Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№ 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694)  №46 (9693)  №45 (9692)  №44 (9691)  №43 (9690)  №42 (9689)  №41 (9688)  №40 (9687)  №39 (9686)  №38 (9685)  №37 (9684)  №36 (9683)  №35 (9682)  №34 (9681) 
 
 
19 2018, четверг, 22:13

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. № 27 (9880), 11/07/2018

Последний полет

25 лет назад – 8 июля 1993 года - в районе Пскова потерпел катастрофу военно-транспортный самолёт Ил-76М «крестовского» полка. Его гибель окутана тайной.

ЭКИПАЖ

Командовал экипажем командир авиационного отряда, майор, лётчик первого класса Владимир Гудин. За его плечами было 3 тысячи часов налёта на самолётах Л-29, АН-24, ИЛ-76. Члены экипажа: капитаны Андрей Долганов, Павел Волгин, Александр Синюков, старший лейтенант Алексей Блинков, старший прапорщик Анатолий Башинов, прапорщики Василий Половинский, Аркадий Васильев. Также летели выпускники Ворошиловградского штурманского училища Константин Орлов, Дмитрий Живых, Виталий Зубарев. 

ОБЫЧНЫЙ ПОЛЕТ

Это был учебно-тренировочный полёт на 35 минут в радиусе 50 километров.  Через две минуты после взлёта во время занятия эшелона 1200 метров появился звуковой фон во внутренней и внешней связи. Руководитель полётов стал выяснять его причины. Командир с обрывками связи сообщил о пожаре на борту и получил команду прекратить задание, выходить на привод для захода на внеочередную посадку. Машина находилась на высоте 1200 метров, поэтому с первого захода экстренно произвести посадку не удалось - экипаж не успевал снизиться и ушёл на второй круг. При приближении к зоне подхода, уже на посадочной прямой в 3-х километрах от полосы, на высоте 150 метров, отказал руль высоты. Экипаж не мог управлять самолётом. За 4 секунды он потерял высоту, резко спикировал и столкнулся с землёй.  Самолёт компактно упал на площадку 80 на 150 метров, не задев газопровод в 20-ти метрах от места крушения. Все погибли.

- Мне запомнился тот день, - вспоминает экс-командир Берлинского военно-транспортного авиационного полка, заслуженный военный летчик РФ, полковник запаса Сергей Никифоров. – Я был второй день в отпуске. Стоял перед подъездом. Вижу, заходит на посадку самолёт, с каким-то треском. Подумал, зачем экипаж отстреливает тепловые ловушки на низкой высоте - это чревато пожаром. Вижу, из рампы полыхает пламя. Приезжаю на стартово-командный пункт, спрашиваю: «Где самолёт?». В ответ: «Видите столб дыма… Упал».

ПОЖАР

Причиной катастрофы самолёта был пожар в его хвостовой части и кабине стрелка. Источник пожара не установлен. Стрелок и инструктор перестали отвечать по внутренней связи, и командир отправил бортового техника по авиационно-десантному оборудованию выяснить причину. Открыв дверь гермостворки, он увидел пожар. Из-за него алюминиевые тяги управления рулём высоты в хвосте потеряли прочность и разрушились. С каждой стороны от стрелка находилось по 750 патронов от крупнокалиберной пушки НР-30, которые из-за пожара стали взрываться и, вероятно, перебили тяги управления рулём высоты. Были повреждены трубки подачи чистого кислорода в кабину стрелка. Пожар от выделяемого кислорода был такой силы, что бронеспинка сидения стрелка толщиной 2 сантиметра в одном месте была прожжена насквозь, как от газовой сварки.

УШЛИ НА ВТОРОЙ КРУГ

Это оказалось роковым для экипажа. Можно ли было посадить машину с первой попытки с высоты 1200 метров ещё при исправном руле высоты? Ответить на этот вопрос однозначно не может никто. У лётчиков существуют разные способы захода на посадку, но каждая критическая ситуация уникальна. Например, тех, кто участвовал в войне в Афганистане, специально обучали экстренно сажать самолёт в неординарных ситуациях, едва экипаж только увидит аэродром. Допустим, во время обстрела с земли. Предвидя опасность, они готовились к такому исходу, зная, что выбора не будет. У экипажа Гудина, выполнявшего обычный учебный полёт, не предвещавший трудностей или выполнения рискованных задач, выбор, казалось бы, был. На тот момент ситуация ещё не стала критичной. Расшифровка «чёрных ящиков», в том числе внутренней и внешней связи – переговоров лётчиков с землёй и внутри экипажа, подтвердила, что на момент первого захода машина ещё была исправной.

Мог командир экипажа, оценив огромнейший риск посадки прямо с маршрута, за короткое время предвидеть, каким образом и насколько стремительно и катастрофично будут развиваться события? Вероятно, нет. Ведь подобных авиакатастроф в истории отечественной военно-транспортной авиации ещё не было. Экипаж боролся до конца.  Не хватило дотянуть до полосы для благополучной посадки каких-то 40 секунд. 

 


 

Странная магия цифр. Катастрофа произошла 8.07.93, позывной экипажа был 807. Бортовой номер 039. Если его прочитать справа налево, то получается 93.

 


 

ЛИШЬ ВЕРСИИ

Версий происхождения пожара выдвигалось более сорока. Ни одна не подтвердилась.

- Возможно, было замыкание электропроводки через две минуты после взлёта, - предполагает Сергей Никифоров. – Это проявилось в появлении звукового фона во внутренней и внешней связи. Характер шума исследовался в научно-исследовательском институте. Специалисты определили его источник - станция наведения для стрельбы пушками в кабине стрелка. Она включалась при его обучении. Непонятно, почему шум распространился на передатчики радиостанции. Возможно, это вызвано уже их замыканием при пожаре. Нам просто рассуждать, что, да как было. Одно скажу – экипаж Владимира Гудина был подготовлен для полётов во всех условиях, но есть ситуации, в которых происходит стечение непредвиденных обстоятельств, приводящих к непреодолимым последствиям, когда экипаж обречён.

Сергей Никифоров опроверг версию, согласно которой в кабине стрелка могли закурить при случайно открытом кране подачи чистого кислорода.

- Во-первых, инструктор был некурящий. Он не разрешил бы курить стрелку. Во-вторых, вы представляете размер и без того узкой кабины? Если закурить в ней, там вообще ничего не увидишь. В-третьих, всё началось на взлёте. Этот совсем неподходящий момент для курения.

После трагедии военные ИЛ-76-ые перестали летать с боевым комплектом. Пушки стали заряжать только во время тревоги. Непроизвольный взрыв патрона, который мог быть старым или иметь дефект, тоже рассматривался в качестве версии. Проверили все боеприпасы на складе – все серии были годны к применению.

СУДЬБА?

С экипажем Гудина летели курсанты Виталий Зубарев, Константин Орлов и Дмитрий Живых – единственные дети в своих семьях. Ребята проходили в полку лётную стажировку. Выполнили все полёты и снова полетели просто потому, что очень хотели летать. Дмитрий Живых прежде жил в Пскове, учился в школе №13. Его отца, служившего в Берлинском полку заместителем командира по воспитательной работе, перевели на Дальний Восток. Отец настоял, чтобы сын проходил стажировку в Пскове.

КАЖДЫЙ ГОД

Экипаж похоронили на кладбище «Орлецы – 2». Командование части с администрацией города Пскова выделили квартиры семьям погибших. Личный состав военно-транспортной авиации оказал существенную материальную помощь для организации достойных похорон, строительства в Орлецах монумента и обустройства места падения самолёта в Лесхозе. В честь экипажа назвали улицу – «Ул. Экипажа Гудина».

Однако ничто не возместит горечь потери близких людей - сыновей, мужей, отцов. Продолжателями их дела сегодня стали дети, дослужившиеся уже до майорских погон в 334-м Берлинском полку.

 


 

Стало традицией 8 июля в 11 часов у мемориала проводить митинг. В 20.30 семьи, родственники, сослуживцы собираются на месте падения самолёта. Надо отдать должное командованию части, ветеранам полка, которые ежегодно проводят на месте гибели экипажа субботники. С родственниками погибших поддерживают в хорошем состоянии мемориал и могилы экипажа в Орлецах.

 


 

Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru
Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта