Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677)  №29 (9676)  №28 (9675)  №27 (9674)  №26 (9673)  №25 (9672)  №24 (9671)  №23 (9670)  №22 (9669)  №21 (9668)  №20 (9667)  №19 (9666)  №18 (9665)  №17 (9664)  №16 (9663)  №15 (9662)  №14 (9661)  №14 (9712)  №13 (9660)  №12 (9659)  №11 (9658)  № 10 (9657)  № 9 (9656) 
 
 
22 2018, понедельник, 03:34

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №1 (9854), 10/01/2018

Акварельная история

Собрание Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» недавно пополнилось двумя ценными экспонатами - дорожными альбомами Николая Лансере 1903 и 1930 года.

Даже у тех, кто только поверхностно знаком с историей отечественного изобразительного искусства в счастливый период русского Серебряного века, эта фамилия на слуху. Братья Евгений и Николай Лансере (первый - известный художник, второй - архитектор и историк искусств, оба члены знаменитой когорты художников - объединения «Мир искусства») и их сестра Зинаида (весь мир знает её как Зинаиду Серебрякову - блестящего портретиста) - представители одной из самых ярких художественных династий рубежа ХIХ-ХХ столетий. Даже, строго говоря, двух из самых известных династий. Их мать Екатерина Николаевна - урождённая Бенуа; впрочем, она и сама была не просто «наследницей имени», но и хорошим художником-копиистом. Их отец Евгений Александрович Лансере - известный русский скульптор-анималист.

«УПОЁН ВСЕМ ЭТИМ...»


В псковских краях Николай Лансере впервые оказался в самом начале ХХ века, ещё будучи студентом академии художеств. По заданию Академии и Синода нужно было зарисовать, а также выполнить обмеры и описания старинных псковских церквей - успеть запечатлеть для потомков и истории деревянные здания, которые приходили в упадок, горели, разрушались... В эту поездку Лансере отправился с приятелями и однокашниками Владимиром Щуко и Людвигом Шрётером. (Добавим в скобках, что их имена позднее тоже войдут в «золотой список» русской культуры как имена выдающихся архитекторов своего времени. По проекту Щуко в Москве, например, будут построены Библиотека имени Ленина и главный павильон ВДНХ; он же, кстати, выступит и автором проекта реконструкции дома-музея и всего музейного комплекса в псковском Михайловском в 1911 году.)

Но тогда, летом 1903 года, повторим, Николай Лансере и его товарищи ещё студенты. При этом блестяще талантливые и уже профессионально подкованные, чтобы оценить «материал», с которым им предстоит работать. Так, Щуко пишет в письмах домой: «...упоён всем этим... работаю как угорелый».

Маршрут следования маленькой студенческой экспедиции проходит по самым знаковым местам губернии: Изборск -Печоры - Остров - Воронцово - Чернозерье - Тригорское - Опочка - Великие Луки. По пути молодые люди иногда заезжают и в совсем глухие деревушки, где ещё сохранились древние деревянные церкви. Николай Лансере пишет матушке, что природа на Псковщине удивительно живописная, что места «напоминают Финляндию».

В Пскове друзья останавливаются «в лучшей гостинице «Москва», рядом с городским садом. В саду - буфет, а ещё там играет военный оркестр («сию минуту играет «Петровский Преображенский марш» - уточняет в письме Николай). А вот Изборск после «милого Пскова» показался студентам «такой дырой, что не приведи Господи!». Гостиница (описывая её в письме к брату, Лансере уничижительно заключает это слово в кавычки и уточняет, что на самом деле это скорее чайное заведение) оказалась «...невероятной гадостью: грязь, вонь и миллионы клопов! Несмотря на живописное расположение и старые башни и стены, Изборск не мог заставить нас решиться остаться ещё одну ночь».

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА - УНИКАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ

Более всего в этой поездке Николай Лансере интересуется стариной, примечает орнаменты, украшающие здания и одежду местных жителей. И вот уже на полях писем появляются рисунки: старинная церковь в Чернозерье, в 27 верстах от Выбора; храм в Жадре 1694 года постройки. Или акварельный орнаментальный «пояс» с изображением рыб и подпись к нему: «Верхняя часть изразцовой печи (реставрация) в Поганкиных палатах в Пскове». Нужно ли объяснять, насколько важны для современного историка искусства такие беглые, но профессионально точные «путевые впечатления»!

Для музейщиков «Михайловского» особенно важны описание и зарисовки, которые Николай Лансере сделал в Тригорском и Михайловском. Это ведь не просто набросок именитого художника: в до фотографическую эпоху такой рисунок, выполненный рисовальщиком с точной рукой и верным взглядом, можно и должно рассматривать как документ. Тем более письмо Лансере дошло до нас из 1903-го, а самый ранний вид дома Осиповых и Вульфов, на картине художника Владимира Мешкова (это полотно экспонируют сейчас в буфетной в Тригорском доме), относится к 1916 году.

Стараниями сотрудников «Михайловского» в фондах музея сейчас хранятся и эти, 1903 года, письма и небольшой -  девять с небольшим в ширину и шестнадцать с половиной сантиметров в высоту - альбомчик, который художник использовал как своего рода художественную записную книжку, для акварельных и карандашных набросков в путешествии.

Есть в собрании и две тетрадки, которые Николай Лансере заполнял во время своего второго визита в Псков и псковские пушкинские места, уже в 1930-м. В одной из них - виды Михайловского, Святых Гор и Пскова, в другой - снова Псков, Свято-Успенский монастырь в Святых Горах, Тригорское, трогательные пушкиногорские деревеньки... Всё это музейщики не просто хранят - серьёзно изучают.

-    Историческая ценность этих материалов неоспорима, - убеждена сотрудник научного архива Пушкинского Заповедника Татьяна Иванова. - Ведь многие пейзажи, зарисованные Лансере, давно изменились. Церкви и монастыри сильно пострадали - одни в 1920-е - 1930-е годы, другие во время Великой Отечественной. Какие-то из них позже были реставрированы и существуют уже в ином виде, реставрация других не закончена, некоторых уже не будет никогда. И изображения утраченных Воскресенской Воронической церкви или Благовещенского собора Псковского Кремля в альбоме, и зарисовки древних церквей псковских погостов на полях писем не только - безусловно! - обладают художественной ценностью. Они являются ещё и уникальными документами по истории Псковской земли.


ФАКТЫ

*    Документы, связанные с пребыванием Николая Лансере в Псковской губернии, поступили в музейное собрание в разные годы. Так, цитируемые здесь письма появились в фондах в канун двухсотлетия со дня рождения Пушкина, при содействии Татьяны Гейченко, дочери первого послевоенного директора «Михайловского», музейщика-легенды Семёна Степановича Гейченко. Недавно же собрание «Михайловского» пополнилось двумя альбомами, которые датируются 1903 и 1930 годами. Посетителям Пушкинского Заповедника их представили на традиционной, ежегодной выставке новых поступлений в музейное собрание.


*    Впервые о письмах Николая Лансере с его впечатлениями о поездке по Псковской губернии в 1903 году Татьяна Иванова подробно рассказала читателям в публикации «Псковская земля и пушкинские места Псковщины глазами Н.Е. Лансере» («Михайловская пушкиниана», вып. 60, 2013). О псковских студенческих впечатлениях Владимира Щуко - тоже с цитатами из писем будущего архитектора родным - можно прочесть в статье С.С. Гейченко «Архитектурные памятники Пушкиногорья» (газета «Пушкинский край», номер от 14 апреля 1984 года).Алина ЕГОРОВА. Репродукции рисунков Николая Лансере предоставлены музеем-заповедником «Михайловское».


Алина ЕГОРОВА.

Репродукции рисунков Николая Лансере предоставлены музеем-заповедником «Михайловское».

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта