Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668)  №20 (9667)  №19 (9666)  №18 (9665)  №17 (9664)  №16 (9663)  №15 (9662)  №14 (9661)  №14 (9712)  №13 (9660)  №12 (9659)  №11 (9658)  № 10 (9657)  № 9 (9656) 
 
 
22 2018, понедельник, 09:03

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. № 28 (9830), 19/07/2017

За все благодарю!

Есть даты, которые невозможно не заметить, и люди, которых невозможно не поздравить. Отметила свой юбилей директор Писковской средней общеобразовательной школы Псковского района Татьяна Семеновна Поваренкина.

Энергичная, спортивная, исполненная идей и забот, сдержанная и стильная, никак не соответствующая своим 60-ти, она скромно перекладывает все свои заслуги на других, не сетует на проблемы и ответственность, а о себе, кажется, даже не умеет говорить. Ее рассказ о себе – это просто череда благодарностей тем, кто в ту или другую минуту оказывался рядом.

И все же в этот юбилейный и для директора, и для района год мы решили приоткрыть завесу таинственности над жизнью этой удивительной женщины, которая всем в жизни интересуется, во всех замечает лучшее, все успевает, и все старается делать - на высший балл.

ИСТОКИ

Родилась Татьяна в Великих Луках, в большой, дружной и трудолюбивой семье железнодорожников. Звания Почетного железнодорожника был удостоен отец, старшая сестра, ее муж, дядя и его двоюродный брат – все работали на железной дороге. А вот Танюшка ушла в сторону.

Она была прилежной и инициативной ученицей, активисткой в общественной работе и секретарем комсомольской организации. «Школьные годы чудесные» и сегодня вспоминаются трепетно и с благодарностью: торжественная церемония вступления в комсомол в музее имени Александра Матросова, первая поездка в стройотряд, точнее – в колхоз имени Горького в Ставропольском крае. Интересное было время, жаль, что сегодняшние дети лишены трудовых подвигов, соцсоревнований и песен у костра.

Особенно повезло с педагогами. В Великих Луках как раз закрыли пединститут, и некоторые из преподавателей вуза пришли в школу №4, где училась Татьяна. Значительно позже Татьяна Семеновна, говоря о роли учителя в формировании личности ребенка, будет в первую очередь вспоминать себя в руках школьных педагогов, и вновь благодарить учителя русского языка и литературы Лидию Андреевну Федосееву и учителя истории  Надежду Андреевну Ферстер. Именно они сориентировали девушку на глубокое самостоятельное изучение поэтов Серебряного века начиная с Блока, открыли силу слова и потрясающую глубину русской литературы. После таких откровений могло быть только поступление на филфак, что и произошло.

В Псков Татьяна приехала в 17 лет. Успешно сдала вступительные экзамены, попала в абсолютно девичью и быстро сдружившуюся группу  - 25 девчонок, и погрузилась в чудесный мир литературы и веселую круговерть студенческой жизни. Ах, какая глубина философской мысли и чувств открывалась в, казалось бы, известном, когда занятия вели Слинина Эльза Владимировна и профессор Евгений Александрович Маймин! И сразу понятно, что важнее литературы и русского языка предметов нет и быть не может!  В этом, к слову, Татьяна Семеновна убеждена и теперь, ведь «язык – основа всего сущего, основа изучения всех предметов, а литература – это базис для формирования мировоззрения человека. И не случайно, и хорошо, что в школу сейчас вернулось экзаменационное сочинение».

СЕМЬЯ

Любимых внуков, двое из которых пока живут рядом, в Писковичах, Татьяна Семеновна тоже воспитывает с помощью литературы. По принципу, что все новое – хорошо проверенное старое, первыми идут стихи Агнии Барто, затем учится наизусть Маяковский в размышлениях «Что такое  - хорошо, что такое – плохо», и так далее. … А еще пятилетняя Маша и трехлетний Иван катаются с бабушкой на велосипедах: она в молодости всерьез занималась велоспортом, участвовала в гонках, а теперь вот и внуков приобщает потихоньку. Жаль, что дети сына живут далеко, в Москве, а то и они бы катались!

Обо всех членах своей семьи Татьяна Семеновна рассказывает с уважением и любовью, немногословно, ответственно: о проявляющихся способностях внуков, которые надо развивать, о серьезности и старательности детей. Особенно благодарит и подчеркивает достоинства мужа – Александра Павловича, с которым они в сентябре этого года отметят 40-летний юбилей супружеской жизни. Говорит, что он настолько ответственно и скрупулезно относится к любому делу, что всегда получает идеальный результат. И тут повезло? Безусловно, соглашается моя героиня, и тут же говорит о достоинствах его родителей, Павла Александровича и Елены Васильевны – педагогов сельскохозяйственного техникума.

Вместе с 40-летием семейной жизни Татьяна Семеновна отметит и 40-летие своего педагогического стажа. А в Писковскую школу она пришла в 1981 году. Последние три с половиной года работает здесь директором: смеется, что выбрали ее потому, что живет ближе других, прямо через дорогу от школы. До этого семнадцать лет была завучем. И тогда, и сегодня оставляет себе учительские часы русского языка и литературы. Конечно, это тетради по ночам, и дополнительная нагрузка к ненормированной и многотрудной директорской работе, но это – и живые эмоции, и горящие детские глаза, и в каждом классе – несколько человек, для которых литература станет предметом изучения и образом жизни.

ДИРЕКТОР

Работу директора проверяют постоянно: прокуратура, Роспотребнадзор, пожарные, санэпидстанция и ведомственные вышестоящие организации. Хозяйство большое: к школе относится и детский сад, и, в качестве филиалов, Залитская, Верхолинская, Остенская школы. Работать надо хорошо, чтобы всё, от выполнения президентской дорожной карты до порядка на пришкольной территории, было на высшем уровне. А еще есть острые вопросы, входящие в зону ответственности, но решаемые только на уровне финансирования.

- У нас замечательный коллектив, больше чем две трети педагогов – выпускники нашей школы, многих я учила, поэтому у нас особые отношения, - рассказывает Татьяна Семеновна. -  Есть такое понятие, как должностные обязанности, и есть такое короткое и емкое слово «нужно». В школе многое делается сверх должностных обязанностей. Многое делают педагоги бесплатно, просто потому что нужно. Например, в подготовке и проведении ГИА больше половины задействованных педагогов были наши учителя. У них, как у всех, отпуск 56 рабочих дней, по сути – 2 месяца. Но они работали в штабе, в неимоверном психоэмоциональном напряжении, переживали за каждого ребенка. Дополнительно не оплачивается. У нас много преподавателей-подвижников, предлагающих новые инициативы и проекты. Все это приветствуется, но не финансируется.

О продолжительности отпуска директора Татьяна Семеновна сказать не может, ремонтные и финансовые вопросы - вне времени. Школу надо подготовить к началу занятий.Отдых - в Загорицах на даче. Много лет, поэтапно, основательно, без спешки и с любовью строящийся дом (теперь уже и газ подведен!), геометрически правильно расчерченный участок, цветы, ягоды, овощи, сад. Словом - отрада душе, дело рукам, порядок мыслям, место отдыха и решения всех директорских головоломок.

УЧИТЕЛЬ

Директор с удовольствием и явной гордостью проводит нас по классам, уже ожидающим 1 сентября: отлично оснащенный класс информатики, классы литературы, математики, биологии, учительская… Почти в каждом кабинете - интернет, современные технологии, видеоэкраны. Молодым учителем Татьяна Семеновна подрабатывала в школе лаборантом кабинетов физики и химии и сожалеет, что сейчас реактивов и практики стало гораздо меньше: школьники смотрят опыты на экранах. Вроде все то же, и даже безопаснее, ничего не взорвется, но что-то теряется.

Замещают ли новые технологии роль учителя в формировании личности ребенка? Татьяна Семеновна уверена, нет. Детям нужно живое общение, живое слово, нужны эмоции. Никакая техника, никакие «цифровые образовательные ресурсы», видеоуроки не могут заменить общения ученика и учителя. Современный федеральный образовательный стандарт предполагает и оценку учениками учеников, работы в парах, группах, проектах. Исследовательские работы учеников - то, чем гордится школа, - каждый год получают признание вплоть до федерального уровня.

Содержание школьных образовательных курсов за последние сорок лет претерпело уже не  одно изменение, особенно в литературе и истории. Но учитель Поваренкина считает, что от ухода агитационных произведений советского периода потери минимальные, зато появилось время для углубленного и разнопланового изучения ее любимых авторов Серебряного века. И переучиваться вместе с детьми - не сложно, рефераты, исследовательские работы учеников, живое обсуждение и свободомыслие  захватывают. А вот учебники, как и прежде, оставляют желать лучшего. Они словно специально написаны, чтобы отвратить от предмета: однотипные биографии, сложные трактовки произведений… Использовать их можно лишь как ориентиры, а дальше каждый педагог - творец.

О том, какие творческие и интересные педагоги работают в школе, Татьяна Семеновна говорит все время. Если задаться целью перечислить, с кем ей повезло в школе, кажется, можно просто открывать список сотрудников, с кем повезло в жизни - перечислять всех друзей и знакомых. Вначале так и думалось - сложить мозаику юбилейного портрета из фамилий и имен соучастников становления этой удивительной женщины. Но для многих именно она стала в жизни образцом подражания, авторитетом и идеалом. И многие из ее учеников, разлетевшиеся по миру, талантливые, удивительные и очень разные, с теплом вспоминают родного преподавателя, шлют приветы издалека. От всех их - низкий поклон Учителю.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото Ивана ЧУЛКОВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта