двухэтажное здание Общества Девы Марии, построенное в 1931 году недалеко от монастыря по проекту Эрнста Кеса.

6)    Аналогичное по стилистике двухэтажное здание прихода Святого Петра, построенное рядом с кирхой также по проекту Эрнста Кеса.

БУРНАЯ, НО КОРОТКАЯ

Вторая волна массового нового строительства в Печорах была очень бурной и очень короткой, начавшись осенью 1939 года и завершившись в 1940 году. Причиной возникновения этой второй волны стал большой пожар, произошедший в сухой и ветреный день 24 мая 1939 года и уничтоживший третью часть зданий Пет-сери - в основном в старой центральной части города, где дома стояли близко друг к другу. Уже на следующий день после пожара землемер Бох на основе фиксационного плана 1926 года выполнил карту пострадавших от огня частей города. В составе специально созданной комиссии Печоры осмотрел один из лучших градостроителей Эстонии Антон Соанс. Схему генплана разработали известные эстонские архитекторы Фридрих Вендах и Йоханнес Пикков.

К сожалению, у нас в Пскове (да и в России, пожалуй) ещё нет своего Марта Кальма, благодаря архивным изысканиям и фундаментальным монографиям которого проекты и постройки эстонского функционализма получили достойное и всестороннее освещение. Профессиональное изучение феномена печорской архитектуры эстонского периода тормозится тремя факторами. Во-первых, эстонские исследователи архитектуры почти полностью обходят молчанием Печоры, как будто обиженные на утрату недолго принадлежавшего Эстонии русского города. Во-вторых, все документы, касающиеся застройки Печор 1920-40 годов, хранятся в архивах Таллина и Тарту, и в подавляющем большинстве написаны на эстонском языке, делая их практически недоступными для российских исследователей. В-третьих (и это, на мой взгляд, главное), орган охраны памятников Псковской области абсолютно индифферентен к этой проблеме, равнодушно наблюдая и фактически одобряя многочисленные ремонтные искажения облика немногих сохранившихся зданий «эстонского периода». В Заданиях на производство работ по сохранению объектов культурного наследия, составляемых Госорганом, практически никогда не содержится требование о проведении историко-архивных исследований. Вследствие этого не только не предпринимаются попытки воссоздать первоначальный облик зданий, но и уничтожаются сохранившиеся первоначальные элементы декора, внутренней отделки, инженерного оборудования зданий. Мы стремительно и неотвратимо утрачиваем уникальный характер Печор как города двух культур.

Владимир ВАСИЛЬЕВ,
член Союза архитекторов и Союза реставраторов России (Псков).

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта