Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№ 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681) 
 
 
20 2018, пятница, 06:02

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №24 (9826), 21/06/2017

"...Собранье пёстрых глав"

В Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина "Михайловское" в третий раз прошёл фестиваль молодёжных театров.

«..И С ТОЙ ПОРЫ ЗА МНОЮ НЕ ПРИХОДИЛ МОЙ ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Так начинается спектакль Владимира Деля — актёра театра из маленького рязанского города Скопина. Актёр ведёт сквозь пушкинскую трагедию двух перчаточных кукол — каких-то неожиданно очень некрасивых. Мы ведь как представлять Моцарта привыкли? Вечно молодой, влюблённый, в парчовом камзоле, в напудренном парике, смеётся над «скрыпачом». Да, а со слепым музыкантом всё ещё куда более грубо и откровенно: гипсовые, ещё не застывшие барельефы Моцарта и Сальери человек в грубом фартуке и посмертной маске на лице вдруг сгребает, сминает в комок, сооружает нечто почти бесформенное — какой-то кубик с жуткими чёрными стёклами вместо глаз. Водружает эту «лепнину» на бутылку — вот вам голова и туловище...

«Труден первый шаг», — произносит труженик Сальери, не оставляя работы, и просыпает на столешницу душную гипсовую пыль. В её потоке мелкие камушки, которые в кровь сбивают ноги путника — каждому в башмаки попадали такие. А вот моцартовский Чёрный человек, так тот просто состоит из одних только чёрных, остроконечных башмаков — нет лица, нет ничего, кроме звука шагов, у того, кто однажды придёт за тобой. Символ лепится к символу, вдруг заставляя вспомнить о Някрошюсе начала 90-х: литовский режиссёр тогда тоже «задавал» зрителю такую же плотность действия, такое же множество знаков и кодов на единицу сценического времени.

Маленький город Скопин и фамилия Делей — Владимира, отца, который играет «Моцарта и Сальери» на михайловской сцене, и Ильи, который смотрит спектакль из зала — «рифмуется» с Пушкиным и Псковом. Их молодёжный театр «Предел» памятен нашим театралам по очень ярким работам, представленным на «старом», не нынешнем, а на том, «настоящем» Всероссийском Пушкинском театральном фестивале. В 1998 году это был спектакль всё по тому же «Моцарту и Сальери» (и Моцартом, «сочиняющим» музыку «Битлов», был ещё совсем маленький, 13-летний Илья). Через 12 лет этот же театр привёз в Псков и в Пушкинские Горы « африканский» моноспектакль «Жадный Джамба» по «Скупому рыцарю», где Илья — выпускник петербургской Театральной академии, молодой, но уже весьма искушённый артист —  играл во всех масках поочерёдно. В нынешнем Пушкинском театральном фестивале, изрядно, чуть ли не до полного отсутствия Пушкина «обновлённом», Делям уже, похоже, не участвовать, и, вероятнее всего, Псков не увидит, как человек с загипсованным лицом примеряет ещё и чёрные очки слепца, не доверяя пушкинской ремарке о том, что уже — «конец трагедии».

Пушкинским Горам в этом смысле повезло гораздо больше.

СИСТЕМА КООРДИНАТ


Нынешний фестиваль молодёжных театров в музее-заповеднике «Михайловское» нужно признать удачным: при всей его пушкинской «пестроте» там было, что посмотреть, и, главное, было о чём задуматься после просмотров.


В отличие от прошлогоднего, на который собрали, по большей части, драматические и музыкальные коллективы, работающие при музеях, нынешний фестиваль, за редким исключением, был студенческим. Два курса — третий и выпускной —  питерского Российского государственного института сценических искусств (многим пока привычнее называть учебное заведение недавним его именем — Театральная академия). Плюс театр, созданный несколько лет назад из такого же курса сразу после его выпуска из академии. Третьекурсники легендарной «Щуки» — московского Театрального института имени Бориса Щукина. Студенты Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова и РГПУ имени А. И. Герцена, объединённые в театр-студию «Берег». Именно эти ребята через несколько лет будут определять уровень, направление и тон российского театрального искусства. Или — повторим слова Народного артиста России, лауреата Госпремии РФ, театрального педагога и режиссёра Владимира Рецептера, сказанные им во время фестивальной творческой встречи: определять систему нравственных координат. Театр, считает Владимир  Эммануилович, именно этим всегда и занимается. Тем, собственно, и важен.

Итак, повторим, «Михайловское-2017» нужно признать удачным, несмотря на то что готовился этот съезд почти судорожно. Во-первых, о том, что фестиваль всё-таки состоится, стало известно буквально за пару месяцев до его открытия. Это при том, что — снова процитируем Рецептера, имеющего за плечами двадцатилетний опыт Пушкинского театрального фестиваля в Пскове и в «Михайловском»: «Фестиваль надо готовить год, фестиваль надо готовить жизнь!» Кроме того (и это, во-вторых), для Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге, который впервые вошёл в число организаторов столь масштабного по музейным меркам мероприятия, это «государственное задание» стало полной неожиданностью. Хотя, признаёт Рецептер, «...затея интересная. А вот во что она выльется — не могу знать. Как и то, будут ли ещё такие фестивали с моим участием: в Министерстве культуры меня об этом не известили».

Обидные это времена, когда Пушкин — и тот полностью зависит от чиновников.

У ОЗЕРА...

Студенческий Пушкин, впрочем, о чиновниках не вспоминал. Молодые люди старались то доброе, что заложено в его стихах и прозе, преумножить. Или, точнее, «укрупнить»: такое слово подобрала Анна Дубровская, руководитель III курса «щукинцев», которые с трогательной, чуть нарочитой, «школьной» наивностью играли спектакль «Кюхля» по прозе Тынянова — о лицейских годах Пушкина.

Очень-очень доброй получилась «Сказка о рыбаке и рыбке» от питерского «Берега». Здесь особенно важным был финал, когда натерпевшийся от капризной жены старик. обнимает старуху в знак примирения и сердечной вечной любви. Это представление было хорошо ещё и тем, что на всём его протяжении звучали подлинные, старинные, пушкинских, а то и допушкинских времён крестьянские песни, записанные фольклористами в Псковской и Тверской областях.

На контрасте с народными песнями очень интересно прозвучали музыкальные сцены из оратории (!) Валерия Гаврилина «Скоморохи» — ими начали свой спектакль-концерт воспитанники курса Владимира Рецептера в РГИСИ. Исполнение столь сложной музыки (и, добавим, не менее сложной сценической партитуры, срежиссированной Владимиром Рецептером и его учеником Денисом Волковым) было не по-студенчески профессиональным, мощным, впечатляющим.

И очень правильно, что качественную чтецкую программу, подготовленную студентами-выпускниками РГИСИ, их педагоги и организаторы фестиваля решили проводить не в концертном зале, а под открытым небом, на скате михайловского холма, у озера Маленца. Хорошо поставленные голоса, рассказывающие то трагическую историю любви Алеко к Земфире, то чудный сон Татьяны, летели к пушкинскому небу, и девушке, преображавшейся в русалку, вольно было «играть» в траве, а студенту-Пушкину — срывать луговые цветы для окруживших его красоток.

...А ещё на этом фестивале Пушкин «аукался» с Гоголем. Но два действительно блестящих спектакля по прозе и письмам Николая Васильевича и монолог Владимира Рецептера о том, что «Ревизор» — вполне себе жизненная история из пушкинских оренбургских впечатлений — это уже совсем другая история.

Даже, пожалуй, не просто история, а в том самом, для Пскова, Михайловского и Петербурга заветном театральном собрании сочинений Пушкина — отдельная глава.


В ТЕМУ

Георгий Василевич, директор музея-заповедника «Михайловское»:
- В каждом великом произведении, которое играется «на театре», есть удивительный отзвук слов Гоголя, сказанных, правда, не здесь, в Михайловском, и не в Петербурге — в далёком Риме: «Целой верстой здесь человек ближе к Богу...» Гоголь считал, что тот, кто побывал в Риме, уже никогда не будет несчастливым. И в этом смысле этот пушкинский театр, который продолжает нас с вами радовать и волновать, он тоже по-своему такой Рим. Познакомившись с ним, уже нельзя быть несчастливым, что бы ни происходило».


Сначала всё идёт обыденно, и театра, как полагает зритель, ещё никакого и нет. Просто вихрастый и долговязый молодой человек закрывает дверь на балкон, аккуратно придерживая гардину, раздуваемую ветром; ворчит, закипая, простой электрический чайник; не старый ещё человек с сединой на висках заваривает крепкий чай, ставит стакан на стол, надевает грубого полотна ремесленный фартук и начинает размягчать комок мокрого гипса, шлёпая им о ту же столешницу. Он плотно забивает серой массой две формы, а оттиски лепит на обложки фолиантов. Получаются барельефы: Моцарт — и Сальери. Скульптор устало вытирает ладонями лицо. Ладони в гипсе, и человек оказывается словно в посмертной маске. И знаменитый монолог про правду, которой нет на земле, произносит тот, кто кажется зрителю и пылким, и мёртвым одновременно...


«И Я ТАМ БЫЛ.»
Показы Международного молодёжного фестиваля «Михайлов-ское-2017» шли в Пушкинском Заповеднике шесть дней. В афишу включили девять спектаклей, представлений, литературных и музыкальных программ. Несколько из них (как, например, спектакль-концерт «Скоморохи. Певцы. Актёры» студентов РГИСИ или «Вальс имени Гоголя» театра «Пушкинская школа») были премьерными. Кроме того, в рамках фестиваля в эти же дни в музее провели две творческие встречи — с Владимиром Рецептером и Валентином Курбатовым.


Лидия ТОКАРЕВА.
Фото Натальи Алексеевой (информационная служба Пушкинского Заповедника).

 

 

 

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта