Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698) 
 
 
17 ноября 2018, суббота, 18:53

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. № 29 (9882), 25/07/2018

Знакомьтесь – балагуры!

В своих костюмах «Дымковская игрушка» они стали одними из самых ярких участников Второго фестиваля «Этно-Мода Псков» в Пскове и получили дипломы победителей фестиваля в номинации «Костюм для фольклорного коллектива».

? Огорчаются: знали бы, насколько широк формат фестиваля, привезли бы не пару песен, но целый обряд: их у фольклорного коллектива уже подкопилось немало, новые – в разработке и ожидании. И это при том, что коллективу «Карамышевские балагуры» этим летом исполнится всего полтора года.

А НЕ СОЗДАТЬ ЛИ?

Руководитель коллектива Ирина Жачек почти четверть века отработала в культуре Псковского района, пять лет руководила Домом культуры и, как признается, все эти годы мечтала создать свой фольклорный коллектив. Мечту тормозили текущие мероприятия и хозяйственные вопросы, а когда ушла и, казалось, что интерес к творчеству напрочь перегорел, и надо отдохнуть и переключиться, вот тут-то все только и началось да завертелось!

Сравнивая свой коллектив с «Бурановскими бабушками», Ирина удивляется, как быстро и точно он сложился, словно пазлы. А ведь раньше никто из участников особо не пел и не плясал! Разговорились они как-то с Жанной Ермолаевой – сотрудницей духовно-просветительского и историко-культурного Центра села Карамышево (Жанна там и библиотекарь, и уборщица, и истопник, и хранитель, и экскурсовод по музею крестьянского быта, словом -  хозяйка). И вопрос прозвучал сам собой:

- А не создать ли нам свой фольклорный ансамбль?

- А давайте! – откликнулась Жанна и тут же озадачилась, кого бы позвать. И кандидатура первая сразу на ум пришла

– Юлия Тимофеева, она же просто неистощимый генератор творческих идей. Ангелина Михайловна Алексеева – она и войну помнит, а голос – молодой да задорный! Лену Кольцову с ребятами, Костей и Димой, что в храме поют, позвали. Вот и основа – не бурановских, но своих, карамышевских… Кого? Конечно, балагуров – пусть не самых молодых, но точно самых озорных да поворотливых.

Ангелина Михайловна – единственная выжившая из полностью сожженной деревни Пикалиха. «Гвозди б делать из этих людей – крепче не было б в мире гвоздей», - цитирует Ирина Жачек Маяковского, говоря, что в своей жизнеутверждающей силе примером для всех остальных являются именно самые возрастные участницы коллектива - Ангелина Михайловна Алексеева и Антонина Ивановна Костыгова. Антонина Ивановна пришла в коллектив немногим позже остальных, но ее приход оказался самым заметным, точнее – слышимым.

- Она – отличный специалист по вокалу, - поясняет Ирина. - Если до Антонины Ивановны мы просто пели, стараясь слышать друг друга, а получалось, если честно, кто во что горазд, то всего за полгода сложено трехголосие, с которым не стыдно выступить и на региональном конкурсе, и на большой сцене. А почему нет? У нас еще есть «секретное оружие» и неуемный генератор творческих идей - Юлия Тимофеева (Кирий), человек с отличным вкусом и богатой фантазией. Все мужские роли исполняют ребята и муж – Виктор Михайлов. Он и Семик, и Кузьма, и Мороз, и просто крестьянин…

СЕМИК - ЭТО КТО?

На мой вопрос о незнакомых персонажах Ирина охотно поясняет: коллектив – в постоянном творческом поиске, и уже сделал для себя несколько открытий по части праздников и обрядов древней и раннехристианской Руси, когда праздники получали еще языческое, но более просто игровое обрамление. Например, Семик честной или Зеленые святки - их отмечали в четверг последней недели перед Троицей как прощание с весной и встречу лета. Завивали ленты вокруг берез, водили хороводы, трапезничали. Проводили обряд кумления подружек – с принесением друг другу клятв и обещаний. Вечером, когда возвращались с полей мужики, жгли костры. А еще непременно красили яйца в желтый цвет, и шли на кладбище поминать усопших - как раз за неделю до Троицы.

Сороки – 22 марта, день памяти Сорока Севастийских мучеников, знает и наше поколение: православие было запрещено, а сорок жаворонков из бабушкиной печи запретить было невозможно. И с этими жаворонками ребятишки по улице бегают – весну встречают. Кликанье Мороза – предрождественский обряд, вполне совместимый с современным Новым годом, как раз за неделю до Рождества. Интересны пограничные праздники – Масленица (зима-весна), Семик (весна-лето), Дожимки или праздник последнего снопа (лето-осень) и Кузьминки - об осени поминки… При известной фантазии наших затейниц место в классических народных сценариях вдруг находится и любимым сказочным персонажам, и, главное, зрителям. Посмотреть на балагурские затеи приходит обычно так много народа, что приходится тесниться с декорациями и площадкой для выступления.

Культурно-просветительский центр – обычное место проведения подобных мероприятий  -  добавляет колорита народным гуляниям. Интерактивное пространство делает всех пришедших участниками, а дубовые столы да самовары на них добавляют колорита и гостеприимно приглашают сдобрить праздник чаепитием.  А затейников выделяют, конечно, костюмы. И шьет их сама Ирина Жачек. И это еще одна грань ее талантов. Сценический костюм – это очень важно! И вообще…

ОТДЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Материал на первые костюмы коллективу подарил Союз пенсионеров. Цвета как раз такие, какие носили на Псковщине - немного серой шерсти и немного молочной, неяркие. Ирина обыграла их так, что наряды стали не просто территориально фольклорными, но интересными – и кроем, и отделкой. И поняла, что хочется сшить что-то более яркое и южное.  Следующие костюмы планировались с чувством, толком, расстановкой. Обсудив планы и расходы со своими «девочками», Ирина Жачек принялась воплощать в жизнь образ дымковской игрушки: яркая клетка, с красной оригинальной вышивкой фартук, пышные рукава, необычный, с дополнительным валиком-гребешком над очелье головной убор, цветочный орнамент в вышивке.

Все рукодельные умения и навыки шитья, наработанные за годы, в полной мере вложились в новый костюм. Почти две недели кропотливой работы и – на очередную репетицию коллектива Юлия пришла в пошитом для нее первой наряде дымковской барыни. И подбочениваться не пришлось, девочки сразу ахнули: «Неужели у нас у всех такие костюмы будут?»

Автору-мастерице, конечно, пришлось поднапрячься, но результат того стоил, и очень представительный международный фестиваль «Этно-мода» - тому подтверждение. Колоритные костюмы фольклорного коллектива в необычной стилистике и оригинальном исполнении получили высшую оценку жюри. А для выступления выбрали фольклорную песню «Ой кумушки-голубушки» и русскую народную «Ниточку». Правда, на второй день выступать пришлось усеченным составом: неимоверная жара не всем по здоровью. Надо придумывать новые костюмы – полегче да потоньше, в летнем исполнении.  Это – планы на будущее. Будут еще возможности показать себя на широкой сцене, и, самое главное, в родном Карамышево. Там уже ждут новых обещанных постановок и гадают, о каких еще древних праздниках, песнях и играх им пока только предстоит узнать.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото из архива коллектива «Карамышевские балагуры».

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта