
У граждан всегда находятся веские аргументы «выпустить пар». А вот медиков почему-то никто не спрашивает, хотя на самом деле им есть, что сказать. В этом убедились корреспонденты «Псковской провинции», проведя один рабочий день с сотрудниками отделения скорой и неотложной помощи Псковской межрайонной больницы.
9 утра. В это время в редакции обычно начинается рабочий день, а здесь он и не думал заканчиваться. Просто одна бригада сменяет другую. Старший фельдшер отделения Раиль Агакишиев, который только что заступил на суточное дежурство, выглядит свежим. Хотя ему приходится отдыхать меньше всех. Плюсом к суточным дежурствам - бумаги, отчеты, совещания. А сегодня еще и журналисты «в нагрузку».
В день нашего дежурства вызовы принимает веселая и добродушная Майя Петрова. За 37 лет, что она работает на «Скорой», насмотрелась и наслушалась всякого: и угроз, и нецензурной брани, и нелестных высказываний в адрес медиков. Но ни должностные инструкции, ни чисто человеческие принципы не позволяют ей отвечать хамством на хамство. Каждому недовольному она терпеливо объясняет, что радиус обслуживания огромный (например, до самой крайней точки - деревни Локоть - добираться 40 минут), и домчать со скоростью вертолета по нашим дорогам невозможно чисто технически. Особенно осенью и зимой.
Мы с Раилем и Анной Петровой - студенткой 4 курса медколледжа, подрабатывающей на станции санитаркой - мчимся в одну из отдаленных деревень Ядровской волости. На дорогу уходит 12 минут. Мужчина с хроническим простатитом жалуется на боль в нижней части спины и паху. Осмотрев больного, Раиль его успокаивает - нет ничего критичного. А вот показатели давления пациента заставляют Раиля измениться в лице. Систолическое, то есть верхнее - 240. Это очень много! Тревожит фельдшера и то, что мужчина своего давления не чувствует. Так бывает в случае запущенной гипертонии, от которой до инфаркта и инсульта, что называется, рукой подать.
- Пациент недооценивает опасность своего заболевания и не пьет базовые препараты, прием которых в данной ситуации должен быть пожизненным, - отмечает Раиль. - И это довольно типичная проблема. Чаще других «Скорая» выезжает к больным с повышенным давлением.
Не заезжая на станцию, отправляемся на два других вызова в крупный населенный пункт. В одной квартире пожилую женщину «замучила сикардия» (так она сказала диспетчеру). Оказалось, что бабуля, у которой в анамнезе бронхиальная астма, переборщила с ингалятором. Отсюда нарушение сердечного ритма и резкое ухудшение самочувствия. По другому адресу становимся свидетелями приступа истерии у молодой женщины. Фельдшер делает женщине успокоительный укол и рекомендует пройти курс лечения в психиатрической больнице в Богданово.
По пути назад поступает еще один вызов. 78-летнего мужчину с инфарктом из приемного отделения межрайонной больницы нужно доставить в региональный сосудистый центр. Состояние пациента тяжелое, счет идет на минуты. Раиль и Анна действуют быстро и молча, от больного не отходят, неотложные реанимационные мероприятия проводят прямо в машине, благо в салоне есть для этого все необходимое. Водитель тоже свое дело знает. По вечернему городу мчимся с сиреной и «мигалкой» и уже через 12 минут оказываемся на месте.
Мой рабочий день закончен. От эмоционального напряжения и частых переездов едва стою на ногах и завидую Раилю с Анной, которые совсем не выглядят уставшими. А ведь им еще 12 часов дежурить! Прощаясь, медики хором уговаривают меня не желать им спокойной ночи, потому что тогда будет все с точностью до наоборот. Примета такая! Утром узнаю, что дежурство прошло в штатном режиме. Было «всего» пять вызовов, а ведь случается в два больше. Майя Петрова вспоминает, как однажды с полуночи до шести утра 24 раза отвечала на звонки. С таким ритмом жизни можно быстро «перегореть», но медики не жалуются и честно (я сама видела) делают свое дело. А тех, кто чем-то недоволен, «вылечить» очень легко - нужно хотя бы сутки подежурить с медиками на вызовах.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Фото Ивана ЧУЛКОВА.