
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
Впервые Татьяна приехала в эти края 11 лет назад, к знакомым. Девушке устроили экскурсию по окрестностям. Она оказалась на Труворовом городище. Петербурженка тогда уехала домой, оставив здесь своё сердце.
- Я влюбилась с первого взгляда в эту неповторимую красоту: удивительный ландшафт, бескрайние дали, бездонное синее небо с причудливыми облаками, - призналась Татьяна. - На городище почувствовала положительную энергетику и умиротворение. Это было необычное состояние. Хотелось его переживать каждый день заново.
ПЕРЕБОЛЕЛА ГОРОДОМ
В Питере Татьяна была художником-реставратором на хорошо оплачиваемой работе в фирме при Эрмитаже. Специализировалась на реставрации античных залов, значилась управляющей по проектированию. За плечами красный диплом Санкт-Петербургского государственного университета. То, чем девушка занималась, всё шло в «стол». Реставрации в Питере в те годы не было, а то, что делалось, сложно было назвать реставрацией.
- Я была разочарована этим и бросила любимую работу. Пять лет трудилась на вольных хлебах - художником на подрядах. Этот сегмент даже во времена кризиса давал возможность хорошо заработать. После наездов в Старый Изборск я поняла, что не хочу больше ездить в давке на работу час в одну сторону и час обратно. А если далёкий объект, то и все два часа. Домой возвращалась измотанная, буквально падала от усталости.
Жизнь исключительно ради заработка денег окончательно опостылела. К тому времени Татьяна «переболела» мегаполисом. Этот этап был необходим в её жизни, однако он закончился.
ВСЕГО ЛИШЬ СТЕРЕОТИПЫ
Три года девушка думала о смене обстановки, но решиться было непросто - семья эту идею посчитала, мягко говоря, «странной». И все же она решилась. Возможно, сказалась модная тенденция среди городской интеллигенции переезжать на жительство в провинцию. Многие выбирали поселения, которые жили обособленно от сельчан, по своим устоям. Татьяна же в душе мечтала переехать именно в деревню, чтобы возрождать её.
Татьяна была домашним ребёнком: никуда не ездила, почти ничего не видела в жизни. В деревне тоже толком не была. В сознании девушки русская деревня ассоциировалась с бездорожьем, убогими домами, грязью, коровами со свиньями и местными жителями - алкоголиками. Но в деревне Олохово, к её удивлению, жила преимущественно интеллигенция - поэты, писатели, романисты, реставраторы. Те, кто не смог купить дорогую недвижимость в Старом Изборске. Стереотипы девушки о русской деревне рухнули, как песочный замок. Она быстро сошлась с людьми, близкими ей по духу, чему была несказанно рада.
БЕЗ КАМНЯ ЗА ПАЗУХОЙ
Татьяна начала жизнь с чистого листа. На новое место приехала практически без денег. Жила в чужом доме, в котором нужно было топить две печи. А ведь она даже огонь разжигать не умела. Пришлось научиться колоть дрова. Привыкать ходить на колодец. Первые две зимы для неё стали кошмаром. И обида была в душе на то, что она здесь одна одинёшенька. Приходится всё тянуть на себе, хотя планировали переехать с мужем. Испытанием стала и жизнь без Интернета на протяжении трёх лет. Ради него приходилось ездить в гостиницу в Изборск.
Деревня жёстко ломала характер, привычки, образ жизни и взгляды на жизнь, разрушила первый брак. Здесь Татьяна поняла важную вещь: жить в деревне - это большая ответственность. Отвечать перед самой собой и людьми здесь приходится за каждый шаг. В городе все просто, не нравится работа - нашёл другую. Не нравится человек в электричке, дышащий тебе в лицо перегаром, или сосед, громко включающий музыку, взял да переругался с ними. Или перестал с последним общаться.
- В деревне нужно выстраивать ровные, конструктивные отношения с жителями - простыми работягами, независимо от симпатий или антипатий к ним, - рассказывает Татьяна. - С камнем за пазухой здесь не приживёшься. Налаживать отношения с людьми, чья психология и менталитет оказались совершенно непонятными, приходилось самой. Я до сих пор не могу понять, почему некоторые, кто остался жить в деревне, не хотят работать? До смешного доходит, не найти людей на покос. Почему зона комфорта местных жителей - зарплата в 6-10 тысяч рублей? Или выгребной туалет за домом?
ПОИСК СЕБЯ
Татьяна попробовала себя в ткачестве, благо имелся в распоряжении ткацкий станок. Участвовала со своими изделиями в школьных выставках. Организовала собственную . Планировала всерьёз заняться и шитьём на заказ, но дело не пошло.
Идея делать печатные пряники пришла не сразу. Татьяна обратила внимание на то, что это направление на Псковщине не развито, а потому и не востребовано. Поначалу ничего не было - ни оборудования, ни поддержки людей. Делать всё приходилось одной. Трудилась по 14 часов в сутки. Впрочем, случались приходящие помощники, но это было несерьёзно. А тут повезло, нашёлся парень, который вручную полтора года месил тесто. Для Татьяны это была серьёзная моральная поддержка. Из-за отсутствия машины приходилось пряники носить на продажу в рюкзаке.
ИНГРЕДИЕНТЫ - НЕ ТАЙНА, ТЕХНОЛОГИЯ - СЕКРЕТ
Красивых легенд о прабабушкиных рецептах пряника Татьяна выдумывать не стала. Он родился спонтанно. Она удачно подобрала и смешала ингредиенты в нужных пропорциях. Они были найдены ею, что называется, по наитию. Её кулинарное произведение повторить никто больше не смог, хотя подделывать продолжают. Работа над совершенствованием рецепта, внесением в него новых ингредиентов, эксперименты с их сочетанием продолжаются постоянно. Например, карамель в мастерской делается собственноручно, чтобы из сахара улетучивались вредные элементы. Составляющие - не секрет, они содержатся на этикетке. Скрывать их от покупателей противозаконно. Но сама технология... Сегодня уникальную продукцию Татьяны хорошо знают в отечественном профессиональном сообществе.
ТИХОЕ СЧАСТЬЕ
Местные отнеслись к начинаниям Татьяны двояко - одни завидуют её успеху, другие уважают за характер, трудолюбие, открытость. Весьма забавно она познакомилась с будущим, вторым мужем Николаем. Подруга Татьяны насоветовала молодому человеку, который учился в Питере на искусствоведа, приехать к ней подработать на пряниках. Татьяна поразилась, насколько работник хорошо разбирался в искусстве. Кстати, пригодилось и первоначальное поварское образование Николая. На этом их дорожки и пересеклись.
Супруги купили столетний хутор в деревне Брод. Хотят его отремонтировать и превратить в музей русского пряника. Уже и мебель старинная есть. А еще они хотят быть полезными людям, которые живут в округе. Вот всерьёз озаботились поддержанием чистоты в своей деревне и её окрестностях. Собираются поднять народ на субботники.
Счастливы ли Татьяна и Николай в изборской глубинке? Да, по-своему счастливы.
- Приходится столько работать, что об этом даже задумываешься. Но, оглянувшись назад, видишь, как много сделано за эти годы своими руками. Иметь собственное дело и не зависеть от государства - это счастье, так как придаёт уверенность в завтрашнем дне. А ещё счастье - иметь свой дом с землёй. Слушать с любимым человеком по утрам пение соловьёв. Или любоваться, как нежно туман окутывает долину в вечерний час, - призналась Татьяна, чья смелость, решительность и вера в себя не может не удивлять.
Не одной работой живут наши герои. Выкраивают время съездить на концерты, например, на звёзд Большого театра, театральные постановки, а ещё они путешествуют по России и Европе. Ведь, не увидев мира, нельзя сформировать о нём целостное представление и найти в нём собственное место.
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru
Фото автора.
я живу во владивостоке с удовольствием прочитала статью спасибо