Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681)  №33 (9680)  №32 (9679)  №31 (9678)  №30 (9677) 
 
 
21 2018, четверг, 11:26

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №15 (9868), 18/04/2018

Матрешкин завиток

Без малого пять месяцев по субботам в музее-заповеднике «Михайловское» работала Студия эстетического развития детей, и это оказался замечательный опыт.

Вначале был... пригласительный билет. На первое же занятие к ребятам пришёл улыбчивый и обаятельный, очень добрый музейный художник Александр Николаевич Иванов. Разговор повели о том, что такое музей и зачем этот «склад старых вещей» нужен современному человеку, да что там - всему нашему миру. А ещё говорили о том, чем занимается в музее художник и, больше, люди каких профессий ещё нужны в музее. Сошлись на том, что по-настоящему ни один специалист, если он действительно мастер своего дела, здесь не будет лишним. И вот потом проектировали тот самый сувенирный пригласительный билет, каждый свой.

А уже в следующую субботу студийцы и их родители отправились в «Путешествие по картинной галерее». Учились отличать друг от дружки не только портрет, пейзаж и натюрморт (это, как выяснилось, очень легко), но и распознавать живопись и графику (а вот такое задание - труднее). В награду за успехи в конце урока малышам даже разрешили самостоятельно поработать на настоящем офортном станке. Эта замечательная вещь когда-то принадлежала большому мастеру, основателю псковской школы графики Валентину Васильеву, а теперь хранится в Пушкинском Заповеднике. Да не просто хранится, а ещё как активно работает!

А потом. Впрочем, даже просто перечислить, сколько интересного узнали ребята на музейных занятиях, не просто. Они рисовали пригласительные открытки и диафильмы - пусть не целиком, отдельные кадры, но всё-таки! Они рассматривали, что носили в дамских сумочках современницы Пушкина и сравнивали увиденное с тем, что лежит в сумке у сегодняшних женщин. Пробовали «растапливать» самовар - это, конечно, хлопотнее, чем согреть привычный чайник, но вкус приготовленного таким образом чая того стоит! Они учились вальсировать и осваивали комплекс «пушкинской гимнастики» - те самые упражнения, которые выполняли на занятиях воспитанники Императорского Царскосельского лицея. Рисовали книжные буквицы. Играли в крестьянские игры пушкинской поры и азартно кричали: «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?» «Оживляли» кукол-артисток из петрушечного театра, прочее, прочее, прочее. Благо, у музея-заповедника в запасе столько забав и занятий, а главное - знающих и любящих своё дело специалистов, многие из которых, к тому же, в своё время получили качественное педагогическое образование.

Много нового на занятиях студии узнали не только дети, но и их мамы, папы, бабушки, которые при желании могли свободно присутствовать на уроках. И главное открытие, конечно, - о том, что при всей нашей любви, мы о наших детях, об их характерах, симпатиях и опасениях, знаем далеко не всё. А это значит, не всегда можем им помочь там, где действительно нужна помощь и ненавязчивая поддержка.

Один из самых тревожных «педагогических звоночков»,- делится наблюдениями куратор проекта, методист Пушкинского Заповедника по музейно-образовательной деятельности Татьяна Тимошина, - ребята часто боятся, что у них не получится, особенно если видят перед собой действительно совершенный образец. И не готовы самостоятельно преодолеть свои страхи и неумения. Они не пробуют снова и снова, а пасуют, отказываются даже от первой попытки.

Так, например, одну из студийных суббот в музее посвятили изучению куклы-матрёшки. Педагог рассказала о том, как родилась кукла, которую сейчас считают чуть ли не символом русской крестьянской культуры, объяснила, как именно делали деревянных «кумушек» и чем отличались матрёшки, изготовленные в разных регионах - например, инкрустированная ржаной соломкой вятская или расписная подмосковная. А потом предложила: а давайте, используя кисточки разной толщины и самую яркую гуашь, нарисуем на листах бумаги ягоды, цветы, листья, да и просто завитки, какими традиционно, издавна украшают деревянных куколок.


-    Вот что, казалось бы, проще, но! Вы не представляете. Мне пришлось не просто объяснять, как нарисовать простой завиток, но брать ребёнка за руку, водить вместе с ним по листу кисточкой. И ведь не один такой нерешительный оказался.

Другой момент - неожиданные «пробелы» в детской картине окружающего мира. Например, на занятии, которое называлось «На столе, блистая, шипел вечерний самовар», студийцам рассказывали о «чайном этикете» пушкинского времени. И тут выяснилось, что никто из малышей не знает, что такое листовой чай: дома второпях заваривают только пакетированный.

-    Показала крупнолистовой, мелколистовой; вместе понаблюдали, как чаинки, залитые кипятком, разворачиваются, -но столько недоверия на лицах было! А уж в то, что красный чай - тоже чай, мне кажется, и вовсе никто из детей до конца и не поверил, - смеётся Татьяна Тимошина.

На ближайшую субботу в музее назначили последнее занятие нынешнего учебного года. Но успешный проект не заканчивается. По просьбам родителей, чьи дети посещали студию всё это время, занятия с ними продолжат. А по уже опробованной программе (её немного откорректируют с учётом опыта этого сезона) будут заниматься с новичками.

И им тоже понравится!


ФАКТЫ

* Занятия в студии эстетического развития для детей при Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» были рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, то есть, шестивосьмилетних ребятишек. Важно: программа составлена так, чтобы новичок смог влиться в группу с любого занятия.

*    Темы для занятий музейщикам частично подсказали родители будущих «студийцев» - до того, как верстать план, организаторы проекта провели анкетирование среди взрослых, заинтересованных в подобном проекте. Важный момент: «теоретическая» часть каждого занятия непременно перемежается с практикой.


Алина ЕГОРОВА.

Фото: Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта